В последнее время в городе ходят слухи о том, что поданные комбинатом «Электрохимприбор» исковые заявления о задолженности МУП «Технодом» градообразующему предприятию могут привести «Технодом» к банкротству…
Сразу скажу: вопрос о судьбе «Технодома» действительно на повестке дня в администрации, но планируемая реорганизация предприятия — это очередной этап, причём не первый, в рамках проводимой в городе реформы ЖКХ.
Горсть фактов способна испортить самую хорошую сплетню, а потому попробуем разобраться в паутине слухов.
«Технодом» сегодня — действительно убыточное предприятие. Из чего складываются его убытки? Начнём с того, что в настоящее время «Технодом» является одновременно и управляющей компанией, управляя жилым фондом Лесного, и сетевой, содержа городские сети. И убытки несёт не на управлении жильём, а именно на эксплуатации сетей и взаимоотношениях с поставщиком водо-, теплоснабжения — комбинатом «Электрохимприбор».
Сегодня задолженность комбинату составляет порядка 140-150 миллионов рублей, и сформировалась она в последние 2-3 года. Каким образом? Задолженность по электроэнергии сложилась из-за того, что жители платят по двухтарифному счётчику, а с ресурсоснабжающей организацией расчёт происходит либо по однотарифному счётчику, либо по нормативу. Житель, таким образом, всегда платил меньше. Разница в цифрах за электричество росла и выросла до 20 миллионов.
Затем, в одну из недавних морозных зим мы узнали слово «перетоп» — это то дополнительное количество тепла, которое Лесному поставляла НТГРЭС, чтобы жители смогли пережить холода. А чуть позже, уже по весне, администрацией было принято решение и по увеличению продолжительности отопительного сезона. Понятно, что цифры за это дополнительное тепло сформировались значительные. И если раньше существовала возможность дотирования «Технодома» из бюджета города для компенсации выпадающих доходов, то с очередными изменениями в законодательстве дотирование управляющей компании с 2011 года было прекращено.
За горячую воду сегодня жители рассчитываются по показаниям индивидуальных приборов учёта, а общедомовые счётчики горячей воды и тепла в домах пока не установлены, поэтому оплата производится по нормативу — это снова огромные траты. Установка таких ПУ требует внушительного финансирования — у управляющей компании таких свободных средств нет, поэтому администрацией было принято решение о целевом выделении в 2013 году необходимых средств из местного бюджета на установку приборов учёта тепла.
Вообще, пока город полностью не оприборен общедомовыми приборами учёта, рассчитываться за ресурсы чётко и корректно — не получается: ресурсоснабжающая организация (комбинат) диктует свои цифры за поставляемые ресурсы, и «Технодом», платя ранее по балансовому методу, а не по нормативу, нёс убытки. По нормативу управляющая компания стала рассчитываться совсем недавно… Это первое.
Второе: сложно защитить в РЭКе тарифы, которые позволяли бы эксплуатировать сети без убытков. Сегодня у нас вообще нет управляющих компаний, содержащих к тому же и сети, — прибыльных. В открытых территориях, где нет градообразующих предприятий и, соответственно, нет особенностей ЗАТО, ресурсоснабжающие организации остаются в миллионных проигрышах — за тепло. Поэтому постоянно идут переговоры между правительством Свердловской области и крупными сетевыми компаниями о возможностях погашения таких задолженностей. Отсюда, к слову, и рождаются на свет постановления, подобные 354-му, позволяющие компенсировать ресурсоснабжающим организациям часть потерь — за счёт жителей.
И третье. Сегодня комбинат «Электрохимприбор» передаёт городу на баланс свои сети. Вопросов в связи с этим — множество: в каком состоянии город должен принять сети? кто в дальнейшем их будет эксплуатировать? Это отдельная тема, которая, тем не менее, определённым образом влияет на судьбу предприятия «Технодом».
Итак, учитывая тенденции, изложенные выше, администрацией Лесного принято решение разделить «Технодом» по видам услуги как минимум на две компании — управляющую и сетевую. Управляющая компания будет курировать жилой фонд, сетевая — взаимодействовать с поставщиками тепла, отстаивать свои интересы в РЭК, в том числе грамотно решать вопросы приёмки сетей у комбината. Средства за содержание жилья и коммунальные услуги будут разведены, что облегчит решение возникающих вопросов.
О принятом решении беседую с главой городского округа «Город Лесной» Виктором ГРИШИНЫМ.
— Виктор Васильевич, эти две отдельные компании видятся как муниципальные предприятия?
— Это должны быть в перспективе частные компании — и управляющая, и сетевая. Почему? Сегодня мы порядком намучились с 94-м законом. А сейчас вышел 223-й закон, который предписывает МУПам любую работу, даже небольшую, проводить только в рамках аукционов. Поэтому нужно вывести управляющую компанию на систему упрощённого налогообложения и дать возможность уходить от неэффективных торгов. Но управляющая компания при форме собственности ООО должна оставаться подконтрольной администрации. Создаваемая сетевая компания пока будет МУПом — нужно принять сети от комбината и рассчитаться с долгами. Затем она также будет преобразована в ООО.
— Не получится ли так, что, пока будет происходить передача сетей, город не сможет вовремя войти в отопительный сезон? Это тоже очередной слух, гуляющий по городу…
— Мы не первые и не последние, кто к тепловому сезону приходит с задолженностью. Сегодня задолженность существует почти во всех закрытых городах, потому что жилищный комплекс функционирует везде одинаково. Но даже при ещё более существенных долгах муниципалитеты всё равно подключают к отоплению, при этом подписывают график реструктуризации задолженности, подают исковые заявления. Ну что ж, у нас в сетевой компании будет имущество, реализовав которое, можно будет рассчитаться с долгами. Может быть, кстати, это как раз и приведёт к ускорению объединения энергетического комплекса — города и комбината.
— Чего ожидать жителям от этой реформы?
— Во-первых, удешевления услуг. Я уже сказал, что «Технодом» попытается выиграть, перейдя на упрощённую систему налогообложения. Второй плюс — оперативность в работе: уходя от конкурсов и имея возможность на любую работу быстро нанять подрядчика, можно и проблемы решать быстро. Кроме того, появится возможность повысить зарплату низкооплачиваемым работникам — дворникам, уборщикам, а значит, возрастёт качество предоставляемых услуг. А главное, старшие по домам смогут вместе с управляющей компанией контролировать выполняемые на доме работы и принимать эти работы у подрядчиков. И при необходимости — выбирать и заменять подрядчиков.
— А какие плюсы жителям от организации сетевой компании?
— Пока мы не можем обещать улучшения качества услуг, потому что не выстроены до конца отношения с ресурсоснабжающей организацией, не решены вопросы приёма сетей от комбината на баланс муниципалитета.
— Во всяком случае, жители могут надеяться, что они не останутся без воды, тепла и света в момент реформ?
— В любом случае, при любых проводимых реформах останавливать хоть жилищные, хоть коммунальные услуги — нельзя. Несмотря на накопившиеся долги, на, казалось бы, неразрешимые проблемы. Я думаю, мы с комбинатом мыслим в этом направлении одинаково.
— Виктор Васильевич, разделение «Технодома» — это единственное, что будет происходить в рамках реформы ЖКХ?
— Далеко не единственное. «Технодом» реорганизуется вторым этапом — первым начнётся реформирование Комбината благоустройства. В этом году нас не устроили работа по содержанию улично-дорожной сети, разделение территории для уборки на внутриквартальную и общую, и ещё ряд принципиальных моментов. Поэтому принято решение по реорганизации и КБл, и ПЖРЭП, и Комитета ЖКХ.
Цель реорганизации — собрать механизированный комплекс в одном месте, чтобы уборка города проводилась комплексно, без разделения, по общей смете; уйти от конкурсов, которые из-за действия законов 94 и 223 не позволяют нам оперативно решать насущные вопросы благоустройства города; определиться с вопросом твёрдых бытовых отходов в городе.
При реформировании жилищно-коммунального комплекса произойдёт перераспределение функций. Так, КЖКХ будет заниматься уборкой и благоустройством города, ямочным ремонтом дорог. В ведении КБл будет оборот мусора и полигон ТБО. ПЖРЭП реорганизуется по трём направлениям: часть предприятия перейдёт в КЖКХ, часть — на обслуживание управляющих компаний, часть — на работу по обороту мусора.
Итак, сегодня управляющие компании, будучи в долгах, в тисках несовершенного законодательства, нареканиях жителей, — требуют серьёзных перемен. Наступили такие перемены и для нашей управляющей компании. Речь, вопреки слухам, не идёт о банкротстве предприятия — речь идёт о выходе «Технодома» на новый уровень развития и ответственности.