Школа-интернат: мифы и реальность

Школа №63

Школа №63Когда мы говорим «школа-интернат», мы подразумеваем… А что, собственно, город знает об этой школе? Одно из старейших образовательных учреждений Лесного, недавно отметившее 55-летие. Территориально находится в стороне от жилых кварталов — почти на отшибе. Школа с круглосуточным пребыванием детей, которые… Которые — что?..

А дальше — полное незнание ситуации, шлейф нелепых мнений и вымыслов, окутавший реальность до такой степени, что интернат в конце концов оказался педагогически и социально дискредитирован. Злые языки до сих пор подогревают на огне разговоры о том, будто интернат — это некая колония, куда отправляют детей, отбившихся от рук, плохо успевающих в городских школах и в целом поведенчески запущенных. Честно говоря, когда слышу такие разговоры, немедленно пресекаю — кто бы ни являлся их носителем: в своё время я отдала школе № 63 десять лет и сегодня, может быть, как никто другой, разделяю обеспокоенность за будущее этого образовательного учреждения с его директором Сергеем Рудым, который работает здесь уже 20 лет.

Не буду скрывать — одно время так и было: некоторые педагоги городских школ (хотя, к слову, школа № 63 тоже является городской) начали массово освобождать себя от обязанности заниматься трудными подростками, детьми с разбалансированной психикой — любыми учениками, кому, даже просто в силу инаковости (непохожести на других), можно было приписать диагноз «девиантное поведение», и отправляли этих ребят в интернат — на перевоспитание. Такие ученики могли появиться в классе как 1 сентября, так и в середине года, а то и вообще под занавес учёбы. С годами их становилось больше, а соответственно, больше было и правонарушений, и трудностей в работе, и в конце концов общественное мнение об интернате как об учреждении социальной направленности превратилось в мнение об интернате-колонии. Понятно, что такой имидж не способствовал набору детей в классы, и школа пустела с каждым новым учебным годом… Не буду давать сейчас оценку происходившему — хочу сказать о том, что такое школа № 63 на самом деле.

Школа №63Интернат сегодня — это колоссальная социальная и материальная поддержка родителям. Особенно семьям, находящимся в сложной жизненной ситуации, а это может быть что угодно: и низкий достаток в семье, и невозможность находиться с ребёнком по вечерам из-за загруженности на работе (а то и на двух-трёх), и болезнь кого-то из родителей… В желании реально помочь школа-интернат открывает свои двери всем.

За счёт существенной материальной поддержки муниципальной власти учащиеся школы-интерната обеспечены шестиразовым полноценным питанием, одеждой. В интернате созданы идеальные бытовые условия для проживания и досуга детей.

Родительская плата за содержание одного ребёнка в школе-интернате составляет всего 115 рублей в месяц. Кто-нибудь из родителей сможет полноценно обеспечивать своего ребёнка на такую сумму? К тому же при такой низкой оплате есть ещё и льготы: так, семьи, взявшие ребёнка под опеку, приёмные родители, одинокие матери, малообеспеченные семьи освобождаются от оплаты на 100%. Многодетные семьи, семьи, где один из родителей инвалид, семьи, где двое и более детей являются воспитанниками школы-интерната — на 50%.

Школа №63

Это — первое.

Второе — и я очень хочу, чтобы родители, которые сейчас читают эту статью, услышали мои слова. Школа-интернат — это обычная общеобразовательная школа. И только потом — интернат, что, кстати, обозначает вовсе не колонию, не инкубатор, как придумывают местные злопыхатели, а всего лишь учреждение с длительным проживанием в нём. Интернат — это НЕ коррекционная школа, НЕ пенитенциарная система — это, говоря русским языком, обычная нормальная школа. Дети учатся по тем же программам, что и любая другая школа Лесного, по тем же стандартам (фГОСам), сдают такие же экзамены, что и в других общеобразовательных учреждениях, получают одинаковые со всеми выпускниками аттестаты.

И самое главное — в интернате создан комплекс условий для полноценной социализации детей, то есть для их всестороннего развития, обучения, воспитания, самореализации. За 55 лет в школе создана отличная база для внеурочно-досуговой деятельности детей. Сюда входят занятия в кружках, спортивных секциях, в системе налажена допрофессиональная подготовка воспитанников. Вопросы профориентационной работы крайне важны: в сегодняшнем мире человеку как воздух нужна профессия. Конечно, учащиеся интерната поступают и в институты, и в техникумы, но всё же большинство стремится сразу же начинать трудовую деятельность и хочет иметь в руках рабочую профессию. Школа-интернат даёт крепкие основы профессиональных навыков, которые для многих становятся хорошим началом трудового пути на предприятиях города. В школе работает швейная мастерская — для девочек, мальчикам преподают токарное дело, слесарное, столярное. А навыки, полученные в кружке берёсты, могут пригодиться кому-то для организации собственного дела, бизнеса.

