3 июля исполняется 75 лет ОРУД – ГАИ – ГИБДД – службе, которая сначала называлась Отрядом регулирования уличного движения, затем – Государственной автодорожной инспекцией, позже – Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.
Название службы с течением лет, как видите, менялось, но суть оставалась прежней: люди в голубой форме с полосатыми жезлами в руках были и остаются верными стражами безопасного движения на дорогах страны, сохранения нашего с вами здоровья, а порой и жизни.
В преддверии профессионального праздника работников этой разнообразной по роду занятий службы нашего города я встретилась с временно исполняющим обязанности начальника ОГИБДД по городскому округу «Город Лесной» Романом ОКИШЕВЫМ.
– Роман Анатольевич, позвольте вначале поздравить Вас и Ваших коллег с праздником, пожелать по традиции «зелёного светофора» в работе, в жизни, а также удачи и здоровья.
Напомните, пожалуйста, нашим читателям, сколько человек трудится в отделе и как распределены их обязанности?
– Спасибо за пожелания. Что касается нашего отдела, всего в нём работает 46 человек – не так уж и велика наша служба, но, как говорится, «мал золотник, да дорог». У нас есть группа технадзора (наблюдает за техническим состоянием авто- и мототранспортных средств – все ведь знают: неисправный автомобиль – одна из частых причин ДТП); есть инспекция дорожного надзора (в её ведении – дорожная разметка, дорожные знаки, исправные светофоры); группа административной практики (учёт административных материалов – кропотливейший труд, с которым здесь справляются в основном женщины); взвод ДПС – дорожно-патрульной службы; регистрационно-экзаменационный отдел (снятие и постановка на учёт всех видов транспорта, выдача водительских удостоверений, приём экзаменов у будущих водителей); есть инспектор по розыску автомобилей, водители которых скрылись с мест ДТП; инспектор по пропаганде.
Коллектив очень ответственный и сплочённый. Я рад сотрудничеству с такими людьми. Мы уважаем наших стажистов: Александра Николаевича Хлызова, Сергея Николаевича Тютяева, Анжелику Валерьевну Стрельникову, молодого, но уже зарекомендовавшего себя сотрудника Сергея Зайцева. У нас служат люди, побывавшие в локальных военных конфликтах (Вадим Алёхин, Алексей Обязалов), у нас работают спортсмены международного класса (Алексей Истомин, Андрей Тухватов). И все великолепно справляются со своими обязанностями. Я могу беспрерывно называть фамилии и, уверен, не ошибусь, назвав каждого сотрудника отдела специалистом своего дела.
– Я слышала, у госавтоинспекции большая армия внештатных помощников?
– 64 человека! Специальная дружина общественников, добровольцев, энтузиастов, отряд ДНД. Они дежурят с нами на массовых городских мероприятиях, помогая обеспечивать порядок (вот недавно на велопробеге в День молодёжи очень помогли!). Вообще-то их график: по два часа работы два дня в неделю. И, вы знаете, жители с ними считаются, принимают их замечания. ДНД – движение популярное, состав постоянно омолаживается. И по-прежнему в чести наши «старики», основатели городской добровольной народной дружины: Николай Николаевич Якушев, Михаил Анатольевич Дудин, Фёдор
Фёдорович Софиев, Виктор Валентинович Грушин. Хочется сказать всему отряду помощников огромное спасибо!
– Не могли бы Вы на основе статистики провести мысль о зависимости роста числа ДТП от, например, того же состояния дорог, увеличения и технического состояния городского автопарка, поведения автовладельцев. Вообще, каковы основные причины дорожно-транспортных происшествий в нашем городе?
– Начну со второй части вопроса: как ни странно, но более сорока процентов ДТП совершается в результате движения автомобиля задним ходом. Установлено: рост ДТП прямо пропорционален увеличению числа автомобилей в городе. Самая аварийная категория автомобилистов – люди, севшие за руль три-четыре года назад. Да-да, именно не новички (те ещё помнят правила и стараются им следовать), а «бывалые». Нонсенс этот необъясним.
