21 апреля Россия отмечает День местного самоуправления, праздник самой близкой к народу власти — муниципальной. Власти, призванной эффективно управлять территорией на благо её населения.

Сегодня, во времена экономической нестабильности, реформ и несовершенного законодательства управление городом становится всё более сложным, решение многих задач — трудновыполнимым, при этом недовольство населения буксующими проблемами только возрастает. Почему так происходит? Каково сегодня самочувствие власти на местах? Об этом наш разговор с главой городского округа «Город Лесной» Виктором ГРИШИНЫМ.

В.Гришин: — Прежде всего, хотел бы отметить, что, несмотря на вышеперечисленные трудности, в нашем городе успешно работают институты власти и общественных организаций. Нам удалось наладить конструктивную работу между органами местного самоуправления и городским сообществом — политическими партиями и общественными организациями. Благодаря этому взаимодействию, город развивается. Хочу за это сказать огромное спасибо нашим лесничанам!

— Виктор Васильевич, тем не менее, сегодня местную власть не критикует только ленивый. Вся страна возмущена состоянием дорог, жители недовольны благоустройством своих городов, деятельностью либо бездеятельностью работников ЖКХ — претензии можно продолжать. Получается, власть повсеместно недееспособна? Или есть объективные, общие для всех территорий, системные причины, которые тормозят решение насущных проблем?

В.Гришин: — Основная причина, под которой сегодня подписывается каждый муниципалитет нашего региона, — это финансовая несамостоятельность территорий и, соответственно, ограничение в возможностях, а также — нарушенная пропорция между полномочиями местной власти и их финансированием. Сегодня, когда произошло падение собственных доходов городов из-за кризиса, местные бюджеты особенно сильно зависят от дотаций. Значительную долю в доходах местной казны составляют межбюджетные трансферты, но эта практика ставит города в зависимость от объёмов вливаний из бюджетов вышестоящего уровня. Кроме того, муниципалитетам постоянно приходится просить и доказывать, что им нужны деньги, вступать в программы софинансирования — как правило, на условиях 50 на 50, а затем ждать обещанных вложений от вышестоящих бюджетов. Это не приводит к оперативному решению задач и планов.

Далее, если рассмотреть налоговую составляющую, то 60% всех налогов с территорий уходит в федеральный бюджет, 25% — в областной, и лишь 15% остаются в городах. Достаточно ли этих средств для того, чтобы навести в городах должный порядок, качественно отремонтировать дороги, воплотить в жизнь масштабные проекты? Конечно, нет! Вместе с тем, на уровень муниципалитетов сегодня передано слишком много полномочий, но переданы они без соответствующего финансирования для их исполнения.

К слову, с момента выхода федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» перечень полномочий муниципалитетов увеличился более чем в 2 раза! Финансирование же не только не возросло, но и сократилось.

Я уже информировал жителей, что, например, в этом году при формировании областного бюджета Лесной был недофинансирован на 329 млн. рублей по статье расходов на хозяйственную деятельность…

— Вы говорите, что слишком много полномочий, а между тем главы вышли с предложением передать муниципалитетам ещё и полномочия по капитальному ремонту домов.

В. Гришин: — При условии достаточного объёма финансирования! Это принципиально. А источником этого финансирования является ставка капремонта, взимаемая с жителей.

Муниципалитеты справятся с этой работой гораздо лучше, чем областные чиновники и фонды. Городу не нужен посредник в вопросах капремонта, у муниципалитетов есть понимание, что и как нужно сделать, есть свои строительные компании и возможность спросить с них за результат работы.

Это очень важный момент — тем более в условиях, когда областная программа капремонта провалена и резко упало доверие жителей к власти. Необходимо снять социальное недоверие граждан хорошей, качественной работой. Муниципальная власть готова помочь в исправлении ошибок. Но для этого полномочия по капремонту должны быть возвращены городам, как это было раньше. Город от этого только выиграет.

— Хорошо, но на решение основных вопросов местного значения и исполнение всей «критической массы» полномочий — где искать средства?

В.Гришин: — Этот вопрос также лежит на плечах местной власти. Не позаботимся о себе сами — не позаботится никто. Перед нами стоит архиважная задача — найти дополнительные источники финансирования, активнее привлекать инвесторов. Потому сегодня для Лесного приоритетным направлением деятельности является вхождение в программу Территорий опережающего развития. Это как раз та самая возможность, которая поможет решить и задачу диверсификации производства, и наполнить местный бюджет, и создать альтернативную экономику. И хотя нашему городу это делать сложнее — в силу режимности территории, тем не менее, мы настойчиво занимаемся этим вопросом, несмотря на то, что некоторые горожане и СМИ, не понимающие сути, уже заранее предрекают нам неудачу, уверяя, что ничего из этой идеи не получится и инвестплощадки работать не будут. Да, в сегодняшних непростых экономических условиях добиться успеха действительно трудно, но не попытаться — нельзя. И мы работаем в этом направлении, потому что верим. Если не верить — то зачем вообще что-то делать, к чему-то стремиться?

— А корпоративная поддержка?

В.Гришин: — Тоже, безусловно, важна и необходима. Сегодня в ряде городов эффективно используется механизм государственно-частного партнёрства для развития территорий. Я уже приводил в пример металлургический комплекс УГМК, который в рамках конкретной помощи строит и передаёт городам социальные объекты. Сегодня востребована именно такая помощь муниципалитетам. Лесной, как и другие территории присутствия Госкорпорации «Росатом», тоже реализует социальное партнёрство — в виде дополнительного финансирования через возвращение части налогов от деятельности предприятий «Росатома». Здесь, к сожалению, тоже не обходится без нюансов, но сегодня могу сказать, что областным Минфином уже уточнена сумма возврата средств — для Лесного она составит 200 млн. рублей. Перечень приоритетных мероприятий, которые планируется профинансировать на эту сумму, уже составлен, чуть позже я представлю его горожанам.

— Виктор Васильевич, немного о политике: депутаты Свердловской области приняли закон об отмене прямых выборов мэров в регионе. Отныне в городах глава муниципалитета избирается Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и возглавляет местную администрацию. Пойдёт ли Лесной по этой же схеме? Будет ли изменён закон о ЗАТО? Как Вы прокомментируете эти законы: это закручивание демократических гаек или продолжение укрепления власти на местах?

В.Гришин: — Действительно, аналогичные законы приняты во всех городах России. И вызвали самые противоречивые реакции народа. Но надо понимать, что за 10 лет, с 2006 года, вертикаль власти уже выстроилась, и сегодня не те условия — экономические, политические — чтобы ослаблять её. Поэтому я, исходя из ситуации, очень хорошо понимаю данное решение власти. Ассоциа ция зарытых городов (вице-президентом которой я являюсь) совместно с ГК «Росатом» вышла с предложением в Госдуму о внесении соответствующих изменений в закон о ЗАТО.

— Но получается, что из формулы управления исчезает такая единица, как сити-менеджер?

В.Гришин: — Опыт сити-менеджмента в России показал, что к введению двуглавой системы управления нужно было подходить избирательно: взвешивать все «за» и «против», анализировать состояние городского хозяйства каждой территории, брать во внимание роль личности её лидера, учитывать, где высока способность населения к самоорганизации, где есть чёткое разделение политических и хозяйственных функций. Как было в советское время: есть секретарь обкома, а есть исполком. Время всё расставило на свои места…

— Помнится, и глава Минрегионразвития Виктор Басаргин не рекомендовал распространение института сити-менеджера на уровень малых городов и поселений. Одна из главных причин — отсутствие механизма ответственности чиновников.

В.Гришин: — Это действительно так: ответственность при двуглавой системе размыта, но в умах населения всё равно ответственным за всё является глава города.

Это и показал проведённый недавно в Лесном социологический опрос: горожане возлагают всю полноту ответственности за происходящее в каждой из сфер жизнедеятельности города не на администрацию, не на руководителей разного уровня, к которым всегда традиционно много вопросов, не на депутатов городской Думы, которые влияют на принятие решений, а единолично на меня как главу городского округа.

Так и должно быть при той схеме, к которой перешла область и на которую будет переходить Лесной.

— К слову, о населении. Виктор Васильевич, как Вы относитесь к утверждению, что местное самоуправление никогда не станет эффективным, если в решении местных вопросов не будет участвовать население?

В.Гришин: — Абсолютно согласен. Отмечу, что местное самоуправление и гражданское общество в нашем городе развиваются во взаимодействии, хотя и не так эффективно, как хотелось бы. На одни и те же проблемы, существующие на территориях, население и местная власть порой смотрят по-разному. Гражданские инициативы в решении вопросов местного значения должны быть выражены сильнее.

На публичных слушаниях хотелось бы видеть больше неравнодушных горожан. А какой действенной помощью могли бы стать Советы домов!

Сколько вопросов по благоустройству и уборке тех же внутриквартальных территорий сразу было бы снято, и ушло бы недовольство населения, и помощь горожан местной власти была бы неоценимой! К тому же в совместной работе легче происходило бы взаимопонимание, решение вопросов на уровне города.

— Как повысить интерес населения к местному самоуправлению?

В.Гришин: — Для эффективного управления нужна совместная идеология. Когда люди понимают, что это их город, а решения, принимаемые муниципалитетом, — это их решения, им становится не всё равно. Население поэтапно включается в процесс принятия общественно значимых решений. Властям необходимо настойчиво привлекать горожан к участию в публичных слушаниях по вопросам жизнедеятельности города, в партиципаторном (народном!) бюджетировании, в общегородских мероприятиях и акциях — тех же субботниках, конкурсах. Конечно, должна быть и открытость в интернет-пространстве. Как раз недавно начала работу виртуальная интернет-приёмная главы городского округа на портале ВЛесном.ру, куда ежедневно поступают десятки вопросов от горожан. И возможно расширение площадок этого сотрудничества. Конечно, сложно выкраивать время на такой формат общения, требующий интенсивного приложения сил и времени, но я пошёл на это, понимая, что диалог с народом напрямую, без купюр, — это один из путей к продуктивному взаимодействию и взаимопониманию. А значит — к эффективному управлению вверенной мне территорией.

И в заключение ещё раз поздравляю всех нас с днём местного самоуправления. Потому что считаю, что мы — и работники органов МСУ, и горожане — совместно управляем нашим городом. И неплохо управляем!

Фотоиз архива редакции
Предыдущая статьяДень местного самоуправления – на спортплощадке
Следующая статьяОхрана особой важности

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя