В связи со сдачей экзаменов или по причине неуспеваемости почти каждый из нас занимается у репетитора.
Мы приходим к педагогу, получаем новые знания или закрепляем старые — всё, как обычно. Но мало кто задумывался, что таит в себе эта профессия, и вообще — кто такой репетитор?
Репетитор в идеале является учителем, психологом, артистом, перед которым стоит множество задач. Такое соединение неслучайно, ведь он должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, заинтересовать его, сделать это творчески и увлекательно, стать подростку другом, понять, в чём заключаются его «пробелы» и, конечно же, устранить их!
Мне захотелось испытать эту профессию на себе. Так как знание немецкого языка у меня весьма неплохое, я решила попробовать себя в роли репетитора для мальчика-пятиклассника.
На первом занятии с учеником я попыталась понять, интересно ли ему изучение немецкого языка и какие он преследует цели, для чего мы будем заниматься. Затем я проверила уровень его знаний, и мы перешли к самому уроку. Час пролетел не сказать, что быстро: иногда время тянулось довольно долго, в другие моменты пролетало незаметно. На практике стало понятнее, с каким багажом знаний пришёл ко мне мой подопечный и над чем стоит поработать.
После окончания урока я всё проанализировала и начала готовиться к следующему уроку. Это далось мне нелегко, ведь я никогда не задумывалась, какую работу выполняет репетитор до и после занятия. Сложность была и в том, как понять: быстро или медленно, легко или трудно даётся моему ученику усвоить тот или иной материал. Подготовка к каждой встрече — большой и кропотливый труд, в котором нет шаблонов или чётких инструкций.
Спустя месяц с небольшим я уже определилась с объёмом заданий моего ученика (в том числе домашних), поняла, как распределяется его активность по времени (например, первые 15-20 минут он только «разогревается», а после 40-45 минут уже устаёт).
Репетиторство, как оказалось, весьма трудоёмкое занятие, требующее большой отдачи. Итак, достоинства и недостатки, которые я выделила в этой профессии:
+ практика (объясняя другим, закрепляешь сам),
+ свободный график, + творческая и интересная работа, + постоянное совершенствование, + дополнительный заработок (для меня в будущем),
— нет стабильности (ученик может отменить занятие),
— требуется много усилий и знаний постоянно надо расти самому,
— не всегда легко найти индивидуальный подход.
Испробовав себя в качестве репетитора, я посмотрела на этот процесс совершенно с другой стороны. Мы должны уважать труд, время и силы на подготовку педагога, ведь это довольно непростое занятие, да и знания, в первую очередь, нужны нам самим.
Анна ЛЁВКИНА