Виктор Гришин: «Лесной должен меняться!»

В. Гришин

В. ГришинИ происходить позитивные перемены должны не только в юбилейные годы

Никакого особого повода для интервью с главой городского округа не было. Просто у нас появились вопросы, а у главы – потребность обратиться к жителям по ряду важных для жизнедеятельности города моментов.

Разговор с главой городского округа Виктором ГРИШИНЫМ мы начали с вопроса, который до сих пор волнует жителей, – ситуация с телефонной связью.

– Виктор Васильевич, чем закончился спор между ЗАО «Сити-Телеком» и комбинатом «Электрохимприбор»: кто из них взял на себя ответственность за последствия телефонного коллапса?

– Вопрос о стабильности телефонной связи в городе продолжает оставаться актуальным. Спор между двумя хозяйствующими субъектами не закончен – теперь вопросы, по которым возникли принципиальные разногласия, комбинат «Электрохимприбор» и «Сити-Телеком» решают в суде. Однако при этом умудрились предупредить (ЗАО «Сити-Телеком»), что с 1 августа в городе вновь могут возникнуть проблемы со связью. В ответ на это администрация заняла жёсткую позицию: если в городе повторится телефонный коллапс, данное деяние будет рассматриваться в рамках уже уголовного дела. Связь в городе должна работать для народа, а не народ для обогащения операторов связи. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь к горожанам: если возникнут случаи сбоев связи, сообщайте в администрацию. Будут факты – будет обращение в прокуратуру о том беззаконии, которое творится на нашей территории.
Отмечу также, что, согласно договорённости, комбинат «Электрохимприбор» передаёт свою связь городу, и, как собственник, муниципалитет намерен самостоятельно решать, с какой организацией-оператором заключать договор на предоставление услуг связи населению и на каких условиях.

– Первого сентября, то есть через месяц, на базе бывшего детского дома при школе-интернате № 63 должно начать работу Училище олимпийского резерва – такое решение озвучил губернатор, будучи в Лесном 8 июня с рабочим визитом. Однако сегодня понятно, что училище к этому сроку не откроется. Что помешало планам состояться?

– Училище олимпийского резерва по стрелковым видам спорта действительно должно было открыться к 1 сентября. Губернатор Александр Мишарин поручил Министерству финансов области выделить 17,5 млн рублей для решения первоочередных организационных вопросов – передачи на баланс области здания бывшего детского дома, заключения необходимых договоров о нахождении там юных спортсменов и так далее.
К сожалению, сегодня очень сложно с точки зрения закона согласовать эти вопросы: для Минфина эти средства – незапланированные расходы, найти такую сумму одномоментно – сложно, поэтому финансирование будет либо производиться частями, либо закладываться полностью, но – с 1 января следующего года. Конечно, процесс идёт, но не так быстро, как планировалось.

– При участии губернатора было принято решение и о строительстве в Лесном Ледового дворца, получено добро на софинансирование: 50% составят областные средства, 25% – Госкорпорации «Росатом». Начаты ли уже работы и можно ли прогнозировать какие-то сроки?

– Ситуация со строительством Ледового дворца непростая. Несколько лет вопрос прорабатывался спортивной общественностью: необходимо было понимание целесообразности данного объекта для города и степени эффективности его использования. Однозначного понимания в этом вопросе нет и по сей день. Часть общественности уверена, что это будет высокорентабельный объект, который сможет себя окупать. Другие настроены пессимистически, считая, что Ледовый дворец будет вечно дотируемым предприятием, и, к сожалению, по опыту других городов видно, что чаще именно так и бывает. Правда, в некоторых городах уже есть предприятия с современной организацией труда и процесса, на содержание которых из бюджета не требуется слишком больших сумм. Поэтому сегодня решается принципиальный вопрос – посадки здания Ледового дворца, с привязкой его к местности с целью минимизировать затраты на инфраструктуру.
Из ряда вариантов самым приемлемым видится строительство Ледового дворца в профилактории «Солнышко». Данный вариант позволит развить базу «Солнышка», которая сегодня простаивает, и организовать на этой территории многофункциональный комплекс. Это была бы и хорошая спортивная площадка, куда бы ездили тренироваться спортсмены со всей России; и прекрасная база отдыха для населения города – семей, детей, молодёжи, туристов; и профилакторий для пенсионеров в рамках муниципальной программы.
Но для того чтобы посадить Ледовый дворец на базе СП «Солнышко», необходимо решить вопросы обеспечения санатория-профилактория газом, дополнительным теплом, водой, электроэнергией, а это затраты, которые не были предусмотрены в смете на строительство Ледового дворца внутри зоны. Поэтому появилась дополнительная работа, необходим ещё ряд согласований. Но эти вопросы решаемы. Если говорить о сроках, то к концу 2013-го – началу 2014 года, надеюсь, строительство будет завершено.

– Виктор Васильевич, верно ли, что на заседании Ассоциации закрытых городов в Сарове было принято решение – администрациям ЗАТО вступить в Народный фронт?

– Действительно, Ассоциация рекомендовала главам городов рассмотреть возможность вступления Ассоциации в Общероссийский народный фронт. Дума предложение одобрила. И мы действительно Ассоциацией вступили в эту организацию. Для чего? Мы прекрасно понимаем саму идею Народного фронта, обозначенную и премьером, и губернатором, – формирование инициатив снизу с тем, чтобы у нашего общества – молодёжных, женских, ветеранских организаций, деловых кругов, профессиональных союзов и объединений – была дополнительная возможность непосредственно, напрямую участвовать в выработке важнейших государственных решений, направленных на улучшение благосостояния народа. Для нас, жителей закрытых городов, это дополнительная возможность ещё раз напомнить о проблемах ЗАТО.
Я уже доводил до сведения горожан, что Ассоциацией разработан проект поправок в закон о ЗАТО. Суть предложений по изменению законодательства состоит в закреплении статуса ЗАТО как особых территориальных образований федерального значения, цель которых – обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства. Отсюда следует закрепление дополнительных государственных полномочий, которые должны быть делегированы органам местного самоуправления в ЗАТО; формирование бюджетов ЗАТО при участии федерального бюджета; осуществление мер государственной поддержки, декларированных даже в старом законе о ЗАТО.
К сожалению, через профильные министерства поправки проходят очень медленно, поэтому Ассоциацией было принято решение оформить наши предложения именно через участие в деятельности Народного фронта. Мы считаем этот шаг эффективным и рассчитываем на достижение поставленных целей.

– Какие ещё знаковые вопросы обсуждались на последнем заседании Ассоциации закрытых городов?

– Обсудили важный вопрос инновационного развития наших ЗАТО. Рассмотрели опыт Сарова по развитию технопарков, социально-экономических кластеров – эту практику хотелось бы распространить на все закрытые города. Это особенно актуально, учитывая реорганизацию городов атомной промышленности, которая коснётся и Лесного, а потому необходимо выработать оптимальный алгоритм этого процесса, при этом не забывая о цели, поставленной государством, – модернизации нашей экономики, которая в большинстве закрытых городов является моно-экономикой с точки зрения инновационных процессов. Сегодня мы изучаем опыт по реорганизации атомной отрасли Великобритании. Осенью туда планируется поездка глав городов ЗАТО с тем, чтобы на месте решить вопросы взаимодействия.
Также на Ассоциации обсуждался вопрос взаимодействия муниципалитетов с Федеральным медико-биологическим агентством России. Намечена встреча с руководством ФМБА в нашем городе для решения ряда принципиальных вопросов: капитального ремонта зданий и сооружений, которые ФМБА обслуживает на территории ЗАТО, приобретения оборудования, внедрения новых технологий, укомплектованности кадрами, обеспечения специалистов жильём и так далее. Поэтому мы хотим обратить внимание ФМБА на разработку программ развития, в которых участвовали бы и наши города, на чьей территории ФМБА осуществляет свою деятельность.
Одна из сложных тем, рассматриваемых Ассоциацией, – передача имущественных комплексов на баланс муниципалитетов при реорганизации предприятий Росатома. Сегодня этот вопрос в разных городах решается по-разному, тогда как есть необходимость в выработке стандартных подходов, унификации процесса со стороны Росатома, чего сделать пока не удаётся. А ведь эта задача – одна из ключевых: от её решения зависит стоимость коммунальных услуг на территориях, а значит, и размер квартирной платы, и стоимость благоустройства городов.
Также поднимаем вопросы духовного развития территорий. За последние три года Росатом стал активно финансировать культурные программы: концерты, выставки, бьеннале, которые проходят под эгидой Госкорпорации. Это говорит о том, что при желании можно достичь взаимодействия – дай Бог, чтобы такое же взаимодействие проявлялось и по ключевым позициям.

– К вопросу о взаимодействии: Виктор Васильевич, как Вы относитесь к заходу в город новых газет – конкретно к подаче ими информации о деятельности главы и администрации, часто недостоверной и с налётом скандальности?

