Оказывается, всего лишь за 72 часа информация во всём мировом пространстве увеличивается вдвое.
(Из исследований ЮНЕСКО).
Для справки: конференция проходила в столице России, на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, объединила 240 участников, её официальными языками были русский и английский, сессии транслировались в онлайн-режиме в течение двух дней проведения. В конференции участвовали работники сферы образования, лица, ответственные за принятие решений и стратегическое планирование, консультанты, депутаты Госдумы, эксперты в сфере ИКТ в образовании и эксперты-практики университетов, академических институтов, центров подготовки учителей, педагоги-новаторы, координаторы ЮНЕСКО.
Учитель английского языка школы 76 города Лесного Галина РОМАНОВА побывала на Международной конференции ЮНЕСКО «Информационно-коммуникационные технологии в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества». Своими впечатлениями она поделилась в интервью.
– Галина Владимировна, от ведущих международных экспертов вы получили новые, можно сказать эксклюзивные, знания?
– И не только знания в области стремительно развивающихся ИКТ – эту новую информацию я обобщу, опубликую на сайте, обязательно передам своим коллегам на одном из заседаний городского методического объединения учителей иностранного языка и, разумеется, буду использовать в работе с учащимися. Я окунулась в атмосферу почти фантастическую – я словно побывала в фильме «Пятый элемент».
– ???
– По порядку. Попала я на этот форум как практик, исследовавший и обобщивший трёхлетний опыт работы нашей школы в области применения ИКТ, а также в связи с тем, что моё диссертационное исследование связано с использованием ИКТ при преподавании иностранного языка (в частности, грамматики). Я написала письмо на сайт ЮНЕСКО, получила предложение выслать статью (что и сделала), и пришло приглашение участвовать в конференции, выступить со своим опытом работы.
Как оказалось, я была там единственным рядовым педагогом. Но после моего выступления – доклад был с фото- и видеопрезентацией – я поняла, почему была приглашена на конференцию столь высокого уровня: участников, а до этого – комиссию по отбору очень заинтересовала организация учебного процесса в нашем городе, нашей 76 школе, ведь мы, так сказать «глубинка», а учителя уже внедряют новые технологии.
Я рассказала о том, что мы постоянно работаем с Интернетом, в городе есть программа «Сетевой город», а в школе налажена локальная сеть.
Учителя иностранного языка нашего города общаются со старшеклассниками при помощи КИД-блога, учащиеся переписываются со сверстниками из-за рубежа, что способствует более глубокой мотивации к изучению языка. Мы используем специальные компьютерные игры, интерактивные доски, проекторы, повышая познавательный интерес детей. Учащиеся охотно принимают участие в олимпиадах, проводимых Уральским федеральным округом, уральскими университетами.
Я рассказала о том, что в городе каждая школа компьютеризирована, есть все условия для развития детей и совершенствования преподавания. А присутствующие на презентации восхищались ещё и красотой нашей школы, её архитектурой, её бассейном и обсерваторией, любовались видами нашего города, говорили комплименты, и это было приятно.
– Какие выступления участников особенно запомнились?
– Меня заинтересовал доклад Дианы Лориллард, представителя Лондонской экспериментальной лаборатории знаний Института образования. На фоне обсуждаемых электронных учебников, открытых образовательных программ она представила материал о том, как в Великобритании научились экономить время самого учителя. Для педагогического корпуса разработаны такие системы накопления и оформления компьютерного и экспозиционного материала по предметам, настолько облегчена их работа, что остаётся только завидовать.
Учитель биологии, например, приходит в класс, входит в сеть, включает экран, и дети складывают в компьютерной игре скелет лягушки, работая одновременно на своих компьютерах и экране, называя по латыни и запоминая каждую часть её тела.
Дается не только видеоинформация, но и сопутствующая звуковая, а с применением 3D-технологий – почти осязаемая информация. «Оживает» геометрия, «говорит» иняз, удивляет «живыми» опытами химия, а литературные герои предстают персонажами из спектаклей и фильмов. Преподаватель включает в процесс урока технически продвинутые новшества – готовые блоки информации, построенные так, чтобы легче воспринимались, чтобы у ученика не наступала преждевременная усталость. В Японии к преподаванию давно уже привлечены роботы.
Учитель – как дирижёр большого технического хора, а учащиеся – исполнители. Как хотелось бы поработать вот в таком режиме, с такими программами!
– Психологами отмечено, что у наших детей «клиповое мышление» — то есть восприятие мира яркими картинками. Это действительно так?
– Да, это так, и к этому надо уже привыкнуть и нам, педагогам, научиться этим пользоваться в процессе обучения. Более того, наши дети обладают способностью к мультитаскингу – такому режиму работы, когда за один период времени выполняется большое количество заданий.
Понимаете, информационно-коммуникационные технологии дают то, что ребёнок, даже не очень глубоко знающий предмет, но хорошо ориентирующийся в компьютерных технологиях, всегда может сделать красочную презентацию по какой-то теме, он может себя реализовать, создать свою «ситуацию успеха», и это уже задаёт оптимистический тон: ведь он выступил, показал то, что умеет, его работу оценили, и он на практике может применить своё умение.
