Приход храма, как семья, объединяет самых разных людей. Один колеблется, ищет себя, покидает храм и вновь возвращается, как блудный сын к отцу, другой во всём и всегда верен Богу, кто-то молод и только познает азы веры, а кто-то умудрён возрастом, жизненным и духовным опытом. Люди приходят и уходят. Но есть некий костяк, сонм людей, которые делают историю храма и навсегда остаются в ней.
В храме святителя Николая в посёлке Ёлкино за более чем тридцатилетнюю его новейшую историю тоже сложилась своя семья. Для многих он стал родным и незабываемым в самых дальних городах и весях. Одной из ярчайших личностей в истории храма стал отец Викторин – Виктор Григорьевич Спицин – монах, нёсший послушание в миру.
Он прожил 102 года и был лишь на пять лет старше храма, где нёс своё монашеское служение. Большая часть его жизни пришлась на то время, когда церковь подвергалась гонениям, разрушались храмы, когда быть неверующим было намного проще и легче, чем верующим. Но вера, верность Богу Виктора Григорьевича выдержали все испытания, чтобы уже в преклонном возрасте, в 78 лет, привести его к монашеству.
Тяжёлое детство
Виктор Спицин родился 30 января 1908 года. Он был старшим из шестерых детей Григория Петровича и Веры Васильевны Спициных. Его мама была очень набожной, часто бывала в церкви и приучала к этому детей. Семья жила трудно, поэтому уже в 12 лет старшего сына отдали на заработки – в помощь старателям на приисках.
Дочь отца Викторина Софья Викторовна рассказывает:
– Подростком отец вместе со своей тётей Елизаветой, которая была на шесть лет старше его, а после войны приняла постриг, став монахиней Еленой, пел на клиросе нижнетуринской Трёх-Святительской церкви. Тётя, Елизавета Васильевна, часто ездила по разным монастырям.
Бригадир стахановцев
Отец Виктора Григорьевича был рабочим. В 1925 году, когда сыну исполнилось семнадцать лет, он привёл его на Нижнетуринский металлургический завод. До службы в армии Виктор работал в сортировочном цехе. Вернувшись, стал сначала помощником бригадира, потом бригадиром на третьем стане. Трудился ударно. Его бригада получила звание «стахановской» за то, что вместо 800-900 стала выдавать 1500 листов железа за смену.
«Я эту церковь не строил, не мне её и разрушать»
Гонения на церковь в Нижнетуринском районе начались ещё в 1918 году, когда был принят декрет об отделении Церкви от государства. В том году большевики расстреляли настоятеля нижнетуринской Трёх-Святительской церкви отца Александра Андрианова.
В 1935 году городской Совет решил закрыть церковь в Нижней Туре. По этому поводу на заводе, где в то время работало около 1000 человек, комиссия во главе с председателем поселкового Совета устроила собрание. Руководство завода, представители НКВД, заводского комитета, работники завода – все присутствующие, кроме бригадира Виктора Спицина, проголосовали за закрытие церкви. А он сказал: «Я эту церковь не строил, не мне её и разрушать. Мне она нравится, прохожу мимо, перекрещусь и поклонюсь».
На следующий день Виктора Григорьевича за антисоветское выступление уволили с завода. К счастью, обошлось без вмешательства НКВД. Как видно, помогло ударное стахановское прошлое, да и Господь приготовил для него другую судьбу.
Долго Виктор не мог найти работу, «таких» боялись. Но всё же удалось устроиться на строительство драги в Бушуевке. Не прошло и полгода, как директор металлургического завода и руководитель завкома стали просить Виктора вернуться обратно на завод, и наконец уговорили, он вернулся в родную бригаду.
Иконы на чердаке
В 1937 году Виктор Григорьевич обвенчался с Евстолией Ивановной Заболотных. В 1938 году у них родилась дочь София, а после ещё четверо детей. В свободное время он любил играть в футбол, бегал на лыжах. Но главное – всегда молился.
– Дома у нас всегда стояли иконы, отец много молился и часто ездил в Верхотурье, где был действующий храм, – вспоминает Софья Викторовна.
Действительно, никогда в советское время в доме Виктора Григорьевича не скрывали иконы. Молились открыто. Но вот с другими, храмовыми, иконами, которые ему удалось спасти после закрытия нижнетуринской церкви, было иначе.
– Всё советское время мы прятали эти двухметровые иконы у нас в доме на чердаке, – рассказывает Софья Викторовна. – А когда началось восстановление церкви, соседка уговорила отца передать их вновь открывшемуся храму в одной из деревень в Марий Эл. Тогда мы даже не представляли, что скоро храмы начнут возрождаться повсеместно, в том числе и в Нижней Туре.
Путь от Москвы до Берлина
8 ноября 1941 года Виктор Григорьевич ушёл на фронт. Рядовой Спицин служил связистом в 48-й отдельной кабельно-шестовой роте. В 1943 году был награждён медалью «За боевые заслуги».
В его наградном листе написано: «…Во время наступления в августе 1943 года днём и ночью под артобстрелом и бомбардировками рядовой Спицин В.Г. обслуживал линию от командного до наблюдательного пунктов, не допуская перебоев связи. Его ранили в руку, но он отказался ехать в госпиталь и остался на своём посту…».
Виктор Григорьевич прошёл путь от Москвы до Берлина. Был также награжден орденом Красной Звезды, получил двадцать Благодарностей от И.Сталина. Господь сохранил его и в той страшной войне.
Если ты с Богом, ты не одинок…
После Победы Виктор вернулся на свой стан в прокатном цехе Нижнетуринского металлургического завода. В 1958-м он получил производственную травму, став инвалидом третьей группы. Вскоре напомнил о себе и оставшийся с войны осколок в голове. Снова боль, врачи и в результате инвалидность второй группы. Работу на заводе пришлось оставить.
Однако Виктор Григорьевич всегда старался быть физически активным. Очевидцы рассказывают, как в 1958 году он наравне с молодыми рабочими участвовал в земляных работах во время начала строительства нового Нижнетуринского электроаппаратного завода. А уже в почтенном возрасте, будучи монахом, он часто пешком ходил на службу в ёлкинский храм.
В 1960-х годах, в хрущёвское время, Виктор Григорьевич вместе с другими жителями Нижней Туры основал молельный дом, где они читали молитвы, разговаривали о Боге, о вере. Власти потребовали закрыть молельный дом, грозясь выселить Виктора Спицина из Нижней Туры. Рисковать судьбой пятерых детей он не мог, поэтому подчинился. Однако никакая власть не могла запретить душе быть с Богом, верить в Него. Эта вера помогала Виктору Григорьевичу на протяжении всей жизни, особенно после смерти жены в 1981 году, когда уже взрослыми стали дети. Не давала почувствовать себя одиноким, ведь, если ты с Богом, ты уже не одинок.
Монах в миру
По словам дочери отца Викторина Софьи Викторовны, «решение принять постриг отец принял после смерти мамы. В 1986 году игумен Верхотурского Свято-Николаевского монастыря архимандрит Спиридон постриг его в монахи с именем Викторин».
Через несколько лет началось возрождение Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Отец Викторин, которому было уже за восемьдесят, поселился в обители и около года участвовал в восстановлении – возил на тачке щебень, песок, кирпич. Но раненая рука разболелась, отца Викторина отправили на лечение в Нижнюю Туру. После больницы в монастырь он уже не вернулся. Был благословлён на монашеское служение в ёлкинский храм, где настоятелем тогда был иерей Анатолий Кузнецов. Более десяти лет он посещал все службы в храме. Рассказывают, что он почти всю свою пенсию отдавал на его восстановление.
Последние годы жизни отец Викторин жил в Лесном у своей старшей дочери Софьи Викторовны, которая много лет была председателем приходского совета в ёлкинском храме. Похоронен монах Викторин в Ёлкино, возле храма святителя Николая.
«Чти Отче наш»!
Мне посчастливилось знать отца Викторина. Это был мудрый и светлый человек. Годы, война и тяжёлый труд согнули его спину, но он, даже с палочкой, всегда ходил быстрой и уверенной походкой. «Чему мы учились у него? – думаю я. – Наверное, твёрдости в вере».
Однажды мы, певчие, ехали на службу в недавно открывшийся ёлкинский храм. Личный транспорт тогда, в начале 1990-х, имелся мало у кого, поэтому рейсовые автобусы ездили битком набитые прихожанами. Отец Викторин сидел рядом. В те времена, когда «разрешили всё», развелось множество разных псевдохристианских сект и братств, которые очень любили «проповедовать» в общественных местах. Вот и в том автобусе какой-то молодой человек начал призывать вступать в их секту, как единственно правильную. Мы пытались каким-то образом оппонировать, но переспорить сектанта было невозможно. Отец Викторин же взглянул на него и строго сказал: «Чти Отче наш!». Молитву «Отче наш», которую наизусть должен знать каждый христианин, молодой человек явно не знал и, возможно, слышал о ней впервые, поэтому замолчал в замешательстве. «Что с тобой разговаривать! Ты даже «Отче наш» не знаешь!» – сказал отец Викторин, избавив всех нас от назойливого «проповедника».
«Сказочный дедушка»
Матушка Марина из ёлкинского храма вспоминает:
– В детстве мы с подругой называли отца Викторина «сказочным дедушкой». Он жил в доме неподалёку, ходил в монашеской мантии. Тогда мы ещё не знали, кто это. У нас была примета, если встретишь «сказочного дедушку», день будет удачным.
Иногда отец Викторин и впрямь напоминал мне волшебника – из фильма про Золушку. Много людей хотели пообщаться с монахом, были и те, кто видел в нём какую-то диковинку, и назойливые личности, которым подавай совет на каждый случай жизни. Отец Викторин прекрасно видел и чувствовал людей и в таких случаях, как волшебник из «Золушки», приложив руку к уху говорил: «Не слышу! Уши плохо слышат!» Я очень любила его и до сих пор помню его голос, он называл меня: «Олешька»…
Монах, живущий в миру, – такое бывает нечасто и в силу разных причин – по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам. В те времена, когда Виктор Григорьевич Спицин стал монахом, просто-напросто поблизости не было монастырей. Приняв постриг, люди живут в миру, максимально соблюдая правила монашеской жизни. И это очень непросто, ведь в нашем обществе для монаха намного больше искушений, чем в монастыре, где всё создано для подвижничества и молитвы. Остаться верным монашескому долгу в миру может лишь сильный духом человек. Таким и был отец Викторин.