Окончание. Начало в №12.
— По строительству социального жилья проблема в следующем. В связи с ростом заработной платы в городе, особенно на комбинате «Электрохимприбор», в связи с предоставлением серьёзных кредитов под жильё работникам комбината, а также с желанием молодых успешных семей оставаться жить в Лесном — рынок вторичного жилья в городе резко вырос и опередил стоимость первичного жилья. Возникла реальная необходимость строительства в городе коммерческого жилья. Так, только на комбинате «Электрохимприбор» готовы участвовать в ипотечном строительстве более 300 человек. Поэтому пришлось отвлекать значительные средства, которые раньше уходили непосредственно на строительство социального жилья, на подготовку инженерной инфраструктуры площадок под застройку. Это 8 и 11 микрорайоны, застройка юго-западной части, конкретно жилые дома № 19, № 20, дома 4, 8, 13 по Компроспекту. Мы удачно работали с Государственным фондом кредитования под жильё для инвалидов, ветеранов всех войн, военных. Два дома мы уже построили — начинаем готовить к строительству ещё два. Договорённости есть. Здесь также необходимы средства на закладку коммуникаций — таковы требования Фонда. Поэтому в 2013 году, пока нет областной программы для бюджетников и пока часть населения готова вкладывать денежные средства на строительство жилья, Думой при формировании бюджета, совместно с администрацией, принято решение отремонтировать свободные квартиры в маневренном фонде, чтобы впоследствии предоставлять их очередникам по соцнайму. Конечно, их будет меньше, но это даст нам возможность аккумулировать средства для закладки строительства социального жилья на следующий год. А 2013 год позволит нам определиться с будущими подрядчиками при строительстве социального жилья, которые обязательно проявят себя при возведении коммерческого жилья. Также часть площадок будем предоставлять под частную, индивидуальную застройку. Но обязательно -на конкурсной основе, согласно закону. Потому что, рано или поздно, вопрос предоставления земельных участков многодетным семьям и другим льготным категориям населения в ЗАТО — решится. Нужно только помнить, что новое строительство требует дополнительных энергоресурсов, которых уже начинает не хватать в городе… Но это уже другая тема — перспектив развития энергетики.
— А что Вас беспокоит в вопросе содержания социальной инфраструктуры города?
— Содержание социальной инфраструктуры в рамках полномочий, утверждённых областью, планируется от количества жителей. Поэтому уже становится проблемой содержать развитую инфраструктуру — например, спортивные объекты. Необходимо изыскивать дополнительные источники средств, в том числе и прибегая к непопулярным мерам — таким как повышение стоимости услуг. Но сейчас я бы хотел поговорить о санатории-профилактории «Солнышко». Сегодня из вопросов содержания объектов социальной сферы этот — самый горячий. Объект в своё время был построен прекрасный: в «Солнышке» мы не только оздоравливаем детей в каникулярное время, но и пожилых граждан в остальное время. Область же выделяет средства только на организацию отдыха (а не на оздоровление!). Оздоровление детей, пенсионеров, содержание материально-технической базы финансируется из местного бюджета, а если точнее — из неналоговых поступлений, источником которых являлись деньги от автозаправок по соглашению с «Юкосом», которые были притчей во языцех у некоторых горожан, желающих заработать на этом сомнительный капитал. И здесь уместно небольшое отступление…
Надо отдать должное работникам органов местного самоуправления, которые в сложнейших политических, экономических условиях того времени смогли не только привлечь значительные финансовые средства в город, но и вложить их в долгосрочную программу, которая работала на город до сих пор. И я хочу особо поблагодарить главу города в тот период — Александра Ивановича Иванникова -за мужество, с которым он отстаивал интересы города, и попросить у него прощения от имени города за всё случившееся в последующем… Дай Бог ему здоровья и веры.
— Я думаю, горожане прекрасно понимают, что за счёт этих поступлений в бюджет мы сумели пережить финансовый кризис и не один год покрывали дефицит бюджета, выполняли неотложные меры по жизнедеятельности городского округа.
— Это так. Но в 2008 году руководством города под давлением было подписано соглашение о передаче АЗС — «Роснефти». По этому соглашению бюджет города получит последние небольшие деньги в 2014 году. И, учитывая всё вышесказанное, становится понятным, что уже в 2014 году будут сложности с формированием бюджета и в том числе — с финансированием санатория-профилактория «Солнышко».