В Европе сейчас идёт интенсивная подготовка педкадров к новой, трёхступенчатой, форме преподавания – переходу к положению, когда ученик один находится в информационном пространстве и должен уметь взять нужную информацию сам. До этой, последней, ступени существуют ещё две: первая – когда учитель преподносит детям информацию лично, с помощью ИКТ; вторая – когда вокруг одной информации группируются много учеников и используют её без помощи учителя. Ну и третья, повторюсь, – сам, всюду сам! Всё нацелено на образование, воспитание человека нового общества. СМАРТ-общества.
– То есть умного общества?
– Видите ли, наши дети ищут в компьютере ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ информацию – да, они освоили Интернет, а в Европе и Америке они ПОЛУЧАЮТ ОБРАЗОВАНИЕ по Интернету, имея уже навыки такой работы. У нас в стране тоже существует дистанционное образование (заочное, в вузах). Но здесь речь идёт о ещё более широком применении ИКТ в школьных образовательных программах.
В стремлении создать СМАРТ-общество за рубежом давно уже внедрили в обиходную жизнь СМАРТ-фоны (интернет и телефон в одном предмете), СМАРТ-хомы (дома) – как в «Пятом элементе», дома, которые управляются компьютером, с центром, самостоятельно следящим за состоянием дома. Помните, героиня Миллы Йовович, инопланетянка, включает компьютер, и перед ней пролетает на экране вся история человечества. А её партнёр по фильму в это время, включая компьютер дома, загружает через Интернет пустой холодильник… На Западе придумали СМАРТ-телевидение (ТВ, компьютер и Интернет), СМАРТ-кроссовки – показывающие скорость, метраж, СМАРТ-футболки – передающие температуру тела человека, артериальное давление и проч., и проч. И вот они подходят к СМАРТ-университетам, в которых человек через скайп получает весь материал, задания, общается с профессурой, сдаёт экзамены. И преподаватель здесь нужен лишь как лицо, направляющее обучающегося.
– Но героиня Миллы Йовович, благодаря своим фантастическим способностям, и усвоила всё так же молниеносно!
– Да, о развитии способностей восприятия информации, её обработки и усвояемости (как раз с учётом умения современных детей работать в режиме «мультитаскинг») много говорилось на конференции. Ребёнок будущего представлялся глубоким, многогранно способным, пытливым, любознательным, целеустремлённым. Смело говорилось о том, что это не фантазия, что прогресс в ближайшие десятилетия будет осуществляться во всех областях с небывалой скоростью.
– Но, согласитесь, этому самому обучающемуся – тому же десятикласснику – нужно какое-то невероятное сознание! Нужна высокая самодисциплина, нужна цель? Я, признаться, плохо себе представляю такого высокоорганизованного старшеклассника. Студента – может быть, но школьника?..
– Мы говорим пока о теории. Я просто констатирую услышанное мною. Как это будет (в нашей стране!) на практике – никто не знает. У западного школьника с пятого-шестого класса давно уже воспитываются так называемые «побуждающие факторы»: стремление всё познать и быть лучше других ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ: заняв одно из лучших мест в рейтинге класса, удержать его до выпуска и – самое главное – быть отобранным представителем какой-то из фирм, пришедших в школу подобрать себе рейтинговых ребят для обучения (за счёт фирмы) и в дальнейшем предоставить им работу на этой фирме. В выпускном классе решает судьбу только рейтинг.
– Бедные дети.
– Да, между прочим, и общаться жестокие законы выживания их вынуждают только с «рейтинговыми» сверстниками – вдруг во взрослой жизни им придётся работать с ними на одном предприятии. Жалко – это если смотреть на всё шире, с точки зрения нашей российской – гуманитарной и многопланово общечеловеческой подготовки ребят в школах, с точки зрения того, что духовности у нас придаётся пока, к счастью, большое значение. И, тем не менее, есть же и вторая сторона медали: для западных детей, родители которых не могут оплатить им дальнейшее образование, такой отбор, несомненно, перспектива.
– Но мы отклонились немножко. Тем более что всё это далеко не аксиома. У меня вопрос: мне всегда казалось, что иностранный язык – это большая практика работы ученика именно с живым преподавателем.
– Произношение (даже характерный прононс или изюминка-картавинка) – всё это в новых технологиях, которые можно послушать, посмотреть и в которых можно совместно потренироваться по Интернету. Клипы, языковые игры, общение по скайпу с носителем языка – представителем той или иной зарубежной страны, переписка с ним. Это даёт многое. Согласна, учитель, как лицо направляющее, поддерживающее, экзаменующее, тоже нужен. Но уже в меньшей степени.
– Что вы вынесли для себя?
– Два дня плотной работы с девяти до восемнадцати. Огромная практика языка, общения, много нового материала для моей диссертации, сертификат участника такого представительного форума. И для меня важен тот факт, что теперь я могу напрямую обратиться в Лондонскую лабораторию знаний.
– И всё-таки, как, по-Вашему, наше образовательное СМАРТ-будущее просматривается в обозримом будущем?
– Я смотрю в будущее с оптимизмом. Хотя академики, учёные, государственные деятели – все участники конференции думали (и это было наглядно), как нам догнать европейские страны и США, страны, где уже есть наработанная система в образовании. И ученым, и нам, учителям-практикам, предстоит огромная работа по адаптации открытых образовательных программ, созданию условий по их успешной реализации. Но унывать не стоит. Всё ведь так быстро движется вперёд.