Эту премьеру ждали. И поклонники Народного музыкально-драматического театра. И сами артисты. Дело в том, что новая постановка — во многом этапный момент в жизни творческого коллектива. Яркий дебют детской труппы театра — спектакль «Песочница» в прошлом году задал юным артистам высокую планку. Поэтому и старшее поколение актёров НМДТ, и зрители ждали ответа на вопрос: смогут ли ребята удержать достигнутое? Сразу скажу, не только смогли, но и взяли новую высоту.
Спектакль «Сказки сквозь камни», созданный по одноимённой пьесе Ольги Ширеновой, — это очень зрелый и серьёзный разговор молодых артистов со зрителями. И речь идёт о весьма непростых вопросах, которые волнуют подростков и на которые нам, взрослым, рано или поздно придётся отвечать. Иначе… иначе, мы рискуем оказаться у пропасти, на грани которой трудно сделать шаг назад. У той пропасти, где, говоря языком шекспировского героя, распадается связь времён.
Они не смотрят в глаза. Оцепеневшие как камни, они не желают видеть друг друга. Демонстративный поворот и откровенная грубость, как единственная защита от посягательств в свой мир. Подростки, оказавшиеся в этом странном заведении (то ли психушка, то ли реабилитационный центр, то ли приют для тех, кому некуда деться от боли и одиночества), не желают и не могут говорить о сокровенном, о том, что их мучает и не даёт вздохнуть свободно. Это не те, ершистые и колючие «подранки» 80-х и 90-х годов ХХ века. Те ещё могли прорваться через лицемерие и равнодушие взрослых. Те подростки повзрослели и, по словам героев спектакля, стали динозаврами. Нет, вовсе не по возрасту. А по бронированности кожи. Прежние «маленькие Веры» заматерели и приспособились жить рядом с ложью, лицемерием и жестокостью. Они научились отмахиваться от чужой боли и при этом улыбаться («Не мои проблемы!»). А те, что сейчас сидят спиной друг к другу, это — их дети. Не верящие, не ждущие, не желающие любви.
Зеро — шахматный вундеркинд, на которого возлагались огромные надежды. Однажды проигранная партия озлобила его, и теперь он убеждён в собственной ничтожности. Мауси (Анна ЛЁВКИНА), обиженная юным тираном Грегори (Александр ЗВЯГИН). Бесконечно ранимая, но пытающаяся «закосить» под стерву Лаура (Анастасия БУЛЫГИНА). Беспощадно логичная и при этом хрупкая и пронзительно трогательная Мария (Ольга ВОРОНОВА). Рассудительный интеллектуал Донтвонт (Артём ЯКУШЕВ). Наивная Алиса (София КУБРАК), которая ждёт внимания равнодушного и злого подростка. Девочка без имени (ну не смогла она его себе выбрать!) в исполнении Юлии БОЯРЕНКО, это — простодушная «бесячка», которая сама не знает, чего она хочет. То есть хочет она всего, кроме равнодушия и непонимания. Это она с самого начала не даёт никому покоя. Именно она на протяжении всего спектакля остаётся пульсирующим комком, который непременно заставит биться окаменевшие сердца. Но пока они замерли в мучительном, озлобленном ожидании неизвестного и пугающего.
В спектакле не рассказываются конкретные истории, которые привели ребят к отчаянию. Да разве это важно, если им здесь и сейчас больно и страшно? Каждый из нас, если только очень постарается, может вспомнить, как это бывает, когда сталкиваешься с «миром взрослых»…
Но вот что удивительно — придумывая странные имена, сочиняя сказки о своей жизни, эти подростки вдруг поворачиваются лицом друг к другу, пытливо смотрят в глаза и протягивают ладони навстречу мольбе о помощи. Один за другим в этой компании появляются лучезарная Марта (Юлия МЕХОНЦЕВА), мальчик по имени Мячик (Сергей ШАРИН), который своими речами смахивает на блаженного, и странный, похожий на пришельца с другой планеты Тиль (Александр ВАРАКИН). Именно они, выжившие в реальной катастрофе, помогают остальным обрести веру в то, что этот мир не так уж и плох. Да, он бывает жесток и немилосерден. Но он бывает и чудным. И в нём надо жить. Ведь на самом деле боль можно одолеть и стать мудрее.
Спектакль не даёт ответов. Эта история задаёт многочисленные и непростые вопросы. Но почему-то жёсткий рэп сменит волшебная музыка. А вместо жестоких снимков криминальной хроники на полупрозрачном полотне, заменяющем занавес, появятся чудесные картины, будто бы подсмотренные в детских снах. А злобный мальчишка Зеро, уходя, вдруг обернётся и бросит в зал открытый и по-детски испуганный взгляд. Так смотрит на мать маленький ребёнок, вырвавшийся из ночного кошмара.
В этой постановке режиссёр Сергей РУДОЙ использует все возможные для театра средства. Здесь задействованы и произведения учеников Детской школы искусств, и видеоинсталляции… Но главное в том, что постановщик сумел очень сдержанно и тонко выстроить цепочку невидимых событий, которые обращают подростков лицом к миру. И молодые артисты очень точно и органично проживают этот непростой путь преображения.
Премьера спектакля «Сказки сквозь камни» состоялась 27 февраля. Но ей предшествовал закрытый показ, на который были приглашены педагоги, родители, дети. После спектакля все они стали участниками дискуссии. И оказалось, что на те вопросы, которые задают авторы, может быть много разных и очень неоднозначных ответов. Но в одном зрители были единодушны: этот спектакль нужен. И очень важно, чтобы его увидели и взрослые, и дети. Ведь именно от того, как они научатся понимать и слышать друг друга, зависит, пробьются ли сквозь камни нежность, любовь и жажда жить? Осталось ли пространство для того, чтобы сделать шаг назад от пропасти?