Вообще, в городе за последние пять месяцев зарегистрировано 19 119 единиц транспорта (виды автотранспорта: от автомобилей и мотоциклов до автоприцепов). Из них более 15 000 единиц – личный автотранспорт. То есть каждая вторая семья имеет автомобиль. А дороги-то шире с годами не становятся! На них всё теснее, особенно в «часы пик». В год в среднем совершается до тысячи дорожно-транспортных происшествий. Это о чём говорит? О том, что нам всем – и водителям, и пешеходам, чтобы выжить в этой круговерти, надо серьёзно перестраивать психику, наше отношение друг к другу.
Серьёзный бич – превышение скорости движения автомобиля и переход пешеходом проезжей части в неустановленном месте или на красный сигнал светофора. В этом смысле мы устали уже бороться с инертностью некоторых граждан и очень уповаем на то, что сможем всё-таки воспитать подготовленное для современной динамичной жизни поколение.
– Я вспоминаю, когда-то в детских садах ковры на полу представляли собой красочно размеченные переходными знаками трассы, и у детей эти первые знания элементарных правил дорожного движения вырабатывали привычку. На какое-то время всё это ушло. В этот период, видимо, и появилось поколение без подобных привычек?
– Наверное. Вот мы и исправляем ситуацию. Бросаем все силы на обучение детей, чтобы через 15-20 лет видеть культурное, подготовленное поколение участников движения. В этом году впервые в городе на базе Межшкольного учебного комбината бесплатно для детей-подростков мы открыли такую программу – «Юный водитель». Преподаватели обучали ребят правилам дорожного движения, поведения пешехода, знакомили с дорожными знаками, особенностями разметки, обучали фигурному вождению велосипеда. Дети получили сертификаты в результате обучения, показав хорошие знания. В нынешнем году на базе одной из автошкол мы опять проведём такой курс. Идёт запись желающих.
Кто-то сказал: «Даже если на Земле останется один пешеход и один водитель автомобиля, они обязательно встретятся». Вот поэтому смысл нашей работы будет актуален всегда, не иссякнет нужда в дорожном инспекторе.
– И всё же – о дорогах. На Ваш взгляд, каково их состояние?
– В Лесном – значительно лучше, чем в том же Качканаре или в Нижней Туре. Все это признают, в том числе и сотрудники нашего ведомства из области и других городов. Кстати, после того, как отремонтировали улицу Победы, молодёжь превратила её в гоночную трассу – о чём-то ведь это говорит. Но мы, правда, гонки эти пресекаем – район многолюдный. И, тем не менее, спасибо автодорожникам Огибенина, городской администрации: есть теперь и у нас в городе достойные участки дороги с хорошим покрытием.
– Вообще, любой водитель мечтает об идеальной дороге: чтобы ям не было, чтобы были разметка чёткая, адекватные знаки, светофор отрегулированный. Тем более что он платит немалые налоги и вправе на это рассчитывать.
– Вот именно. Но не всё в нашем ведении (я имею в виду в ведении ГИБДД). Чтобы установить новый знак, например, надо совместно с городской администрацией изменить систему дислокации уличной дорожной сети, утвердить её на заседании комиссии по безопасности дорожного движения. Однако признайте: в нынешнем году у нас действительно дороги изменились к лучшему. Огромнейшая работа проведена коммунальщиками.
– Брошенные «подснежники» закрывают въезд во двор даже машинам «скорой помощи» и пожарным. Да и газоны во многих дворах давно уже превращены в стоянки. Есть дворы, где автомобили ставятся даже на детских площадках. Кто за это отвечает?
