Продолжаем проект «Задай вопрос». Сегодня на вопросы читателей отвечает начальник Управления образования г. Лесного Ольга ПИЩАЕВА.
«Ольга Викторовна! Почему в Лесном не работает территориальный принцип зачисления детей в первый класс? Почему некоторые директора школ заявляют, что они имеют право принимать заявления от родителей с пятилетнего возраста детей? Почему в некоторых школах в этом году первые классы сформированы сверх положенных 25 детей, а директора заявляют: заплачу штраф, что здесь такого? Почему ни в одной из школ не размещены на видном месте Устав школы и разрешительные документы?
Почему в лицее проводится «экзамен-собеседование», который запрещён законом? Опубликуйте правила приёма детей в школу.
Почему нашему городу не пойти по пути Екатеринбурга и не организовать в 76-й школе дополнительные места для всех подавших заявления первоклашек?»
О.В.ПИЩАЕВА: – Много вопросов касается устройства детей в 1-е классы. Объединив их, я постараюсь ответить как на общие, так и частные вопросы.
В Российской Федерации право личности на всеобщее и бесплатное общее образование гарантировано ст. 43 Конституции РФ и Законом РФ «Об образовании». В этих документах представлены права родителей обучающихся, права образовательного учреждения, права самого ученика и гарантии по их реализации. Особенности организации образовательной деятельности конкретного образовательного учреждения определяются уставом этого учреждения и Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196 (ред. от 18.08.2008 г.). Согласно п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании», при приёме ученика в школу образовательное учреждение обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Как правило, выдержки из устава, копии лицензии и свидетельства об аккредитации размещены на информационных стендах образовательного учреждения. Полный пакет документов находится у руководителя.
В соответствии с п. 2. ст. 19 Закона РФ «Об образовании», обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения – администрация городского округа «Город Лесной» – вправе разрешить приём детей в образовательное учреждение для обучения в более раннем возрасте при условии соблюдения школой всех гигиенических требований по обучению детей до 6 с половиной лет.
Приём детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребёнка к обучению (письмо Минобразования РФ от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-03). Обучение детей в 1-м классе проводится с соблюдением ряда требований, в том числе учебные занятия проводятся только в первую смену при пятидневной дневной учебной неделе. Порядок приёма в общеобразовательное учреждение в части, не урегулированной Законом РФ «Об образовании», определяется учредителем общеобразовательного учреждения и закрепляется в его уставе. Администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приёме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). Отказ в приёме ребёнка в школу может быть связан только с превышением лицензионных показателей набора учащихся. В лицензии каждого образовательного учреждения указано предельное количество учащихся, которые могут обучаться в данной школе. Согласно законодательству РФ об образовании в одном классе городской школы может обучаться 25 учащихся, сельской школы – до 20 учащихся. Ответственность за превышение предельной численности обучающихся в классе несёт руководитель образовательного учреждения.
Законом РФ «Об образовании» не определён срок начала подачи заявлений в первый класс, в соответствии с п. 45 Типового положения об общеобразовательном учреждении этот срок может установить образовательное учреждение, отразив его в уставе.
Документы, представленные родителями (законными представителями) при подаче заявления, регистрируются через секретариат общеобразовательного учреждения в журнале приёма заявлений в первый класс. После регистрации заявления заявителю выдаётся документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за приём документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в первый класс; контактные телефоны для получения информации; телефон органа местного самоуправления в сфере образования. После окончания приёма заявлений зачисление в общеобразовательное учреждение оформляется приказом руководителя школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения родителей (законных представителей). Если родителям отказывают в приёме ребёнка в первый класс, то такой отказ должен быть указан на их заявлении с указанием причины отказа. Родители при получении письменного отказа могут обратиться в управление образования, им предоставят информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях и обеспечат приём детей в первый класс.
Законом РФ «Об образовании» не предусмотрен территориальный принцип зачисления детей в 1-й класс. В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 расстояние от дома до общеобразовательных учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах, предусматривается не более 0,5 км пешеходной доступности. Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для обучающихся I ступени обучения – 15 минут (в одну сторону), для обучающихся II и III ступени – не более 50 минут.
Количество первых классов, открываемых в общеобразовательных учреждениях, определяется из имеющихся лицензионных условий. Управлением образования проводится предварительная работа по определению потребности в количестве первых классов, открываемых с 01.09.2011 г. Открытие дополнительных первых классов в школе № 76 невозможно по ряду причин: нарушение лицензионных условий, отсутствие учебных помещений для размещения дополнительных классов.
В соответствии с п. 3 ст. 5 закона РФ «Об образовании» проведение тестирования, конкурсных отборов в общеобразовательных учреждениях не допускается. Более того, в Конституции РФ этот уровень образования определён как всеобщий и бесплатный, т.е. не предполагающий какого-либо специального отбора учащихся. Собеседование учителя с ребёнком возможно проводить с целью планирования учебной работы с каждым учащимся. В лицее приём учащихся в 1-й класс ведётся в соответствии с законодательством. Собеседование не считается конкурсным отбором и призвано помочь родителям определить степень готовности их ребёнка к обучению для определения образовательного маршрута.
«В школе № 73 в этом году не был открыт класс охраны зрения из-за недобора двух человек. А у ребят (7 человек) есть показания окулиста о направлении в этот спецкласс. Мы, родители «глазничков», переживаем, сможет ли педагог уделять равное внимание и тем, и другим группам в классе. Скажите, в следующем году повторится такая же ситуация? И как нам быть?»
О.В.ПИЩАЕВА: – Приём детей в классы для детей с особыми возможностями здоровья осуществляется только на основании представленных заключений врача и психолого-медико-педагогической комиссии. Из 9 заявлений в класс школы № 73 для детей с особыми возможностями здоровья (слабовидящих) по состоянию на 01.05.2011 г. было представлено четыре направления врача-офтальмолога, поэтому руководителем образовательного учреждения по согласованию с Управлением образования принято решение об открытии общеобразовательного класса, так как количество обучающихся в специализированном классе должно составлять 12 человек. Школа № 73 имеет большой опыт работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Для детей, кто имеет направление врача-офтальмолога, будут сохранены особые условия (обследования врача-офтальмолога два раза в год, профилактическое лечение на базе кабинета охраны зрения детского сада № 24, индивидуально-групповые коррекционные занятия).
«Объясните, пожалуйста, почему при таком достаточно большом бюджете Управления образования в школах и детских садах всё равно с родителей собирают денежные средства на всё: на покраску стен, на рассаду цветов, на тетради и т.д. Это уже не говоря о том, что воспитатели в детском саду просто завалили родителей ежедневными требованиями принести для ребёнка то бумагу, то краски, то воздушный шар, то игрушку, то открытку…»
О.В.ПИЩАЕВА: – Бюджет Управления образования формируется, исходя из объёма средств, необходимых для исполнения полномочий по предоставлению муниципальных услуг образовательными учреждениями, и утверждается Думой городского округа «Город Лесной». При этом 36,6% объёма средств направляются из бюджета области и носят целевой характер. Основные расходы (заработная плата, питание детей, коммунальные услуги) составляют более 80%. Согласно п. 8 ст. 41 Закона РФ «Об образовании», образовательные учреждения вправе принимать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные средства за счёт добровольных пожертвований и денежных взносов физических и юридических лиц. Если родительское собрание примет решение оказать образовательному учреждению целевую помощь, то она оформляется в виде договора пожертвования либо договора дарения, которые предусматривают в том числе безналичное перечисление денежных средств на расчётный счёт образовательного учреждения.
В то же время в детских садах существуют различные формы взаимодействия с семьёй, совместные проекты, мероприятия, которые предусматривают какую-либо продуктивную деятельность. В любом случае это не требование детского сада к родителям, а условие добровольной совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Ольга Викторовна, считаете ли Вы, что учителей надо аттестовать, как космонавтов? Как Вы относитесь к тому, что учителя занимаются репетиторством? Как быть с учителями, которые позволяют себе унижать достоинство учащихся?
О.В.ПИЩАЕВА: – Я не знаю, как аттестуются космонавты! Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с «Порядком аттестации педагогических и муниципальных образовательных учреждений», утверждённым приказом Минобразования РФ от 26.03.2010 г. № 209. Основными задачами аттестации являются стимулирование повышения уровня квалификации педагога, личностного и профессионального роста, использование педагогами современных педагогических технологий. Механизмы аттестационных процедур разрабатываются Минобразования Свердловской области и являются обязательными для всех педагогов Свердловской области.
Педагогические работники школ имеют право на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности, при условии, что она не оказывает отрицательного влияния на выполнение должностных обязанностей. Если родители считают, что ребёнку по ряду причин необходимы дополнительные индивидуальные занятия, помимо предусмотренных школьной программой, – их право найти такую возможность. В случае выявления фактов оскорбления и унижения достоинства личности (как ребёнка, так и взрослого) необходимо подать заявление на имя руководителя образовательного учреждения с изложением обстоятельств происшедшего. Если принятые меры недостаточны, есть право обратиться в вышестоящие инстанции.
«Почему в школе № 74 буфетчица продаёт пиццу не всем детям? К кому надо обращаться в такой ситуации?»
О.В.ПИЩАЕВА: – Буфеты в образовательных учреждениях обслуживают всех учащихся. По информации сотрудников школы № 74, отказов в продаже буфетной продукции детям не было. Если такие случаи были, обращайтесь к руководителю образовательного учреждения.
«Волнует вопрос набора детей в детские сады. Мы написали заявление в «Пингвин» – нас направили в «Ветерок». Та же история повторилась и нынче, когда отправляла в детский сад второго ребёнка. В «Ветерок» принимают в 2 раза больше детей – набирают 3 группы, а в «Пингвин» почему-то только одну, максимум две. Объясните принцип набора и распределения детей в детские сады в нашем городе».
О.В.ПИЩАЕВА: – Распределение путёвок в муниципальные дошкольные образовательные учреждения проводится исходя из возможностей приёма каждого детского сада. Например, если выпуск в школу составил две группы, соответственно набор детей будет осуществляться тоже только в две группы. Критериями принятия решения о выдаче путёвки в ДОУ является наличие прав на внеочередное и первоочередное право получения места в соответствии с федеральным законодательством, соответствие возраста ребёнка условиям предоставления услуги и наличие мест в дошкольном образовательном учреждении.
«Моему ребёнку не дали места в ясли. А я слышала, что тем, кому не дали места, будут платить какое-то пособие за счёт администрации. А в нашем городе будет это действовать?»
О.В.ПИЩАЕВА: – Есть намерение законодателей области установить подобные выплаты. Но этот вопрос пока не решён, он обсуждается.
«Когда будет ремонт детского сада «Ветерок»? Обещают каждый год, а действий никаких».
О.В.ПИЩАЕВА: – Состояние здания МДОУ № 28 «Ветерок», действительно, вызывает серьёзное беспокойство родителей, администрации детского сада, руководства Управления образования и города. В 2010 году разработана проектно-сметная документация на реконструкцию. В настоящее время проводятся мероприятия по формированию бюджета 2012 года, в проект которого заложена реконструкция детского сада. Решение по его закрытию на комплексный капитальный ремонт будет приниматься учредителем.