Прошедшие в минувший понедельник, 23 января, публичные слушания по проекту изменений, вносимых в Устав городского округа «Город Лесной», автора этой статьи, скажу честно, удивили. Приятно – числом горожан, весьма искренне желающих донести до депутатов городской Думы собственный взгляд на целесообразность планируемых поправок, неприятно – излишней эмоциональностью некоторых выступлений, ставящей порой под сомнение законы элементарной логики, а сами слушания превращающей в нечто среднее между оживлённым дворовым спором и слегка переигранной ярмарочной постановкой. Впрочем, давайте обо всём по порядку…

Вопросы на повестке
На суд неравнодушной общественности через процедуру публичных слушаний были вынесены в этот раз изменения, которые Устав Лесного должен понести в ближайшее время. Процедура это довольно традиционная, время от времени повторяющаяся, хоть накал страстей раз от раза одинаковым и не назовёшь. Большая часть нынешних поправок связана с требованиями законодательства, одна – вынесена на обсуждение по предложению депутата городской Думы. Скажу сразу: именно вокруг последней и развернулись основные баталии.

Поскольку законы всех уровней в наше время – субстанция довольно подвижная, старающаяся сохранить и эффективность, и актуальность, время от времени нормативные документы местного значения приходится приводить в соответствие с документами «вышестоящими» – регионального и федерального масштабов. Спорить с такими поправками смысла не имеет: закон есть закон. Да и кардинальных изменений, честно говоря, в таких случаях не происходит практически никогда.

Вторая группа вносимых в Устав Лесного поправок – редакционные. Найденные неточности, устаревшие формулировки, лишние слова… всё это, как и первая часть изменений, не вызывает обычно споров ни внутри депутатского корпуса, ни у интересующихся ситуацией горожан.

Дальше – интереснее. Одна из новелл будущей редакции Устава Лесного – новый порядок определения кандидатуры главы городского округа и изменения, связанные с этим. Напомню вкратце: согласно требованиям обновлённого Федерального закона о ЗАТО главы закрытых городов теперь проходят иную процедуру избрания. Накануне окончания полномочий действующего главы объявляются вакансия главы города и требования к кандидатам, готовым на неё претендовать. Заявки претендентов, сопровождённые составленными ими программами развития территории на несколько ближайших лет, рассматривает «тройственная» комиссия, состоящая из представителей Госкорпорации «Росатом», губернатора области и местной Думы. После того, как определены не менее двух наиболее актуальных кандидатур на должность главы, к их обсуждению приступает местная Дума уже в полном составе. И именно решением депутатов конкретного города определяется в итоге, кто из отобранных комиссией претендентов станет главой ЗАТО. Осталось обратить внимание лишь на то, что, в отличие от последних местных выборов 2015 года, будущий глава отныне не обязательно должен быть депутатом Думы. Зато теперь он совместит в себе сразу две должности – главы города и руководителя местной администрации. А вот председателем Думы, чьи обязанности сегодня выполняет действующий глава Виктор ГРИШИН, наоборот, станет один из членов депутатского корпуса, но уже без каких-либо дополнительных функций.

Как было сказано выше, продиктованы все эти изменения поправками, принятыми в закон о ЗАТО, и потому, по сути, обязательны к исполнению вне зависимости от существующих точек зрения. Следом за собой нововведения эти несут массу редакционных правок в Устав: формулировки, касающиеся главы администрации города, например, меняются на совершенно аналогичные, но уже в отношении главы города.

И вот, наконец, предложение о внесении ещё одного изменения в Устав Лесного, вызвавшее максимальный ажиотаж. Сначала – внутри городской Думы, теперь – и на публичных слушаниях. Стоит подчеркнуть сразу: речь идёт именно о ПРЕДЛОЖЕНИИ, поступившем в установленном порядке от одного из городских депутатов. Связано оно с новым порядком избрания членов Думы Лесного. Если в последние годы (начиная с 2012) десять народных избранников проходили в состав местного органа представительной власти персонально, по пяти двухмандатным округам, а ещё десять – по партийным спискам, то теперь предлагается отказаться от политической составляющей в этом процессе, организовав в Лесном 20 одномандатных округов без списков партий. И поскольку это не догма, а предложение, как раз вокруг него и развернулась в минувший понедельник весьма острая и эмоциональная дискуссия.

Предмет спора
Начнём с того, что, несмотря на кажущуюся новизну идеи, лавры первооткрывателя в этом вопросе Лесному явно не достанутся. По данным региональной Избирательной комиссии на 1 декабря 2016 года, из 49 дум, которые будут переизбираться на территории Свердловской области в сентябре 2017 года, «смешанная» система выборов сохранилась только в 16 населённых пунктах. На описанную выше так называемую «мажоритарную» систему уже перешли Думы Первоуральска, Горноуральского и Полевского городских округов, Ирбитского и Нижнесергинского районов. До мая 2017 года этот шаг планируют сделать депутаты Серова и нескольких других муниципалитетов.