– Оштрафовать автовладельца за несанкционированную стоянку машины мы можем. А вот в отношении «подснежников» мы обязаны направлять письма с рекомендациями в адрес той же городской административной комиссии для принятия мер. Стоянки – это вообще больная тема. Дома, дворы проектировались полвека назад. Наверное, никто и не предполагал, что наступит время, когда негде будет поставить машину. А на большой территории от улицы Юбилейной – до 62 квартала почему-то были предусмотрены лишь единичные места для постоянных стоянок автомобилей. И вот сейчас проблема тяжким грузом легла на плечи городской администрации, её коммунальных служб и нас, ГИБДД. Мы проводим многочисленные рейды, в большинстве случаев выявляем владельцев машин и злополучных «подснежников», брошенных во дворах, часть их с помощью КБл вывозим. Но вопрос пока стоит на повестке дня.
– А как Вы объясните такой факт: на перекрёстке улиц Юбилейная – Победы, а также возле 76 школы каждый обеденный перерыв организовывается несанкционированная стоянка ведомственного транспорта. Дорогу на переходе абсолютно не видно из-за стоящих там автобусов.
– Если нет знака, запрещающего стоянку, никаких мер воздействия мы принять не можем. Просто будьте сами внимательны и осторожны при переходе в этом районе улицы. Я уточню, чьи автобусы и почему закрывают обзор на дороге.
Вообще, эти адреса не входят в «очаги аварийности», которые у нас фиксируются. Поэтому и маршрут патрулирования здесь тоже не установлен.
– Почему нет перехода через проезжую часть в районе школы № 63?
– Там сейчас обустраивается тротуар, которого тоже не было, и пешеходам приходилось проходить какой-то участок дороги прямо по трассе. Обязательно будет и переход.
– Что бы Вы изменили в системе обучения в автошколах?
– Ввёл бы новую дисциплину: «Этика взаимоотношений участников движения и управления транспортным средством». Каждый водитель – изначально пешеход. Но почему, как только человек садится за руль, его отношение к пешеходу меняется и доходит просто до воинствующего? А пешеход, не ставший водителем, со своей стороны, тоже еле сдерживает раздражение по отношению к владельцу автотранспорта. Разве мы не в одном мире живём? Почему иной раз в человеке побеждает желание быть первым и при этом ему недостаёт доброжелательности, уважительности?
– Техосмотр автомобилей хотят передать страховым компаниям. Как Вы к этому относитесь?
– Моё мнение: техосмотр должны проводить только специализированные компании. Но в чьих бы руках техосмотр автотранспорта ни находился, контроль за надлежащим его исполнением должен остаться в руках госавтоинспекции.
– Будете ли вы нынче проводить конкурс автолюбителей, как ваши прошлогодние «Авто-леди», «Авто-семья», «Авто-дуэль»?
– Несомненно, будем. Но он будет немного другим, и назовём его иначе: «За рулём». Уже подбираем участников.
– Когда слышишь высокие слова типа: «Задача ГИБДД не в том, чтобы на дорогах был рай, а в том, чтобы не превратить дороги в ад», – как-то мало соотносишь это с образом инспектора ГИБДД, снискавшего толику ироничного к себе отношения окружающих.
– Вы – о коррупции в наших рядах? Наш отдел пропаганды провёл недавно закрытый мониторинг среди водителей города – они не знали, какое ведомство проводит опрос. На вопрос о случаях взяток никто не ответил утвердительно. В Лесном взяток не берут!
А что касается того, «чтобы не превратить дороги в ад», вот здесь наша позиция действительно самая активная. Я, между прочим, сам в милицию пошёл потому, что очень люблю детей, беспокоюсь за их безопасность, и мне всегда тревожно видеть, как мамаши болтают на тротуаре, а ребёнок выскочил за ограждение и… Просто сердце обрывается, когда вижу подобную картину.
– Роман Анатольевич, быть может, в заключение нашей беседы Вы хотите сказать что-то своим коллегам?
– У нас сейчас трудное время: идёт реорганизация министерства, предстоит переаттестация личного состава отдела. Но коллектив не снижает работоспособности, не теряет решимости, и все задачи, поставленные перед ним по обеспечению безопасности дорожного движения в городе, выполняет с честью.
Хочу поздравить всех своих коллег с наступающим 75-летием нашей гуманной и такой необходимой людям службы, пожелать понимания в семьях, взаимовыручки и верности долгу, здоровья и благополучия!