— Во что обходится финансирование «Солнышка»?
— Финансирование составляет 35 млн. в год на организацию оздоровления. Кроме того, сейчас требуется: 63 млн. — на ремонт столовой-клуба, 27 млн. — на ремонт бассейна, 23 млн. — на ремонт корпусов. Поэтому в 2011 году мы вышли на губернатора Мишарина с предложением поддержать инициативу президента — тогда Дмитрия Медведева, который, побывав в аналогичном санатории на Валдае, где дети оздоравливаются круглосуточно, не прерывая образовательного процесса, предложил организацию таких центров в каждом федеральной округе. Нам удалось показать губернатору базу нашего «Солнышка». Мы нашли понимание: губернатором были даны конкретные указания министру образования области по реорганизации «Солнышка», определена цена вопроса — порядка 210 млн. рублей. К сожалению, идею реализовать не удалось: группа полномочного представителя президента хвалила наш санаторий, но под центр выбрала санаторий в Тюмени — из-за лучшего географического положения. Поэтому проблема содержания «Солнышка» осталась, и решение её предстоит искать в рамках городского бюджета.
— Какой видится выход?
— Нам вместе с горожанами необходимо определить: что ремонтировать? В каком объёме? Под какой вид деятельности? Будет ли «Солнышко» лечебно-оздоровительной базой или просто базой отдыха? Как сминимизировать затраты? Нужно выбрать оптимальный вариант. Проблема осложняется тем, что часть жителей уже не просит, а требует строить Ледовый дворец. Наверное, пришло время для реализации и этого проекта. Тем более, на условиях софинансирования: 100 млн. — средства области, 50 млн. — Росатома и столько же -городского бюджета. Но вызывает сомнение: есть ли возможности для реализации обоих проектов? Даже могу поверить в неубыточность объекта, что большая редкость для наших городов ЗАТО. Но всё равно необходимо планировать средства на строительство и будущие капитальные ремонты, благоустройство, сети. Органам местного самоуправления решение, так или иначе, принимать необходимо. Но одно обещаю твёрдо — сделано это будет только через общественное мнение, через проведение публичных слушаний.
— Теперь о третьей проблеме — ЖКХ. Сегодня болевые точки в этой сфере известны всем: высокая изношенность и низкая энергоэффективность жилищного фонда и коммунальных сетей, непрозрачность тарифов на услуги коммунальных организаций и поставщиков энергоресурсов, низкое качество предоставляемых населению услуг наряду с их высокой стоимостью…
— Действительно, никто не будет спорить, что функционирование жилищного комплекса города напрямую влияет на уровень качества жизни горожан — это аксиома. Приступая к реформе ЖКХ, государство преследовало ряд целей: что собственники жилищного фонда наведут в нём должный порядок — либо самостоятельно, либо наняв управляющие компании; что поставщики энергоресурсов финансово вложатся в модернизацию сетей, понимая, что энергоресурсы будут нужны всегда и, стало быть, это долгоиграющий бизнес; что в рыночных условиях управляющие и сетевые компании будут биться за потребителя, постоянно снижая при этом цены. К сожалению, по многим причинам реформа вновь забуксовала. Кстати, у меня есть брошюрка, датированная 1978 годом, где обозначены почти те же самые проблемы по городу Свердловск-45 в сфере ЖКХ, и уже тогда предлагалось усилить роль государства в решении вопросов будущих капитальных ремонтов за счёт целевых средств.
