Несмотря на все запреты по продаже алкогольной продукции лицам, не достигшим 18-летнего возраста, подростки находят способ приобрести тот или иной напиток. А лето, как оказывается, вообще горячая пора…
Алкоголь – это тот же наркотик, только в другом виде, и в некоторых ситуациях даже является более сильным ядом. Подростковый возраст – один из самых сложных периодов жизни человека. Именно в это время многим из нас хочется показаться более взрослыми, более самостоятельными. В возрасте 11-17 лет дети часто совершают то, что выходит за грани дозволенного и безопасного. Если сложить особенности возраста и доступность алкоголя, получается совсем грустная картина.
По мере того, как развивается наше общество, снижается возраст начала употребления спиртных напитков. По данным статистики, средний возраст начала употребления спиртного среди мальчиков сегодня – 12-13 лет, среди девочек – 14-16 лет. В распитии напитков каждый находит что-то для себя. Одни думают, что это решит их проблемы, вторые пытаются расслабиться, третьи употребляют алкоголь «за компанию», четвёртые считают, что, выпив, выглядят взрослее.
Один из факторов распития алкоголя подростками – это его доступность. Несмотря на запрет продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли продают его. В Лесном большинство магазинов всё-таки ответственно относятся к закону, и не продают несовершеннолетним запрещённые напитки. Но в трёх магазинах журналистам «ШЭ» практически удалось приобрести слабоалкогольный напиток (покупка осталась на кассе неоплаченной, а продавцу напомнили о законе). В больших магазинах у нас всегда спрашивали документы, а вот в торговых точках «шаговой доступности», как показал наш эксперимент, можно без проблем купить «взрослый» напиток.
Для привлечения покупательского интереса подростков используется скрытая реклама в фильмах и сериалах. Замечали ли вы, сколько сцен с употреблением алкоголя встречается в популярных сериалах? А ведь у подрастающего поколения вырабатывается стереотип, что алкоголь является атрибутом повседневной жизни. Мы провели эксперимент в выходные дни. За вечерний прайм-тайм (с 18.00 до 21.00) на каналах «ТНТ» и «СТС» было зафиксированы 24 сцены с употреблением или упоминанием алкоголя. А ведь именно эти каналы пользуются популярностью у нас, подростков!
Для привлечения молодёжи создали «энергетики» – напитки с малым количеством алкоголя, сладким вкусом и тщательно замаскированным запахом. Яркая красивая банка привлекает, а благодаря вкусу, напоминающему газировку, напиток пользуется успехом у прекрасной половины. Жаль, что именно взрослые осознанно губят нас, детей.
А вы знаете, сколько молодых людей из вашего окружения хотя бы раз попробовали алкоголь? Я запустила опрос в соцсети, в котором поучаствовали мои друзья, друзья друзей и далее «по цепочке». Из опроса я узнала, что больше 60% опрошенных несовершеннолетних употребляют спиртные напитки, в том числе и крепкие. Можно сделать вывод: большинство подростков не задумываются о том, к каким последствиям это приведёт и как повлияет на будущее.
Распитие алкоголя в основном навязывается окружением, подражанием кому-либо, но мало кто замечает, как при этом теряется собственное мнение, как мы перестаём быть внимательными к себе, наши интересы и способности быстро исчезают…
Мы уже писали о том, как, оказывается, доступна для подростков покупка сигарет даже в нашем небольшом городе. То же происходит и с алкоголем.
Для нас, начинающих журналистов, такие эксперименты, конечно, интересны и полезны, но очень хочется, чтобы взрослые тоже почаще задумывались о нашем будущем.
Элеонора Шнейдерман.