– Плюсом появления в городе альтернативной прессы считаю то, что Лесной сможет больше узнавать о жизни других городов. Появляется возможность сравнивать течение жизни соседних муниципалитетов и убеждаться, что наш город, несмотря на имеющиеся недостатки, хорош и красив: ведь иногда мы очевидное можем увидеть только на контрасте, и в этом плюс иногородних газет.
Однако, к сожалению, собственники средств массовой информации считают своё издание прежде всего средством получения прибыли и только во вторую очередь – источником объективной информации. У меня сложилось именно такое мнение по тем изданиям, которые присутствуют в нашем городе. Поэтому я бы рекомендовал собственникам СМИ интересоваться, насколько достоверная информация публикуется в их газетах, и отслеживать корректность её подачи.

– В редакцию обратились жители города вот с таким письмом: «Объясните нам, как будет происходить процесс переселения жильцов из домов, идущих под снос, в другое жильё? В «Вестнике» в ответе главы администрации В.Румянцева сказано, что если жильцам из деревянных домов дадут квартиры в панельных домах, то это будет считаться улучшением жилищных условий, но возникает разница в стоимости жилья, которую нужно как-то компенсировать. Вопрос – как?

И кто должен кому компенсировать – мы, выехавшие из ветхого жилья, должны будем заплатить администрации за квартиры в «панельках»? Или мы чего-то недопоняли?»

– Я уже не раз говорил: Лесной – единственный город в Северном управленческом округе, где ещё строится социальное жильё. Механизм предоставления жителям квартир взамен тех, которые находятся в идущих под снос домах, непростой, но он сегодня проработан. С каждым собственником или нанимателем жилого помещения будет проведена работа, и в каждом конкретном случае будет принято индивидуальное решение. Поэтому говорить о том, что все выехавшие люди получат жильё в лучших домах и при этом обязаны будут за него доплатить, – неверно.
Выселяя жильца из идущего под снос жилья, мы можем предоставить ему квартиру и в новом доме, если человек – собственник, но тогда он действительно должен доплатить разницу стоимости жилья. Жильцу же, который не является собственником, мы можем предоставить только аналогичное жильё – метр в метр, то есть равнозначное по метражу тому, какое он занимал в своём старом доме. Так говорит закон. К примеру, сейчас идёт расселение жильцов дома № 8 по Коммунистическому проспекту. Из 12 квартир этого дома только в одном случае речь идёт о компенсации. В остальных вопрос решается либо выплатой собственнику со стороны администрации оценочной стоимости этого жилья, либо предоставлением муниципального жилого помещения, или рассматриваются ещё какие-либо третьи варианты.
Напомню, что областная программа ветхого жилья сегодня приостановлена, но мы надеемся, что она заработает: срок её действия – до 2015 года, и нашими усилиями уже один дом попал в эту программу…

– И в заключение: Виктор Васильевич, что изменится в Лесном за ближайшие полгода-год? Самые грандиозные из реальных планов?

– Основные изменения, которые нас ждут, касаются Устава города. Я бы призвал жителей активно поучаствовать в работе над законом, по которому мы все живём. И особое внимание обратить на статью 30 – о выборах главы городского округа: либо глава выбирается прямым голосованием жителей, либо – из числа депутатов Думы. Жители могут высказаться на эту тему на публичных слушаниях, которые состоятся в конце августа.
Устав поменяет ряд позиций. Так, усилится позиция городской администрации, которой будут переданы основные органы местного самоуправления. Будет заложена норма о том, что администрация готовит программы развития и сама их реализует.
Далее, грядёт 65-летие города. И я бы призвал жителей отнестись внимательно и неравнодушно к тем событиям, которые ожидаются в связи с этой датой, по-хозяйски бережно – к благоустройству и оформлению города, к появлению новых объектов – детских площадок, скамеек, беседок, стендов, остановочных комплексов и так далее. На эти мероприятия выделены немалые средства – более 100 млн рублей, хотелось бы, чтобы горожане оценили вложенные усилия.
Что ещё? Заработает новая лодочная станция, от «Бажовки» перекинется красивый пешеходный мост, возникнут торговые центры и цивилизованный рынок, появится баня, вырастет Ледовый дворец, застроится 8-й микрорайон – это я говорю уже о больших, значимых проектах, реализация которых намечена на 2012-2014 годы.
Хочется навести порядок и уют в городе. Организовать и построить больше запоминающихся мест и объектов, чтобы Лесной мог выгодно отличаться от других городов – с точки зрения архитектуры, благоустройства, организации новых предприятий с новыми технологиями. Чтобы этими позитивными изменениями заинтересовалась молодёжь, предпочтя остаться и работать в Лесном. Чтобы интересно и весело жилось здесь нашим детям. И комфортно было старшему поколению. Чтобы Лесной активно развивался по всем направлениям. И не только в юбилейный год.