На момент приватизации и выхода Жилищного кодекса оказалось, что жилищный фонд настолько плох, что наш собственник за счёт своей заработной платы и за много лет не приведёт его в порядок. Что инициатива собственников, их понятия в области эксплуатации жилищного хозяйства хотя бы для того, чтобы только элементарно контролировать нанятых ими же профессионалов, так скоро не возникают. Что собственники и наниматели в жилищном фонде есть хорошие и плохие, и кто-то должен их мирить для достижения общих для дома целей. Что сетевики, вкладывая деньги в модернизацию, не получат в просчитанное время окупаемость, потому что непонятны постоянные повышения цен на основы энергоресурсов — электроэнергию, газ, мазут, уголь. И многое, многое другое. С накоплением этого отрицательного опыта пришло понимание того, что жилой фонд не отремонтировать без помощи государства, тем более — не решить проблему ветхого и аварийного жилья. Создан фонд реформирования ЖКХ, через который государство всё-таки помогает решать эти вопросы. Недавно президент сказал о том, что в сфере коммунальных услуг, в тарифной политике необходима помощь, чтобы выйти из порочного круга, когда либо управляющая компания, либо поставщики ТЭРов (топливно-энергетических ресурсов) пытаются переложить свои убытки на жителей, чья заработная плата не позволяет покрывать эти затраты. Я вообще считаю, что реформа энергетики проведена ошибочно: источники энергии и сети должны быть у государства. Тогда тарифы были бы продуманными и доступными, исходя из платёжеспособности населения. Сегодня президент уже потребовал от правительства, чтобы рост цен на коммунальные услуги не превышал 6% в год. Но при этом дал указание компенсировать выпадающие доходы управляющих и сетевых компаний через региональные бюджеты. И такой закон уже рассмотрен в первом чтении в Законодательном Собрании области. Таким образом, государство выполняет социальные обязательства перед населением.
— Виктор Васильевич, всё это Вы говорите для понимания проблемы вообще. А если конкретно о нашем городе?
— У нас исторически сложилось так, что основные магистральные сети находятся на комбинате «Электрохимприбор», то есть он является поставщиком ТЭР, а городская управляющая компания «Технодом» не только управляет жилищным фондом, но и эксплуатирует порядка 30% городских сетей. Она — основной потребитель. И если по содержанию жилищного фонда особых проблем нет — необходимо только и управляющей компании, и жителям быть более ответственными в части контроля за выполнением услуг, эффективнее налаживать взаимодействие, то расчёты за поставляемые энергоресурсы между комбинатом и «Технодомом», «Технодомом» и жителями вызывают чувство неудовлетворения у всех. Все участники несут потери. Причём, как ни парадоксально, — объективные, объяснимые как раз жёсткой и непрозрачной тарифной политикой, изношенностью коммунальных сетей и жилфонда, несовершенством нормативных документов по расчёту (354-е, 307-е постановления), когда «Технодом» платит комбинату не по счётчику, а по нормативу, и в итоге комбинат несёт серьёзные потери, и «Технодом» ничего не выигрывает.
Пытаются экономить, регулируя режимы, в итоге жители не довольны ни ценой, ни качеством услуги. Если в последнее время комбинат «Электрохимприбор» ремонтировал свои сети не только за счёт установленных тарифов, но и за счёт прибыли, всё равно он нёс убытки. Потому что недоремонт за все годы — огромный, да и развитием сетей комбинат не занимался, так как понимал, что это хозяйство всё равно будет передано городу. МУП «Технодом» за счёт тарифа даже не успевал устранять аварии — также копился недоремонт. А ещё необходимо добавить, что собираемость квартплаты у нас составляет 94-95% ежемесячно. И недостающие 5-6% выливаются в круглую сумму.
— Но ведь «Технодому» не один год предоставлялись средства из местного бюджета для покрытия выпадающих доходов!
— Действительно, пока позволяло законодательство, мы предоставляли нашей управляющей компании субсидию в размере порядка 30 млн. рублей для расчётов с комбинатом. Но в последние два года законодательство не позволяет нам этого делать. Появилась «чёрная дыра», которую трудно будет заштопать с учётом принятия энергетики от комбината на баланс города. Сейчас активно работаем в этом направлении. Проведён энерго- и финансовый аудит, подготовлены для решения проекты. Очевидно, что структуру ЖК комплекса города надо несколько менять. Мы выждали, пока страну бросало из стороны в сторону, сети передавались в частные компании, которые во многом работали непрофессионально, нечестно. Сейчас, наоборот, курс взят на централизацию, и государство всё активнее вмешивается в этот процесс. Законов, контролирующих многочисленные компании в сфере ЖКХ, не было — они только стали появляться. Под тем же самым предлогом «не кошмарить бизнес» сейчас многие компании работают непрозрачно.
У нас же в Лесном управляющая компания не только контролируема, но и проверяема: финансовую деятельность «Технодома» проверяют администрация, Дума, да и на запросы жителей даём комментарии. И вообще, я не знаю ни одной управляющей компании, которая содержит ещё и сети, и при этом является прибыльной.
Очевидно, что из «Технодома» необходимо выделить сети, так как пришло время решать «сетевой вопрос» комплексно — в связи с передачей их с комбината на баланс муниципалитета.
— Каким образом будет осуществлена передача сетей?
— Есть два пути. Брать все сети на баланс города и предлагать их на определённых условиях, чаще невыгодных городу, всё тем же сетевикам (в большинстве — частным), либо организовывать в городе предприятие «ГорЭнерго». В своё время ещё с Олегом Ионовым, светлая ему память, мы готовили такой проект: город и комбинат организовывают такое предприятие, с уставным капиталом 50 на 50, передают туда энергетическое хозяйство и помогают этому предприятию работать. Сегодня такая схема реализована в Снежинске, частично в Сарове. То есть Росатом соглашался на это. Но тогда руководство комбината не пошло по этому пути. Но меняются времена, сменилась и позиция Росатома. Сейчас действует корпоративная политика передачи непрофильных активов. Поэтому мы работаем по первому варианту, ведя переговоры с сетевиками по видам энергетики: газу, теплу, электроэнергии, воде. Серьёзно усилили работу в этом направлении такие профессионалы, как глава администрации Юрий Иванов, имеющий колоссальный опыт работы на комбинате, и Александр Ведерников — начальник отдела жилищной политики, занимавшийся этими вопросами в городе Нижняя Тура в должности первого зама главы. Думаю, в этом году мы закончим городскую реформу ЖКХ — затянувшуюся, но необходимую.
— Виктор Васильевич, во время Вашей предвыборной кампании эксплуатировался тезис о единстве города и комбината. Вы привели к общему знаменателю отношения с градообразующим предприятием?
— Если вы заметили, по ходу нашего интервью, обсуждая любую проблему города, мы всегда говорили о мнении и позиции Росатома, градообразующего предприятия — а по-другому и быть не может. Потому что мы пока — моногород, и, думаю, долго ещё им будем в связи со спецификой производства и географическим положением. А значит, есть корпоративная политика, которую необходимо учитывать, ведь 38% населения работает на предприятии, хотя и не все понимают или поддерживают часть этой политики. Понятно, что Госкорпорация всегда будет участвовать и в политической, и в общественной жизни города. В идеале корпоративная политика должна быть понимаема не только этими 38% работников градообразующего предприятия, но и другой частью населения, которая в большинстве своём обеспечивает достаточный уровень жизни всех жителей. И не только понимаема, но и поддерживаема. А поддержана она будет лишь тогда, когда целью корпоративной политики будет не только развитие производства до мирового уровня, не только достойная заработная плата, но и участие в повышении качества жизни вне производства. Я считаю, настало время принять закон об ответственности работодателей, тем более в моногородах, чтобы не повторился вариант Краснотурьинска. Но это всё — в идеале…
— Но ведь имела место критика Росатома, когда Вы шли на выборы?
— Действительно, я критиковал позицию Росатома в отношении так называемых «территорий присутствия» — то есть наших закрытых городов. Я был не согласен ни с таким термином, ни с проводимой Росатомом политикой в отношении взаимодействия с органами местного самоуправления, а если ещё точнее — с отсутствием таковой. Уже в те годы другие города (в основном — моногорода) заключали с корпорациями договоры о совместной деятельности, о партнёрстве, о благотворительности — на серьёзные суммы, и строились дороги, социальные объекты, спортивные сооружения — и передавались затем органам местного самоуправления. Таких примеров по Свердловской области — множество: та же Нижняя Тура, где построен физкультурно-оздоровительный комплекс за счёт средств газовиков.
Напомню также, что в то время была очень высока социальная напряжённость в городе в связи с ожиданием акционирования комбината «Электрохимприбор». Последствий реорганизации никто не представлял, каждый волновался за своё будущее. Не было совместной с городом стратегии развития. Словом — было за что критиковать. Но надо отдать должное и высказать уважение Сергею Владиленовичу Кириенко, что за столь короткое по меркам истории отрасли время многое сделано.
Корпоративная политика стала меняться в части выстраивания взаимоотношений с органами местного самоуправления в городах ЗАТО. Налажена продуктивная работа с Ассоциацией ЗАТО, которая никогда не стеснялась ставить острые вопросы перед руководством Росатома. Хотя многие главы — ставленники Госкорпорации, но ответственность перед населением всегда превалировала в их решениях, когда готовились какие-либо решения или когда мы голосовали по какому-либо вопросу. Уже поменялись три руководителя Управления по взаимодействию с регионами, почти полностью сменился аппарат управления. Это серьёзные кадровые решения генерального директора. Также улучшилась работа с профсоюзом работников атомной промышленности. Это тоже показательно. И сегодня у Госкорпорации есть понимание того, что развитие предприятий невозможно без параллельного развития городской инфраструктуры. Это новый тренд корпоративной политики. Росатом действует активно, инициатива полностью на его стороне. Подписано рамочное соглашение между Госкорпорацией «Росатом» и губернатором Свердловской области о возврате в города ЗАТО части налогов.
Во время визита Кириенко в Лесной, убедившись, что в городе есть проблема с холодной водой, были оперативно подготовлены и подписаны соглашения с областью о ремонте сетей на сумму 495 млн. рублей.
Росатом готов участвовать в программе строительства Ледового дворца. Но необходимо констатировать, что участие Росатома в проектах будет на условиях софинансирования — 50 на 50 с областью. Возникает сложность с областными деньгами. Но мы с Росатомом здесь в одной лодке — вместе будем лоббировать это решение. Конечно, хочется большей помощи на уровне города, но надо понимать, что и у руководства комбината возможности — свои, и в меру этих возможностей комбинат активно участвует в помощи управлению образования города, участвует в благотворительной помощи, организации культуры, спорта. С пониманием руководство комбината относится к большой задолженности «Технодома» перед предприятием. Если есть серьёзные вопросы, мы с генеральным директором Андреем Владимировичем Новиковым всегда находим возможность обсудить их вместе и принять решение. Мы ввели хорошую практику появляться на всех мероприятиях города и комбината вместе, демонстрируя как раз то самое единство, о котором говорили. Ибо сегодня, к сожалению, есть много желающих вбить клин в отношения «город — комбинат» в угоду своим личным амбициям. Слава Богу, что мы это понимаем одинаково.
Подытоживая, могу уверенно сказать: отношения между городом, Росатомом и комбинатом — налажены. Мы пришли к общему знаменателю и сегодня отстаиваем одни позиции по развитию наших городов. Госкорпорация сумела поднять престиж атомной отрасли не только в стране, но и в мире. А раз есть престиж — значит, есть возможность развиваться, рассчитывая на бюджет страны, и выходить с законодательными инициативами, а это необходимо для того, чтобы ещё раз обратить внимание государства на роль ЗАТО в экономике страны, на развитие инновационных процессов в наших городах.
— Здесь позволю высказать одно из мнений горожан по поводу инновационного развития: все амбициозные проекты — тот же Ледовый дворец, кластеры и технопарки — вызывают у части населения сомнение в целесообразности существования их в нашем городе…
— Мне тоже приходится слышать такие сомнения. На них можно дать пояснения и найти понимание. Хуже, когда у части людей укоренилось убеждение: мы — город уникальный, выпускаем специальную продукцию, и незачем ставить перед нами новые задачи, заставляя нас делать что-то ещё, кроме специзделий. Здесь сложнее. Мы уже говорили о том, что ядерно-оружейный комплекс не будет акционироваться. Но это не значит, что нам дали бесконечный карт-бланш сидеть на шее у государства с нашими расходами. Тем более что на гособоронзаказе сегодня работает половина численности работников предприятия. В стране идёт активная работа по модернизации экономики. Необходим рост ВВП. Добиться результата быстро можно, только внедряя инновационные технологии. Мы всегда говорили, что города ЗАТО — готовый кластер, обратите на нас внимание! Наконец нам ответили: мы готовы финансировать вашу инновационную деятельность — представьте ваши наработки. Перед руководством области поставлены те же задачи организации индустриальных парков, технопарков, кластерных зон. Получается, на нас очень рассчитывают, и мы обязаны будем доказывать свою состоятельность в этой сфере. Действительно, мы имеем все возможности выпускать продукцию и военного, и гражданского, и двойного назначения. Необходимо, замотивировав науку, заинтересовать способную молодёжь — то есть создать необходимые условия, выгодные для создания нового продукта, а потом помочь базовым предприятиям запустить его в серию. И это всё делается в технопарках! Хороший опыт наработан в Сарове, готовы заработать технопарки в Железногорске, Северске, Пензе, Димитровграде. Организацию индустриального парка ставит своей задачей на этот год и Новоуральск.
— А что подразумевается под индустриальным парком?
— Несколько направлений промышленности объединяются в инновационные центры -это индустриальный парк. И мы в Лесном объединили усилия Росатома, МИФИ, правительства Свердловской области, администрации города, базовых предприятий комбината «Электрохимприбор» и ОАО «Вента» и активно работаем в этом направлении. Управляющей компанией будет МИФИ-3. И сегодня у института есть более 20 наработок для будущих резидентов. Я благодарен ректору МИФИ Владимиру Рябцуну за его активную позицию в этом проекте. Скептикам скажу ещё такую вещь: сегодня комбинат активно работает со школами, с талантливыми детьми, осуществляя их образовательное сопровождение со школьной скамьи через институт до площадок комбината — и эти молодые умы обязательно заработают! Они понимают, что в Лесном есть реальная возможность через технопарки реализовывать свои идеи, научные разработки. И потенциал у города в этом направлении — огромен! Единственное, что необходимо нам, участникам организации технопарка, решить для этих ребят — доступность жилья и социальной сферы. Я очень надеюсь, что всё это у нас получится, и верю в лесничан: город не должен жить только сегодняшним днём, оставаясь вне развития. Это тупиковый путь.
— Мы говорим о развитии города и ратуем за это, но что происходит в Лесном с предприятиями? Обанкротился СУС. Никак не встанет на ноги совхоз «Таёжный». Трудности испытывает Хлебокомбинат… Эти события, подчеркну, происходят во время Вашего руководства, и именно Вам придётся брать на себя ответственность за такое положение дел.
— Постановка вопроса жёсткая, но это действительно так.
Корни происходящего как раз в том, что на всех уровнях власти долгое время отсутствовало понимание роли местного самоуправления на местах.
Есть совхоз «Таёжный» — федеральное предприятие. Это подсобное хозяйство задумывалось для обеспечения продовольствием нашего города. И раньше так оно и было -«Таёжный» обеспечивал город всем. Когда наступили рыночные отношения, никто не обеспокоился судьбой предприятия: подразумевалось, что уж кормить-то город найдётся кому! Да, нашлось. А совхоз начал приходить в упадок. По стране такая ситуация — повсеместно: сельское хозяйство не развивается нигде.
— Согласна: почти 60% сельхозпродукции Россия завозит из-за рубежа.
— И наш совхоз, к сожалению, эта депрессия стороной не обошла. Я, когда шёл на выборы, предупреждал: «Таёжный» может стать вторым Пикалёво… Для понимания ситуации с предприятиями, расположенными на территории нашего городского округа, поясню: «Таёжный» — это предприятие федеральное: ответственность за него несёт государство. Учреждения здравоохранения — тоже структура федеральная: ею управляет ФМБА России. СУС — предприятие коммерческое: за его будущее в ответе акционеры. Не глава! У нас даже органы социальной защиты — областного подчинения, не муниципального. Я понимаю: сегодня традиционно главу считают ответственным за всё, что происходит на нашей территории. Но я не случайно начал разговор с вопроса о полномочиях органов местного самоуправления, о рамках законодательства, которые сковывают местную власть и не позволяют решать проблемы на местах. Ни я, ни любой другой глава городского округа не имеет права вмешиваться в политику федерации, области, в действия акционеров — сегодня таких прав у нас нет.
— Вернёмся к «Таёжному»: предприятие приватизируется с 2006 года.
— И никак не может пройти эту процедуру. Проблемами совхоза занимались все главы -каждый в своё время. Совхозу постоянно оказывалась помощь — и немалая, на миллионы рублей: были возможности, позволял закон. С момента начала приватизации мы пытаемся «пугать» федеральные власти возможными последствиями их крайне медленной работы, но пугать их очень сложно… Мы подключали к этой работе всех губернаторов — каждый пытался помочь. Но мы не только призывали федеральные власти к действиям, но и сами проделали огромный объём работы, готовя совхоз «Таёжный» к приватизации. У него просто не было для этого средств. Мы настояли на смене руководства в «Таёжном», помогли ликвидировать задолженность по заработной плате, нашли инвесторов, которые подготовили программу и сейчас пытаются с помощью Министерства сельского хозяйства России получить кредит в 30 млн. рублей. Есть договорённость с Минимуществом РФ, с правительством Свердловской области: если в 2013 году приватизационные планы не сбываются, то правительство области будет решать вопрос о передаче имущественного комплекса совхоза в региональную собственность. Вариант передачи оговорён на совещании при председателе правительства области Денисе Паслере. Хочу отметить, что, несмотря на сложности, совхоз сегодня работает, пытаясь встать на ноги самостоятельно. Это большой плюс, когда в сознании людей появляется понимание ситуации, когда возникает желание подняться.
— Но у СПОАО «СУС» не получилось подняться.
— И вину за положение дел на стройке некоторые возлагают тоже на главу.
— Традиционно, так уж водится…
— Определённую ответственность с себя не снимаю. Переживаю за многое. Мне, почти 30 лет отдавшему стройке, больно и обидно видеть сейчас развал предприятия, но и переоценивать свои возможности, чтобы предотвратить случившееся, я тоже не стану. Более 10 лет как я ушёл со стройки. Но благоденствие стройки закончилось ещё на 10 лет раньше, когда началась безудержная приватизация госимущества, когда в 1996 году генеральный директор Евгений Борисович Губенин, светлая ему память, собрал начальников подразделений и мужественно принял решение об отставке, пояснив, что не может работать в новых условиях. Далее шло простое выживание предприятия — без убытков, но и без серьёзной прибыли, чтобы проводить техническое перевооружение. Можно посмотреть отчёты за эти годы — их вправе запросить любой из тысячи акционеров — и увидеть, сколько было получено прибыли в каждый год, куда она направлялась. Напомню, что именно в эти годы (конец 90-х -начало 2000-х) обанкротились стройки во всех ЗАТО, с гораздо большим потенциалом.
— В 2006 году, когда 30-процентный пакет акций выкупила группа компаний «Олипс», все ждали, что они выведут стройку на новый уровень.
— Но три года их не было слышно. Последние три года внедряли новую систему управления и отчётности. Оздоровления же экономики предприятия не произошло. Потому что, кроме современного менеджмента и отчётности, необходимы вложения в модернизацию. Прибыли не было по-прежнему. Поэтому было принято решение привлечь нового инвестора — с условием необходимых вложений и гарантий вывести стройку из кризисного состояния, конструктивно решая вопросы взаимодействия с компанией «Олипс» — именно на этих условиях продавался пакет акций. В итоге пришли ещё одни современные менеджеры. Казалось бы — работай, развивайся! Но они не смогли удержать предприятие на плаву из-за разных коммерческих взглядов на будущее стройки.
— Виктор Васильевич, мы уже объясняли эти причины людям. При этом и Вы, и наша газета призывали народ потерпеть, вселяли надежду, что всё будет хорошо. Не случилось…
— Да, призывали — потому что мы до последнего надеялись на благоразумие новых акционеров, на их конструктивное взаимодействие между собой. Но они не пришли к взаимопониманию.
— И не нашли ничего лучшего, как обанкротить стройку?
— Все кредиторы — комбинат «Электрохимприбор», Сбербанк и группа компаний «Олипс» — на собрании 4 марта приняли решение начать конкурсное производство — по сути, процедуру банкротства.
— Но Вы призывали собственников не банкротить стройку, а продолжать работать. Ваше предложение не посчитали правильным?
— Я преследовал две цели. Первая: нужно было во что бы то ни стало достроить два жилых дома, финансируемых из местного и областного бюджетов. Нечасто область даёт деньги на строительство жилого дома для инвалидов — точнее, впервые. При процедуре банкротства строительство объектов могут остановить, и нам придётся за наши средства их консервировать, объявлять новый конкурс на строительство, заключать новые договоры с новыми сроками сдачи объекта — это будет уже 2014 год, а планировали мы сдать эти дома летом 2012-го.
И вторая цель: людям нужна возможность зарабатывать деньги — мы и сегодня, несмотря ни на что, предлагаем конкурсному управляющему работать на этих домах. Деньги в бюджете есть, платим мы исправно, ведём переговоры. Предварительно договорились с конкурсным управляющим Дмитрием Лазаревым о том, что производственная деятельность на этих объектах остановлена не будет. И 26 марта на заседании правительства Свердловской области, где присутствовали руководство стройки, конкурсный управляющий, я, как глава, эта позиция была подтверждена.
Этот вопрос очень актуален для дольщиков: достроить муниципальный дом не представляет больших трудностей, а вот достроить дом по Комсомольской, 3 — гораздо сложнее. Но упорно буду продолжать решать эту проблему именно путём безостановочного производства работ на этих объектах. Потому что это — в интересах города.
— Сегодня понятно: стройку спасти невозможно. Но тогда что будет вместо этого предприятия? И будет ли? Ведь собственники должны нести социальную ответственность за обанкротившееся предприятие.
— Сегодня собственники не уходят из города — слишком большие объёмы работ замаячили на горизонте. Одни уже давно делают бизнес с ООО «Промстройсити», другие открыли новое предприятие — СУС-2. Вот и опять обещают, что ни один квалифицированный строитель, желающий работать, без дела не останется. Эффективно будет использована и строительная база. Хочется в это верить. У них такие планы. Вся информация, которую я довёл сегодня и доводил ранее до жителей города, вынесена не только мной, но и моими коллегами, из многочисленных совещаний по проблемам стройки — и в администрации, и в правительстве области, и в Росатоме, и на встречах с коллективом СПОАО «СУС». Повлиять на планы собственников не может никто — таков закон. Как глава, я могу только обещать поддержку строительным организациям, вставшим к нам на налоговый учёт, исходя из наших возможностей. Потому что я твёрдо знаю: строители в городе нужны, свои — тем более. И могу подтвердить, что строительные работы в городе, на комбинате, НТГРЭС — огромные, рабочие руки будут очень востребованы.
— Хорошо, теперь — о муниципальных предприятиях, ответственность за которые несёт их учредитель — администрация. В частности — о Хлебокомбинате.
— Если говорить о МУП «Хлебокомбинат», то можно было бы выставить его как неэффективное предприятие на продажу со всем имущественным комплексом. Наверное, нашлись бы покупатели. Но принимать такие решения, считаю, контрпродуктивно. С этим согласились и администрация, и Дума. Мы считаем, что вопрос обеспечения хлебной безопасности города до конца не решён. Постоянно меняется цена на муку, на зерно, и сегодня мы вынуждены констатировать: при определённых обстоятельствах в городе могут возникнуть перебои с хлебом.
— Перебои? Но хлебный рынок Лесного сегодня, кажется, перенасыщен продукцией — пусть даже и иногородних предприятий. Стоит ли опасаться проблем с поставками хлеба?
— Сегодня Хлебокомбинат несёт на своих плечах задачу обеспечения продукцией всей городской системы образования, воинских частей, ряда учреждений города — 50% всей хлебной продукции обеспечивается как раз нашим Хлебокомбинатом. Так вот, чтобы не допустить перебоев с поставками хлеба, было принято решение модернизировать предприятие. Хотя с экономической точки зрения об этом можно спорить: оборудование крайне изношено, хлеб выпекается по старой традиционной технологии (хотя отмечу: такой хлеб гораздо полезнее, нежели те «быстрые» хлеба, которые пекут на других хлебопекарнях). Но, проанализировав ситуацию, мы поняли: сегодня останавливать хлебокомбинат — рано. Поэтому решение о модернизации предприятия считаю взвешенным и правильным. Программа модернизации Думой принята. Средства — предусмотрены.
— Но предприятие необходимо укреплять кадрами, не только оборудованием.
— Сегодня проведён конкурс на замещение должности директора хлебокомбината. Кандидатура выбрана. Это предприниматель, основавший и развивший собственный пищевой бизнес в Екатеринбурге. Цели у него — понятные, опыт, желание работать — большие. Надеюсь, хлебокомбинат начнёт подниматься.
— Виктор Васильевич, должность главы оказалась тяжелее, чем Вы думали, идя на выборы? Ведь, как бы Вы ни отдавали себя делу — всегда будут недовольные, критика. Так устроено общество. Тем более в современных условиях, о чём мы говорили выше.
— Условия для главы всегда были не самыми лучшими. Тяжело не оттого, что работы много, а оттого, что, пройдя горнило выборов, ты испытываешь огромную ответственность от доверия людей, которая тебе уже не даёт спокойно жить. Тяжелее должность ещё и оттого, что ты понимаешь ситуацию, видишь и знаешь, как и что нужно сделать, а инструментов — нет: либо законов нет, либо денег. Это угнетает. Но это — мой путь. Господь не по силам испытаний не даёт. А кому многое дано — за многое и спросится. И в заключение повторю: без веры в лучшее завтра работать во власти нельзя.