Основной принцип, реализуемый новшеством, – прозрачность взаимоотношений между избирателем и депутатом. Выбирая человека из числа кандидатов, пришедший на выборы горожанин имеет возможность смотреть на совершенно конкретные имена и лица, а не на флаги, скрывающие за собой некую группу партийных активистов. Если проводить аналогию с обыденной жизнью – каждый из нас знает своего участкового полицейского, участкового врача… То же, по мнению авторов инициативы, должно быть и на уровне Думы: один депутат от небольшого избирательного округа, которому предстоит выстраивать личный диалог с населением, решать его индивидуальные проблемы, персонально отвечать за те или иные предпринятые шаги.

Противников идеи беспокоит несколько моментов: во-первых, сам факт голосования за ту или иную партию говорит, по их мнению, о готовности избирателей поддержать цели и ценности конкретно этого политического объединения даже без уточнения, кто именно будет представлять их в Думе. Так зачем же лишать горожан этой возможности? К тому же опасения вызывает финансовая сторона вопроса: если вместо пяти существующих сегодня на территории Лесного избирательных округов появятся 20 – как скажется это на и без того весьма «утянутом» бюджете? Готовы ли горожане поставить свои демократические права выше экономических интересов?

Спектр мнений
Как уже, наверное, заметил читатель, в этом материале принципиально не называются ни фамилии участников состоявшейся дискуссии, ни их партийная принадлежность. Объясню, почему. Сама процедура публичных слушаний задумана ради получения нами, горожанами, возможности быть услышанными муниципальными властями, представителями органов местного самоуправления. Поэтому главным в данном случае я считаю озвученные на встрече МНЕНИЯ, часть из которых, хочется верить, повлияет на итоговое решение в этом вопросе.

Возвращаясь к началу статьи, приходится признать, что некоторые ораторы, к сожалению, воспользовалась трибуной в интересах, далёких от интересов основной аудитории. Пространные рассуждения о советском прошлом, рассказы о панибратском отношении к руководителям города, обвинение всех и вся в собственных проблемах мало способствовали диалогу на основную тему слушаний. Оттого, впрочем, ещё ценнее выступления по существу. Итак, о чём же говорили лесничане в этот понедельник?

Как сторонники, так и противники предложенной избирательной реформы сошлись в главном: связывать эффективность работы депутата и путь, которым он попал в Думу, нет смысла. Поэтому те, кто отстаивает интересы партий, говорили в этом ключе о необходимости сохранения списков, а другие – наоборот, о персонализации кандидатов. При этом общее – то, что важнее всего понимание депутатом интересов избирателей, желание и готовность работать на благо города – не вызывало сомнений ни у одних, ни у других.

Сторонники перемен напоминали о положительном опыте «закрытого» Заречного, уже перешедшего на мажоритарную систему, и «прикидывали», что при 20 планируемых округах на каждый будет приходиться всего по две – две с половиной тысячи избирателей, а значит, возможность встретиться, пообщаться буквально с каждым из жителей района уравняет на выборах шансы кандидатов, по-настоящему желающих принести пользу своему округу, с теми, за кем будут стоять «спонсоры» и финансы.

Оппоненты нововведений сетовали на слишком частую смену порядка проведения выборов, намекая на предвзятость законодателя, и снова обращали внимание на необходимость экономии средств бюджетов.

Одной из альтернатив, позволяющих сократить затраты, стало предложение провести выборы депутатов без партийных списков, но не по 20 одномандатным, а, скажем, по 10 двухмандатным или 5 четырёхмандатным округам.

Предложения услышаны
Итог прошедшим слушаниям, как и положено председателю городской Думы, подвёл глава Лесного Виктор ГРИШИН:

– Хочу сегодня лично поблагодарить всех, кто пришёл принять участие в обсуждении этого действительно важного для нашего города вопроса. Конечно, хотелось бы видеть на таких встречах не только «штатных» критиков городских властей, но и новые лица. Прозвучали разные точки зрения, было много эмоций, но, поверьте, эмоции здесь не нужны. Каждый участник слушаний имеет полное право на собственную точку зрения. И уже городская Дума должна ответственно обобщить все мысли, которые были здесь представлены, для того, чтобы выработать грамотное итоговое решение.

Устраивать сегодня бой «стенка на стенку» нет никакого смысла, неправильных мнений нет, есть неравнодушное отношение горожан к будущему Лесного. Время осмыслить всё, что прозвучало, высказаться в СМИ у всех нас ещё есть. Эта встреча не должна стать яблоком раздора – она должна быть площадкой единения. Все предложения услышаны. Я призываю Думу принимать решение исключительно с учётом того, что говорят сегодня горожане. А лесничан прошу не отмалчиваться. Дискутируйте на страницах любого из средств массовой информации, приводите собственные аргументы. Ваше мнение действительно важно для нас.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности персональных данных

Пожалуйста, введите ваше имя