Первые и уже успешные шаги

Дипломы юным лесничанам вручал член экспертного совета Всероссийской научно-исследовательской конференции «Первые шаги в науке», генерал-майор, «афганец», спасатель МЧС М.Трететский.

Дипломы юным лесничанам вручал член экспертного совета Всероссийской научно-исследовательской конференции «Первые шаги в науке», генерал-майор, «афганец», спасатель МЧС М.Трететский.В конце ушедшего года состоялась Всероссийская детская конференция научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке». Её участники — юные лесничане Вадим Титаренко, Семён Юбкин и Юлия Мехонцева — стали победителями, получив соответственно два диплома 1 степени и один — второй, а в Лесном — звания и премии лауреатов «Успеха года 2012» (вместе со своей руководительницей А.А.Боровковой).

Учредитель конференции — Общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодёжи России «Интеграция». Проводилась она при содействии Комитета Госдумы по образованию, Министерства образования и науки РФ, Управления делами Президента РФ, Российских Академий: естественных наук, инженерной, образования, а также Московской Патриархии. Три дня работы проходили в Непецино (Подмосковье). Организация на высшем уровне, великолепные мастер-классы, поездки по Москве, предновогодние подарки, радушие организаторов — всё запомнилось ребятам надолго.

Работали 14 секций. Участники из Лесного -учащиеся 7«а» класса школы № 76 — представляли исследовательские материалы в двух из них: секции биологии и экологии. Тема работы по биологии Вадима Титаренко и Семёна Юбкина: «Определение влияния пищевых предпочтений на особенности питания и процесса переваривания у росянки круглолистной и росянки английской». Тема исследований по экологии Юли Мехонцевой: «Влияние различных факторов на состояние, динамику численности и проблемы сохранения беловежской популяции зубра». Экспертами у ребят были: В.М.Малыгин, доцент кафедры экологии МГУ, П.П.Васюков, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Института государственного управления, права, инновационных технологий, И.П.Седищев, доцент кафедры органической химии Российского химико-технологического университета им. Д.Менделеева — все кандидаты наук.

— Выступить достойно, интересно и убедительно перед такой серьёзной аудиторией — это одна из задач, которую мы, педагоги, ставим перед детьми, решившими заниматься наукой, — говорит классный и научный руководитель ребят Анна Александровна Боровкова. — Это, конечно же, не считая изначальных задач: привития у детей интереса к исследовательской деятельности с младших классов школы, интереса к научным изысканиям, к самой этой творческой работе, умения обращаться с дополнительной литературой, обрабатывать полученные на экспериментах данные. Наша школа не первый год участвует в подобных конференциях. Буквально с начальных классов мы стараемся приучать детей мыслить по-научному, будим в них поисковиков, включаем в какие-то исследования по самым разным направлениям. Затем отсылаем работы ребят в Москву, и если они достойны внимания, жюри нам присылает задания, и дети над ними работают заочно. Пройдя заочный тур, включаемся в очный, который, как правило, организован в два этапа: весной и зимой.

Нынешний, зимний, конечно же, очень порадовал. Я горда своими учениками! Ведь в каждой секции конференции было заявлено по 25-30 участников со всех концов страны. И темы у ребят были серьёзные (я интересовалась), и на мастер-классах, проводимых для нас учёными, эти дети показывали себя неплохо. Но мои — лучшие!

— Анна Александровна, о вашей летней, научно-исследовательской экспедиции с ребятами в Беловежскую пущу, о зубрах — ровесниках мамонтов, о научной работе Юли Мехонцевой газета «Вестник» уже рассказывала. А вот росянки — это, согласитесь, необычно и интересно.

— Есть объекты живой природы, которые очень мало изучены. Вот и росянки — тоже. Даже в Интернете о них почти нет никаких сведений. А ведь это очень интересное насекомоядное болотное растение — хищник (хоть и неприметное — листочки с ноготочек), пожирающее насекомых. Два года Вадик с Семёном исследовали его, изучали, чем росянка питается, чем отличается от других растений-хищников (ловушек, капканов). Ребята выяснили, что росянка не приемлет муравьёв (умирает, как только брызнешь на неё муравьиной кислотой), ест комаров и мокрецов, узнали, сколько времени она переваривает пищу и как зависит скорость переваривания от площади листовой пластины. Исследования свои ребята вели во время экологических экспедиций на территорию Ханты-Мансийского округа — в заповедный парк «Кондинские озёра». Таким образом, нам удаётся объединять чистую практику с научно-исследовательской деятельностью.

Разумеется, как к экологии, так и к биологии надо иметь тягу, чтобы не угасал интерес (особенно с возрастом, и особенно у мальчишек). Я рада, что пока ещё у них «горят глаза». Таким детям, конечно же, открываются более широкие дороги к дальнейшему обучению.

Да, конференция действительно явилась для ребят толчком в будущее. Уже даже судя по тому, как ребята намерены распорядиться своими достижениями: Юля хочет к знаниям о популяции беловежских зубров прибавить знания о популяции зубров кавказских (нынешним летом Анна Александровна намечает научно-исследовательскую поездку с группой юных биологов-экологов и их родителей в Кавказский заповедник). А Вадим и Семён думают продолжить свои исследования по росянке в 8 классе, когда начнут изучать химию. Ребята чётко сформулировали цель: узнать, каков состав пищеварительного сока росянок? Какие пепсины (или другие вещества) помогают пищеварению этих необычных полурастений-полусуществ? Хорошо, когда шаги не прерываются.

Мой 7 «а» — это эстафета, которую я приняла от учителя младших классов Елены Станиславовны Михайловой, — говорит Анна Александровна. — Мы до сих пор тесно сотрудничаем с ней и её новыми маленькими воспитанниками на совместных классных часах и в экспедициях, с нами всегда активные родители, которым я очень благодарна за поддержку и молодой задор: Якушевы, Мехонцевы, Лёвкина, Титаренко, Юбкины, Алтуховы, Байрамаловы. Недавно мои семиклассники были приглашены на классный час в третий класс для того, чтобы выступить с темой «Болотные растения». Малыши слушали доклад затаив дыхание. А Елена Станиславовна сказала: «Как же они выросли! И какая взрослая работа!».

Вот это мне и важно: вступать в жизнь по-взрослому, с научным подходом и огромным интересом ко всем её проявлениям.

Предыдущая статьяПулевая стрельба
Следующая статьяИскра божия — в детях

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя