Михаил Горюнов наглядно продемонстрировал результаты проведённого анкетирования

14-летний Илья пришёл из школы с подбитым глазом и рваной раной нижнего века. Мальчик в очередной раз отбивался от компании подростков, которая, как выяснилось, травила его с начала учебного года.

Почему одни подростки слишком агрессивны, а другие не демонстрируют подобных реакций? Что является причиной проявления агрессивности – индивидуальные особенности или окружающая среда? Существуют ли воспитательные программы, коррекционные технологии, направленные на понижение гиперагрессивности до условно нормального уровня, который бы не разрушал саму личность, не причинял вреда окружающим людям и обеспечивал полноценную способность к социальной кооперации?

Такие вопросы поднял ученик старших классов Михаил ГОРЮНОВ в своей исследовательской работе, выступая на школьном этапе научно-практической конференции. После презентации исследования мы решили поговорить с Михаилом.

– Михаил, интересный выбор темы исследовательской работы. Что заставило тебя остановиться на ней?

– В современном мире эта тема очень актуальна. Это доказывают простые наблюдения за подростками в школе, это «льётся» на нас новостными заметками и видео в Интернете – ученик ударил учительницу, девочки подрались из-за личной неприязни и так далее. Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон установили, что ранняя агрессивность, которую ребёнок проявляет в школе, может в дальнейшем принять формы антисоциального поведения.

Мне стало интересно, почему и как это происходит? В работе над темой большую поддержку мне оказала наш школьный педагог-психолог Анастасия Вадимовна Жернакова, а помогла освоить культуру проектирования Ирина Вячеславовна Зырянова, за что им огромное спасибо.

– В твоей работе задействованы респонденты 14-16 лет. Почему был выбран именно такой возрастной период?

– В это время подростки переживают самый эмоциональный пик, у них ещё нет осознания того, что взрослая жизнь не за горами. Подростковый возраст является границей между детством и взрослостью, которая связана с обязательным участием человека в общественной жизни. Границами обычно выделяют 13-16 лет, то есть, фактически, это учащиеся 6-9 классов средней школы.

Если в целом говорить о школьном возрасте, то в этот период большое значение для ребёнка приобретают его сверстники, где становятся значимым их мнение о мире и людях, школьники склонны подражать своим сверстникам, и тон подражанию обычно задают лидеры.

В начальной школе формальный и неформальный лидер совпадают, так как учитель своим авторитетом и отношением поддерживает статус положительно мотивированных детей. Чем старше становятся дети, тем большую роль играют их личностные особенности, и в группе появляются неформальные лидеры.

Причинами формирования агрессивного поведения могут стать несложившиеся отношения, как с учителем, так и с лидером группы, и тогда ребёнок становится объектом для насмешек, оскорблений, физических воздействий. В этот разряд могут попадать дети с особенностями физического, интеллектуального развития, определённого социального статуса. Ребёнок, который подвергался агрессивным нападкам, зачастую и сам становился агрессивным.

Одной из задач работы стало выявление агрессоров среди подростков нашей школы посредством анкетирования.

– Как учащиеся восприняли анкетирование? Не было ли явных отказов? Были ли опасения того, что анкетирование не состоится?

– Разумеется, опасения были. Первая реакция была естественной, и звучали фразы, что проходить анкетирование они не будут. Но, очевидно, я сумел заинтересовать ребят. В исследовании приняли участие 38 респондентов (21 молодой человек и 17 девушек). Все они – учащиеся 7-8 классов нашей школы.

В анкетировании я использовал опросники «Личностная агрессивность и конфликтность» (авторы Е.Ильин и П.Ковалёв) и «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В.Бойко).

Исследования и наблюдения выявили, что семиклассники более агрессивны, чем восьмиклассники. Также были выявлены агрессоры и потенциальные агрессоры.

Весной, к концу учебного года, мы планируем провести ещё одно анкетирование у этой же группы респондентов, чтобы сравнить результаты, и подключить к исследованиям ещё одну школьную параллель. Начнётся работа по проведению спецкурса коррекционно-развивающей работы для снижения агрессии у подростков.

– Как думаешь, взрослым людям стоит проходить подобные анкетирования и курсы по снижению агрессии?

– Думаю, да. Поскольку у взрослых сильно развиты косвенная агрессия и негативизм. Это проявляется в действиях, направленных на «борьбу с руководством», распространение сплетней в рабочих коллективах или злых шуток. Из-за напряжённой обстановки на работе, где взрослые проводят больше всего времени, часто можно видеть конфликты в очередях или общественных местах (магазинах, банках, на почте и т.д.), слышать соседские домашние ссоры…

– Может, тогда стоит создать в Лесном специальные комнаты для снятия стресса?

– Было бы неплохо. Такая практика давно уже существует в других городах и странах – в таких комнатах разрешено бить предметы, «плавать» в сухих бассейнах, выплёскивать там свои негативные эмоции. Там всегда дежурят психологи, с которыми можно дополнительно пообщаться, рассказать о своих проблемах. А это наиболее важно, ведь в общении приходит осознание проблемы.

Считаю, что работа с агрессивным поведением в обязательном порядке должна быть включена в процесс психолого-педагогического сопровождения посредством курса коррекционно-развивающей работы по снижению агрессии.

Проверь себя

Какой форме агрессии вы подвержены больше всего?

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  • Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Справимся вместе

Если нужен совет или консультация психолога по вопросам воспитания подростков, обращайтесь в Центр психолого- педагогической помощи (Компроспект, 32). Директор – Ольга Николаевна Глушманюк (тел. 6-27-01), зам. директора – педагог- психолог Ирина Васильевна Малышева (тел. 6-27-01, 4-75-98).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности персональных данных

Пожалуйста, введите ваше имя