Школа №63— Для нас очень важно подготовить ребёнка, как говорят сегодня педагоги, к выходу в открытый социум. Чтобы он не растерялся в реальном мире. Всё-таки нельзя сбрасывать со счетов, что дети в интернате живут на всём готовом, в результате чего зачастую нивелируются какие-то жизненные, бытовые знания и умения. Поэтому мы стараемся минимизировать определённую статусом учреждения гиперопеку. Сегодня миром правит мотивация. Важно воспитание конкурентоспособной личности. Но у каждого -своя ниша. У кого-то высокий уровень притязаний — это хорошо. У кого-то — средний, что тоже не исключает возможности быть конкурентоспособной личностью в своей нише. Для нормального существования в реальной жизни. И это — наша задача, — говорит директор интерната Сергей Рудой.

День в школе чётко организован и наполнен разнообразной деятельностью. В 7 часов — подъём, зарядка, обязательная утренняя прогулка. После наведения порядка в комнатах — завтрак. В 8.30 — учебный процесс. После второго урока детям предлагается сок. По окончании уроков — снова прогулка, затем обед и «тихий час». После него — полдник и самоподготовка: время для приготовления домашнего задания. С детьми работает воспитатель. Думаю, преимущества такого контроля могут оценить многие родители: если дома ребёнок, делая уроки, постоянно отвлекается, вокруг него масса внешних раздражителей, и в итоге его домашнее задание затягивается за полночь, то в интернате за отведённое для самоподготовки время ученик успевает выучить заданное. Потому что его деятельность грамотно спланирована и организована педагогами.

— Хочу отметить, — добавляет Сергей Иванович, — что именно воспитательский корпус в нашей школе сегодня очень опытный и профессиональный. Стаж работы воспитателей в среднем — 10-15 лет. Впрочем, в интернате всегда работал и продолжает трудиться высокопрофессиональный педагогический коллектив и заботливый обслуживающий персонал.

Школа №63После самоподготовки дети идут на ужин, на вечернюю прогулку, а затем могут выбрать занятие по душе. А выбрать есть из чего. В школе работают кружки: кройки и шитья, ИЗО-студии «Радуга», «Берестяное царство», «Глина. Художественная роспись», информатики — функционирует современный компьютерный класс. Действуют спортивные секции (волейбол, баскетбол, игровые виды спорта), открыты тренажёрный зал, библиотека, проводятся музыкальные и психологические занятия, есть даже свой театр. Ребёнок в развитии охвачен всесторонне.

По пятницам — традиционные клубные часы: беседы, игры, викторины, праздники, фестивали, встречи с известными людьми города. Популярностью у детей пользуются различные акции, шашечный турнир, Неделя здоровья, Масленица, спортивная игра «Зарница». Занимаются ребята и издательской деятельностью — выпускают газету «Мой Дом». В школе-интернате богатый музей, основанный Верой Павловной Дятловой, который также является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся.

Сегодня воспитанники школы-интерната уверенно выходят на разные конкурсные уровни. В их активе — победы и достижения во Всероссийском конкурсе «КИТ: компьютеры, информация, технологии»; в областном социальном проекте «Будь здоров!». Уже шестой год учащиеся и педагоги школы принимают активное участие в областной программе «Родники». Побеждают с исследовательскими проектами в городском фестивале «Высший класс!». Вопреки досужим домыслам, интернат не живёт в вакууме — напротив, налажен активный контакт с городским социумом: с учреждениями культуры, дополнительного образования города, с детской библиотекой.

Школа №63— Для нас очень важно заложить и укрепить в ребёнке стержень общечеловеческих ценностей, — итожит Сергей Иванович.

— Пусть многие наши дети не вспомнят, кто такой Денис Давыдов и не расскажут второй закон Ньютона, но зато вырастут надёжным сыном, работником, мужем, отцом, достойной дочерью, женой и мамой. И сегодня, глядя на успешные семьи многих наших выпускников, мы радуемся — и за них, и за себя.

Сегодня руководство школы-интерната обращается к горожанам: если родители желают устроить своего ребёнка в школу-интернат № 63, они могут зайти на сайт школы — кстати, очень достойный продукт новых технологий — и почерпнуть оттуда всю необходимую информацию. Также можно позвонить директору — Рудому Сергею Ивановичу: 681-69 или 6-83-12 (секретарь).

И в заключение. Сегодня в городе ходят разные разговоры о будущем школы: закрыть, перераспределить, оставить интернат-классы. Каких только вариаций на тему не наслушаешься! Пусть говорят. Школа-интернат — живёт. И, думаю, важно сохранить её для города в таком статусе, в каком она функционирует сегодня. Как крепкую социальную поддержку для нуждающихся групп населения. Как механизм комплексной социализации ребёнка. Как учреждение, аналогов которому больше нет.

Предыдущая статьяВспомните об алиментах, лето на дворе!
Следующая статья«Трансинформ»: в числе первых и лучших

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Здравствуйте я многодетная мать воспитываю троих детей 14,10,7 ;живу в Зианчуринском районе с Исянгулово .Из-за маленькой зарплаты хочу поехать на заработки.я могу устроить к вам своих детей?89279330070 ,834722523 как с вами связаться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя