«Да, мне нужен успех! Нужен как воздух!». Кирилл Ильиных и Мария Зотова.

Когда идёшь на спектакль к режиссёру Сергею Рудому, всегда ожидаешь чего-нибудь эдакого – интересного и с изюминкой. У него всё по-серьёзному, всегда глубокомысленно, порой даже если смех – и то сквозь слёзы. Он сам не ищет лёгких путей и заставляет задумываться своего зрителя.

На этот раз наш народный музыкально-драматический театр познакомил своих поклонников с необычным форматом постановки. В один вечер были показаны спектакль «Дом окнами в поле» по пьесе Александра Вампилова и театральный эскиз к его же пьесе «Успех».

После – и обсуждение, полемика. Думаю, услышав их, режиссёр порадовался бы. Ведь в конечном счёте цель любого вида искусства – достучаться до каждого сердца, вызвать у человека эмоции, способные вдохновить его на духовный труд. Возможно, это и звучит несколько пафосно, но каждый волен по-своему формулировать цели и задачи любых форм проявления искусства, как он это понимает.

Пьеса «Успех» и в самом деле не дописана автором: Александр Вампилов трагически погиб в 35 лет, оставив в наследство театру гениальные пьесы, по которым сняты замечательные фильмы «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске» и др., а читателю – около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов, написанных им за время литературной работы.

– Мы впервые прибегаем к этой форме показа – эскиз к спектаклю, хотя профессиональные и любительские театры её используют уже несколько лет, – пояснил перед началом показа Сергей Рудой. – Мы тоже решили рискнуть – попробовать что-то новое. Это некий набросок, наше видение пьес. Поэтому зритель увидит работу только два раза, сегодня и завтра, а к осени, надеемся, доведём работу над театральными эскизами до премьеры и откроем новый творческий сезон театра полноценными спектаклями.

Для постановки выбраны две совершенно разные пьесы, не банальные, несмотря на «советское происхождение», актуальные и сегодня. И, как всё у Вампилова, не политизированные. Поэтому смотрятся легко и с интересом.

Что всегда отмечаю в работах режиссёра Сергея Рудого, у него нет на сцене ничего лишнего, не произносится лишних слов, нет посторонних звуков и движений. Но всё, что находится перед вниманием зрителя, всё играет на спектакль: если музыка – то тонко продуманная, если стоят манекены – то и у них своя роль, стол, стулья, посуда – всё имеет свой функционал, всё используется и живёт. Так, практически играет не последнюю роль в пьесе «Дом с окнами в поле»… чемодан. В руках робкого и стеснительного учителя он становится почти партнёром героя, и друг без друга их уже трудно представить.

«Вы наяда, сирена, от Вас надо спасаться бегством…». Татьяна Боброва и Антон Пьячев.

Кстати, о героях. В команду участников так называемой лаборатории, которой предстоит трудиться над эскизами спектаклей, вошли актёры-дебютанты Кирилл Ильиных и Мария Зотова, молодая актриса Мария Еловскова – появились новые лица, что с любопытством воспринимается завсегдатаями НМДТ «Современника». Зритель у нас чуткий, с пониманием относится к новичкам на сцене и с готовностью поддерживает их аплодисментами.

При появлении уже знакомых актёров приходит ощущение встречи с родными, спадает чувство напряжения, переживания за них и просто наслаждаешься происходящим. Татьяна Алтухова. Её воспринимаешь уже как профессионала. Дуэт Татьяны Бобровой и Антона Пьячева просто находка для сельского романа заведующей фермой Лидии Васильевны и городского учителя Владимира Александровича, уезжающего после трёхлетней педагогической практики из села.

Как всегда, отмечается чёткий подбор актёров и ролей, а юмор, который сквозит в каждой сцене, в каждой фразе, не оставляет зал равнодушным, зритель посмеялся от души.

По традиции после окончания спектакля режиссёр поблагодарил всех его участников – актёров, «невидимый фронт» – сельских певуний под окнами (можно было, конечно, запустить и фонограмму, но Сергей Рудой предпочёл живой звук, приближая нас к реальной действительности. Благо у него есть поющие актёры, среди которых нельзя было не расслышать, к примеру, голос Натальи Берсенёвой, юных актёров детской театральной студии «Просцениум».

Точку ставить – не в правилах режиссёра. Тем более и у самого автора в одноимённых пьесах и рассказах – различные финалы. Предстоит ещё выбрать свой. Можно сказать, работа на паузе. Новая для нашего театра форма показа позволяет быть труппе в постоянном поиске.

После поздравлений и вручения цветов Сергей Рудой, пользуясь случаем, пригласил поклонников нашего народного музыкально-драматического театра 12 мая в 16.00 на спектакль-концерт, приуроченный ко дню рождения НМДТ. В нём примет участие вся труппа. Этим показом закроется нынешний театральный сезон.

Разговор зрителей

Елена К.:

– Я вот не совсем поняла про актёра в «Успехе». То ли он с невестой настоящий, то ли суть его проявилась с её мамой…

Вероника Н.:

– А я так поняла. Помните, герой сказал, что уже и не помнит, когда был самим собой? Встреча с будущей тёщей застала его врасплох, и он не успел собраться, войти в образ. Понял, что не понравился женщине как жених дочери. «Провал, это провал!» Тогда он решается переиграть «сцену», перевоплощается в негодяя – и прокатило! Она даже денег ему даст…

Нелля М.:

– Может, потому и «эскиз», что мы ещё можем что-то домыслить сами? Ведь режиссёр сказал, что это не окончательный вариант спектакля…

ФотоПавла Мирончука
Предыдущая статьяМобильный спасатель
Следующая статьяПьяному за рулём – не место!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя