В минувшую пятницу в редакции газеты «Вестник» глава Лесного Виктор Гришин провёл прямую телефонную линию с жителями города. В течение двух часов глава ответил почти на сорок вопросов, волнующих лесничан.
— Добрый день, Виктор Васильевич. Меня зовут Олег Крашенинников. Когда, наконец, в городе наладится телефонная связь? Неужели такая стратегическая отрасль, как связь, находится вне компетенции органов местной власти?
В.Гришин: — Согласно 131 закону, органы местного самоуправления лишь содействуют развитию услуг связи на территории городского округа. Тем не менее местная власть не бездействует: вопрос качества связи поднимался администрацией Лесного неоднократно на всех уровнях — вплоть до обращения в судебные инстанции. Также в городе работали специалисты Управления Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области — с целью разобраться, какая именно компания не обеспечивает функции оператора связи должным образом.
Сегодня понятно, что «тройка» уже работать не будет: комбинат «Электрохимприбор» уходит с рынка услуг связи. Поэтому жители должны выбрать другого оператора — ЗАО «Сити-Телеком» либо ООО «Ростелеком». Пока эти организации переключают абонентов на свои номера бесплатно. Кроме того, жители имеют право обратиться в суд и потребовать компенсацию с компании, которая не обеспечивает им услугу связи.
— Беспокоит Ирина Цивина, молодая мама. У нас в городе не хватает мест в яслях. При этом все дошкольные учреждения — муниципальные. Как глава смотрит на идею развития в Лесном частных детских садов или комплексов, как на «большой земле»?
В.Гришин: — Хорошо смотрю. Сегодня как раз с таким предложением — открыть частные детские сады в городе — к нам обратились два предпринимателя. Получится — попробуем развить это направление. Если у горожан есть идеи и предложения по данному вопросу — приходите, мы готовы к сотрудничеству.
— Я, Татьяна Ануфриева, стою в очереди на улучшение жилищных условий с 2001 года. Все эти годы очередь потихоньку двигалась. Проверив недавно свою очередь, я увидела, что в 2011 году я была 321-я, а в 2013-м вдруг стала 334-й. Как такое может быть? Ведь любая очередь должна уменьшаться, а не расти!
В.Гришин: — Такого не может быть. Этот вопрос требует рассмотрения — придите ко мне на приём по личным вопросам, разберём вашу ситуацию.
— Борис беспокоит. Скажите, почему алкомаркет Елены Тарасевич «Огонёк» запретили открыть, а алкомаркет «Гудвин» — нет?
В.Гришин: — Прежде всего, отмечу: вопрос открытия алкомаркета «Гудвин» был решён намного раньше, чем вопрос открытия «Огонька», когда такой напряжённой ситуации вокруг алкомаркетов в городе не было. Кроме того, магазин «Гудвин» расположен в малоэтажной застройке — в двухэтажном доме, а «Огонёк» — в большом многоквартирном доме, жители которого выступили против этого строительства. Стало понятно, что во избежание конфликтов этот вопрос нужно урегулировать с жителями. Поэтому отныне принят такой порядок: если алкомаркет планируется открыть в малоэтажной застройке, то решение об этом будет приниматься на комиссии; если магазин подобного профиля предполагается открыть в многоквартирных домах -то на публичных слушаниях. Подчеркну: это решение нами принято уже после того, как произошла конфликтная ситуация с магазином Елены Тарасевич…
— Добрый день, Виктор Васильевич. Людмила Николаевна беспокоит. Если у нас в доме внезапно отключают холодную или горячую воду, куда бы ни позвонил за информацией — ни по одному телефону ничего не добьёшься: то трубку не берут, то короткие гудки. Если диспетчерам лень отвечать на звонки жителей, то пусть организуют хотя бы автоматическую запись: мол, авария в таком-то доме, сроки устранения такие-то… Нам нужна информация!
В.Гришин: — Согласен с вами. Также хочу напомнить, что у нас работает Единая дежурно-диспетчерская служба, её номер 05. На ваш звонок специалисты ЕДДС обязаны ответить и, по необходимости, связать вас с нужной вам организацией: с «Энергосетями», ПЖРЭП, «Технодомом». Дополнительный номер ЕДДС: 2-68-68. По этому номеру ведётся аудиозапись переговоров, что позволяет объективно оценить реагирование на жалобы жителей.
— Нина Яковлевна, жительница с ул. Победы, 32. В нашем доме был потоп в подвале, приезжала комиссия. Работы были проведены, но 6-й цех до конца их не довёл. Вода течёт и по сей день, постоянная сырость, а мы ведь в подвале храним урожай! Уже вся картошка отсырела, мухи появились в квартирах. Да и зима скоро, всё замёрзнет, и двери будет не открыть. Кто нам поможет?
В.Гришин: — Ваш вопрос я переадресую первому заместителю главы администрации — Олегу Герасимову. Думаю, в вашем подвале нужно провести санитарную обработку, сделать гидроизоляцию и подсушить. А вы, если ваша проблема не решится, позвоните мне через неделю. Либо придите на комиссию к главе администрации Юрию Иванову, которую он проводит еженедельно по четвергам в 16.00.
— Наталья Окулова звонит. Будет ли в Лесном вновь организован отдел по защите прав потребителей? Жители называют ситуацию отсутствия такого органа бесконтрольной — Вы, как глава, с этим согласны?
В.Гришин: — Нет, не согласен. Да, сегодня отдел по защите прав потребителей расформирован, но в администрации есть специалист, который занимается вопросами защиты прав потребителей. Ещё один такой же специалист работает в Центре правовой и социальной поддержки населения, которым руководит депутат городской Думы Евгений Гущин. Таким образом, как было ранее два специалиста, так двое и работают. Но сегодня серьёзных вопросов в этой области фактически нет, а если и возникают, то люди получают консультации специалистов своевременно. Как только появится действительно серьёзная потребность в расширении данной службы, мы примем меры.
— Моя фамилия Гилязова. В «Вестнике» № 35 2010 года наш дом № 5 по ул. Дзержинского значился в списках о сносе ветхих домов. Писали, что дом снесут до 2013 года, но до сих пор тишина. Жильё в аварийном состоянии, полы сгнили, вот-вот провалимся. Когда будет решён вопрос?
В.Гришин: — В городе существует программа ветхого и аварийного жилья. Для того чтобы приступить к её реализации, муниципалитету нужно войти в областную программу. Кроме того, необходимо провести инструментальное обследование дома независимой экспертной организацией. С этой целью мы пригласили независимую экспертизу. Как только будет подготовлено окончательное заключение и город войдёт в областную программу, будут выделены деньги на переселение людей из аварийного жилья. В прошлом году по этой программе нами освоено 10 миллионов рублей — в квартиры, купленные на эти средства, были переселены жители с ул. Мельничной, 1. В городе есть жилые дома, которые необходимо расселять, и какие дома будут расселены в первую очередь — покажет инструментальный контроль. Эффективность реализации программы ветхого и аварийного жилья лежит на администрации Лесного. Я также держу этот вопрос на контроле.
— Я Валентина Захаровна, с Бажова, 3. Сначала нам писали, что наш дом — аварийный и будет его расселение. А сейчас говорят, что дом не аварийный и расселению не подлежит. Как это так?
В.Гришин: — И здесь требуется проведение независимой экспертизы. Расселять дом № 3 по ул. Бажова мы планируем, решение не изменилось. Сейчас идёт работа над бюджетом 2014 года, где будут заложены средства на покупку жилья для расселения. Не могу обещать, что переселение произойдёт в 2014 году: в городе есть жильё с высокой степенью износа, но критерием будет выступать заключение независимой экспертизы.
— Вопрос задаёт Иван Поздняков. Скажите, пожалуйста, когда будет восстановлено внутридворовое освещение на ул. Шевченко? После строительства дома 4а строителями СПОАО СУС был порван кабель. Неоднократно обращались к главе администрации, но безрезультатно: кабель торчит из земли прямо на детской площадке. Очень просим Вас принять меры. Скоро зима, и темнеет рано, люди домой возвращаются в полумраке.
В.Гришин: — Действительно, вопрос освещения города на контроле держит глава администрации Юрий Иванов. Я потороплю, чтобы работу на вашем участке завершили быстрее.
— Второй вопрос: Вы обещали, что в этом году все дома будут оприборены, в том числе и приборами учёта тепла. Но в наших домах приборы учёта так и не установили. Мы понимаем, что наши дома, наверное, не выгодны в плане управления. Но мы тоже жители города, не забывайте нас, пожалуйста.
В.Гришин: — Приборы учёта воды и электроэнергии в городе установлены на 99%. Дом по вашему адресу проверим: счётчики устанавливать — необходимо! С приборами учёта тепла — сложнее. Та программа, которую мы планировали реализовать в городе и до конца года установить приборы учёта тепла во всех домах, в связи с изменениями в федеральном законодательстве сработала только наполовину. И те деньги, которые были заложены в местный бюджет на установку приборов учёта тепла, сегодня тратить на эти цели мы не имеем права. Закон говорит однозначно: счётчики должны ставить собственники — то есть сами жильцы. Либо управляющие компании — за счёт платы жителей по ставке «капитальный ремонт». Жилой дом № 4А по ул. Шевченко оприборен по всем видам ресурсов при строительстве. В двухэтажных домах 62-64 кварталов с тепловой нагрузкой менее 0,2 Гкал в час нет необходимости в установке теплосчётчиков. По остальным видам ресурсов приборный учёт есть.
— Моя фамилия Благинина, Надежда Алексеевна. Когда закончится ремонт участка по Кирова, 38? Ходить невозможно, вынуждены перепрыгивать через эти разломы, машину некуда поставить…
В.Гришин: — Согласен, работы ведутся долго и плохо: на этом участке меняют ещё и теплосеть, сняли бордюры, развели грязь… Очень много поступает звонков от жителей, возмущённых этой картиной. По плану завершить ремонт этого участка должны к концу октября. Другой вопрос, как организовать там парковку — это надо порешать на месте. Я обязательно съезжу на эту территорию в ближайшее время и приму необходимое решение.
— Беспокоит Галина Геннадьевна. Когда будет достроен дом на 64 квартале?
В.Гришин: — Мы уже неоднократно писали: застройщиками этого дома являются три субъекта: Министерство внутренних дел, областной Фонд жилищного строительства и физические лица — дольщики. После того как СПОАО СУС распалось, по закону теперь всем трём субъектам необходимо зарегистрировать жилищно-строительный кооператив (ЖСК) и нанять другую подрядную организацию для завершения строительства дома. И у МВД, и у областных властей деньги для окончания строительства есть, дольщики тоже готовы добавить средства. Дело только в организации ЖСК. Уже готов Устав — он находится на регистрации, затем останется заключить договор с подрядчиком и ждать завершения строительства. Задача администрации — подвести к дому коммуникации, решить ряд вопросов по отоплению. Если говорить о сроках, то организационные моменты планируется завершить примерно к апрелю-маю следующего года, а окончание строительства — за лето, к осени 2014 года.
— Беспокоит садовод, Ирина. Наши сады находятся налево от городской свалки. Дорога там — просто «убитая», грейдер не проходил лет пять…
В.Гришин: — Если помните, в этом году администрацией, совместно с комбинатом «Электрохимприбор», вам было выделено полтора миллиона рублей для организации в ваших садах электроснабжения…
— Да, у нас теперь всё хорошо, большое спасибо!
— Дорогу ДО свалки мы вам приведём в порядок — это я вам обещаю. Но дорога ОТ свалки — ваша, она стоит у вас на балансе, и заниматься ею вы должны сами.
— Виктор Фёдорович Борисов беспокоит. Уже не раз задавал вопрос: участок по ул. Победы, от бассейна до памятника Терёшкину, в ночное время не освещён, столбы старые, им лет по 50. Нельзя ли всё-таки решить эту проблему? Это ведь вопрос безопасности.
В.Гришин: — Думаю, необходимо заказать проект на 2014 год и поставить другие светильники. Спасибо за сигнал.
Во время «прямой линии» было немало звонков на тему реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Наши горожане по этому вопросу всегда высказываются бурно, многословно, но если вкратце изложить их телефонные выступления, то они сводятся к одному — когда в Лесном завершится реформа ЖКХ и как, в конечном итоге, это будет выглядеть?
В.Гришин: — В 2014 году мы действительно планируем завершить реформу ЖКХ. Вопрос эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства — один из самых сложных, и не только для нашего города — для всей страны, для каждого муниципалитета. Сегодня мы приняли непростое решение — объединить КБл и Управление ЖКХ — в одно муниципальное бюджетное учреждение. Почему избран именно такой статус? Мы уже не раз говорили, что 94-й закон (о проведении торгов), а сейчас вступающий в силу 223-й закон, существенно осложняют организацию работ по благоустройству в городе, а провести в глубинке торги (особенно на благоустроительные виды работ, которые стоят недорого и вместе с тем — кропотливые) должным образом, т.е. оперативно и качественно, просто невозможно. В итоге сегодня у предприятий, занимающихся благоустройством города, нет возможностей проводить эту работу качественно, инвесторов нет также, поэтому основную нагрузку по благоустройству города будет нести местный бюджет.
— То есть сейчас, став бюджетным учреждением, новое предприятие будет выполнять всю работу своими силами?
— По максимуму все работы по поддержанию города в чистоте и порядке будет выполнять это учреждение. Но понятно, что весь объём работ на сто процентов они могут не осилить, поэтому частично будут использованы и механизмы рыночных отношений.
— Когда произойдёт объединение предприятий?
— Официально — с 1 января 2014 года. Но мы планируем уже сейчас, в четвёртом квартале текущего года, поручить ряд работ — например, уборку снега — новому учреждению ЖКХ, с которого можно спросить за качество работ, и можно оперативно добавить средства на ту или иную работу по благоустройству города…
— Кто будет руководить новым учреждением?
— Думаю, что нынешний руководитель Управления ЖКХ — Галина Тачанова. Курировать работу нового учреждения будет первый заместитель главы администрации Олег Герасимов и отдел энергетики и жилищной политики администрации.
— Принципиальный момент в реформе ЖКХ — реорганизация «Технодома». Мы уже писали, что «Технодом» будет менять форму собственности…
— Закон диктует: сегодня не должно быть муниципальной формы управления жилым фондом. Жилой фонд на 90% — частный: жители в основном являются собственниками жилья, и вопрос управления домами должны регулировать самостоятельно, выбирая сами управляющую компанию. При этом закон ориентирован не на муниципальные управляющие компании, а на такие формы собственности, как акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью. Поэтому и у нас в Лесном должна быть альтернатива «Технодому». А сам «Технодом» будет реорганизован в акционерное общество открытого типа, которое, в свою очередь, будет реорганизовано по двум направлениям — управление жилым фондом и управление сетями.
— Какая предполагается альтернатива «Технодому»?
— В управлении жилым фондом альтернативу «Технодому» мы видим в виде частных управляющих компаний, а в управлении сетями мы предполагаем участие Росатома — в лице комбината «Электрохимприбор». В связи с тем, что город принимает на свой баланс энергетику от комбината, мы предполагаем, что это должна быть сильная сетевая организация, которая в дальнейшем, имея активы, могла бы привлечь мощного инвестора для реновации сетей в городе. А работа по развитию сетей предстоит огромная. В Лесном уже никого не устраивает существующая открытая система отопления — необходимо переходить на закрытую, чтобы появилась возможность отделить воду для отопления от воды для нужд населения на горячее водоснабжение, чтобы в каждом квартале можно было начать строить тепловые пункты. На модернизацию уйдёт не один год, и очень важно, чтобы при этом система теплоснабжения города работала бесперебойно, чтобы жители не ощутили неудобство и дискомфорт. Понятно, что задача очень сложная, но заниматься этой работой необходимо, тем более что комбинат передаёт сети на баланс муниципалитета, и городу предстоит организовывать своё хозяйство.
— Где Лесной возьмёт деньги на решение таких масштабных задач?
— Для этих целей существуют средства областных и федеральных целевых программ, но в них необходимо участвовать. Два года в Свердловской области действует программа модернизации инженерной инфраструктуры, в рамках которой в 2013 году мы получили деньги на прокладку трубы водоснабжения на гору Липовую с 35 квартала. Но для решения заявленных масштабных задач необходимо привлекать и федеральный, и субъектовый уровни власти, нужен мощный инвестор, притом — частный: это как раз тот случай, когда государственно-частное партнёрство — уместно и необходимо.
— Виктор Васильевич, какова, в контексте реформ, судьба ПЖРЭП?
— Повторюсь: в глубинке не срабатывает конкурсный принцип отбора подрядных организаций на проведение работ по благоустройству города. Чтобы оптимизировать работу ПЖРЭП, принято решение: большая часть работников предприятия будет переведена в «Технодом». Это логично: ведь сегодня 99% объёмов работ ПЖРЭП — это заказы «Технодома». Поэтому нет смысла содержать два предприятия, которые, по сути, выполняют одну и ту же задачу — оказание услуг населению. Мощности ПЖРЭП позволяют только обслуживать жилищный фонд, и искать иные заказы на рынке услуг им уже не представляется возможным. Таким образом, часть работников предприятия будет и дальше заниматься оказанием услуг населению, часть — перейдёт на обслуживание сетей города, и ещё часть будет задействована на транспортировке и переработке твёрдых бытовых отходов.
— Пару лет назад Вы говорили о том, что для города эффективнее, если всё хозяйство сосредоточено в одних руках, в одной управляющей компании. Сейчас точка зрения иная. Почему?
— Позиция администрации — сконцентрировать всё хозяйство в одних руках — действительно, была раньше, в то сумбурное время, когда в город рвались иногородние частные управляющие компании, не вызывающие доверия. Все мы помним, как в других городах эти компании обворовывали население и лопались, как мыльные пузыри. Мы поставили заслон этому нашествию, понимая, что только прозрачность финансовых операций, которые проводились через «Технодом» и РКЦ, позволяла нам контролировать основные виды работ. Сегодня мы прошли период становления управления жильём, в законы Российской Федерации внесены изменения, позволяющие чётко контролировать работу управляющих компаний, а также — привлекать жителей к управлению домами. Например, появился институт старших по домам, создаются централизованные фонды и институты власти при области, куда жители будут платить «ставку капремонта» и откуда будут подконтрольно реализовываться их деньги на капитальный ремонт домов. Появилась возможность управлять жилым фондом при частной форме собственности. Поэтому сегодня мы приветствуем готовность «Технодома» преобразоваться в другую форму собственности — АО или ООО. Также мы пришли к тому, что альтернатива «Технодому» быть должна, но при этом хотелось бы, чтобы эти управляющие компании организовывались профессионалами.
— В этой связи не могу не спросить про такую «альтернативную» управляющую компанию, как ООО «Славянка», обслуживающую жилой фонд для военных на 35 квартале.
— Сегодня есть масса серьёзных претензий к этой управляющей компании, много жалоб поступает от жителей на её некачественную работу. К сожалению, Министерство обороны, в чьём ведении находится «Славянка», очень медленно реорганизует работу своих управляющих компаний, и в этом году пуск тепла на 35 квартале был задержан именно по вине этих недобросовестных управленцев.
В завершение темы отмечу: реализация реформы ЖКХ возможна только при чётком взаимодействии администрации и коммунальных предприятий. Необходимо, чтобы куратором городского хозяйства был грамотный и профессиональный человек, специалист, знающий эту сферу. Поэтому на должность советника главы городского округа переведён Михаил Кашу, о котором сегодня на «прямой линии» жители вспоминали часто и которому предстоит совместно с администрацией заниматься этой сложнейшей работой — завершением реформы жилищно-коммунального комплекса города.
— Виктор Васильевич, как бы Вы оценили сегодняшнюю «прямую линию»?
В.Гришин: — Прежде всего, хочу поблагодарить горожан, позвонивших мне напрямую по телефону. Понятно, что жителей в основном волнуют вопросы содержания жилья, благоустройства города, бытовые проблемы — 90% вопросов «прямой линии» сегодня касались сферы жилищно-коммунального хозяйства. Это, безусловно, важно! Ведь это наша повседневная жизнь. Но, вместе с тем, это как раз те вопросы, решения по которым должны принимать не власть, а сами собственники. Конечно, я, как глава, рад помочь и в решении частных проблем горожан, но я уверен, что жителей волнуют также вопросы местного самоуправления, социальные, финансовые, политические проблемы и их решение — на уровне городского округа; вопросы работы Думы, Общественной палаты, общественных организаций; вопросы развития малого и среднего бизнеса, образования, культуры, спорта — к сожалению, эти темы не прозвучали на сегодняшней «прямой линии». А мне бы хотелось, чтобы жители активнее участвовали в их обсуждении: ведь они касаются бюджета, его приоритетов. Зная (и из «прямых линий» в том числе), что особенно волнует горожан сегодня, намного легче грамотно обозначить приоритеты при составлении бюджета.
— Напомним жителям, что как раз сейчас начинается работа над проектом бюджета на 2014-2016 годы.
— Но сначала будет Бюджетное послание главы городского округа — администрации и Думе. В послании будет дана оценка социально-экономической обстановке городского округа, озвучены стратегия и программа социально-экономического развития города до 2020 года. Акцент будет сделан на то, что приоритеты бюджета должны выстраиваться в соответствии с этими документами, а также — с той ситуацией, которая складывается именно в этом году, с учётом мнения жителей.
— Имеется в виду сокращение доходной части бюджета, о чём сегодня говорят на всех уровнях?
— Доходная часть городского бюджета действительно будет уменьшена — в связи с событиями на Дальнем Востоке; кроме того, в 2015 году «уходят» доходы, получаемые городом в рамках мировых соглашений в виде неналоговых поступлений — таким образом, в 2014 году, а в 2015-м особенно, будет серьёзный дефицит средств. Вот почему так важно грамотно и чётко расставить приоритеты в распределении бюджетных средств.
— Основные векторы уже определены?
— В бюджете ближайших трёх лет — четыре приоритетных направления: благоустройство города, реализация социальных программ, вопросы безопасности, программа энергоэффективности. Сейчас очень важно участие горожан — для конкретики этих направлений. Поэтому призываю жителей не пропустить публичные слушания по проекту бюджета на 2014 год, принять активное участие в составлении главного документа города. И ещё раз подчеркну необходимость эффективности и результативности в расходовании бюджетных средств, такая задача поставлена мной — главой города — в ряд основных для городской администрации.
— Думаю, горожан ещё интересует, как скоро состоится следующая «прямая линия» с Вами?
— Буду готов встретиться с жителями прежде всего на публичных слушаниях, а на прямой телефонной линии — в декабре этого года. Как раз после принятия бюджета, когда многое станет понятным и появится конкретика в решении вопросов.