«С каких пор возле дома № 6 по улице Фрунзе – несанкционированная стоянка?» – с таким вопросом обратились в редакцию местные жители. – «Технодом» на собрании нам сообщил, что по требованию ПАО «Т Плюс» нужно устранить или перенести парковку, которая была организована восемь лет назад, так как расположена она в охранной зоне теплосетей! Почему вдруг возник этот вопрос, если раньше всё было согласовано?»
Хороший вопрос, подумали мы и обратились в ПАО «Т Плюс».
Законные требования
Вопрос о переносе или ликвидации «несанкционированных автопарковок» возник не недавно. И требования эти законны, согласно Типовым правилам охраны коммунальных сетей, которые были утверждены Приказом Минстроя РФ ещё в 1992 году.
«В первую очередь обращаем внимание на то, что охранная зона составляет не менее трёх метров по обе стороны от теплотрассы. На таких территориях запрещены любые действия, которые могут повлечь нарушения нормальной работы тепловых сетей. В том числе нельзя размещать строения и заборы, устраивать спортивные и игровые площадки, рынки, остановочные пункты, стоянки машин. Это закреплено Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, – указывает пресс-служба компании «Т Плюс» в ответе на официальный запрос. – Нарушение правил может привести к ускоренному износу тепловых сетей и нарушению их гидравлического режима. Подобные нарушения препятствуют эксплуатации и ремонту энергооборудования и создают реальную угрозу теплоснабжению города и безопасности жителей».
Эти слова подтверждаются пунктами 4, 5 и 6 Типовых правил.
«Вынос объектов из охранных зон – не прихоть теплоснабжающих компаний, а объективная необходимость!» – подчёркивают в пресс-службе «Т Плюс». – «В случае повреждения сетей и выхода воды на поверхность человек может не просто лишиться своей, припаркованной в опасном месте машины, но и получить травмы, ожоги, даже погибнуть. Прецеденты были по всей стране. Мы, как социально ответственная компания, делаем всё возможное, чтобы избежать подобных трагедий».
И оказалось, что дом по Фрунзе, 6 – не единственный. В списке порядка трёх десятков адресов (см. карту).
Несанкционированные автопарковки
Далеко не во всех дворах, которые попали в список, есть парковки. Их там либо нет вовсе, либо ранее проводилось расширение проезжих частей, но никак не создание парковок, либо «парковки» находятся достаточно далеко от теплосетей.
Так, в злосчастный список попал дом № 13 по улице Мира. Год постройки многоквартирного дома – 1983, стоянка для авто была организована одновременно с возведением дома – 40 лет назад. Тепловые сети на Мира, 13, согласно выкопировке с генплана города, близко не пересекаются со стоянкой.
Подобная ситуация и с территорией возле дома № 3А по улице Ленина, где совсем недавно, в 2022 году, было проведено комплексное благоустройство двора. Причём здесь проводилось именно расширение проезжей части, а не организация автостоянки. И, согласно всё тому же генплану, теплосети проходят рядом с домом, но так называемые «несанкционированные автопарковки» находятся достаточно далеко от них. Если бы были какие-то проблемы с сетевыми организациями, то на земельные работы никто б не дал согласия.
В документации по расширению дороги в районе Фрунзе, 6 стоит подпись некоего Рябова А.Н., который «дал добро» на расширение проезжей части около дома в сентябре 2021 года. А в официальном ответе теплоснабжающей организации звучит: «Расширение было согласовано частично, в местах, не попадающих в охранную зону. Несмотря на это, автопарковка оказалась в охранной зоне. Руководство Свердловского филиала «Т Плюс» неоднократно направляло обращения в УК «Технодом», администрацию города и прокуратуру. И лишь 28 февраля этот вопрос был вынесен на заседание в прокуратуре».
Есть дворы, где так называемых «автопарковок» и вовсе не существует. Например, вдоль домов 5 и 7 по улице Ленина пролегает старая проезжая часть. Аналогичная ситуация с домами 26, 28, 30 по улице Пушкина. «Россыпь» незаконно размещённых в охранных зонах теплосетей «парковок» – в центре города, где многоквартирным домам более полувека.
Получается интересная ситуация – оставлять во дворах свои авто даже «на минуточку» нельзя – охранная зона; городская застройка старой части города старше принятых правил – проблема жителей, а не сетевиков; но, жить – так и быть, живите, только аккуратно.
Парковки ли?
– Управляющая компания лишь проводит расширение проезжих частей. Во дворах старой застройки это крайне необходимо, так как во время очистки дорог от снега техника не может проехать и выполнить качественную уборку. То, что жители оставляют автомобили вдоль дороги в местах расширения проезжей части, сильно облегчает проезд «скорой помощи», пожарным и тем же мусоровозам. Мы должны обеспечить беспрепятственный доступ и спецслужбам, – говорит начальник жилищного отдела компании «Технодом» Надежда Смарагдова. – Город старой застройки не предусматривал такого количества личных автомобилей, что мы видим сейчас».
Начальник жилищного отдела «Технодома» напомнила, что работы по расширению проезжей части проводятся только после принятия такого решения собственниками жилых помещений, которое направляется в управляющую компанию.
– После того, как к нам попадает решение собственников об устройстве парковок, расширении проезжей части, оборудовании контейнерной площадки или даже установке детского или спортивного оборудования, наши специалисты готовят эскиз. Далее наступает обязательная процедура согласования с сетевыми организациями, у которых на той или иной территории проходят коммуникации – газ, трубопроводы холодного и горячего водоснабжения. И если эскиз не проходит согласования, то работы не будут выполняться, – подчёркивает Надежда Смарагдова. – Тогда мы ищем другие пути решения проблемы.
Прокуратура
С логикой сетевой организации никто не спорит. Если есть ограничения в охранных зонах, значит, условия нужно исполнять. Несмотря на то, что в городской администрации понимают степень опасения сетевой организации, последняя обратилась в прокуратуру с требованиями устранить нарушения в сфере коммунального законодательства.
Для этого требуется либо ликвидировать все объекты, которые находятся в охранной зоне теплосетей, либо переместить сами теплосети. В первом случае всё будет делаться за счёт собственника тех или иных объектов (жителей многоквартирных домов или городского бюджета), во втором – за счёт дополнительного соглашения по концессии, что, несомненно, повлечёт за собой повышение тарифа на теплоноситель.
Все понимают: оба варианта – мало реальны. Кто пойдёт на согласование таких капитальных изменений в условиях сложившейся плотной городской застройки старой части Лесного или многократное повышение тарифа на теплоноситель и горячую воду?
А концессионер в лице ПАО «Т Плюс», которому были вверены теплосети для обслуживания, понуждает к трудоёмким и сложно выполнимым в короткие сроки действиям собственника сетей – городскую администрацию.
– Проблема в том, что всё в своё время было согласовано с сетевыми организациями и внесено в генплан города. Администрация Лесного совместно с управляющими компаниями и жителями города старается улучшить жилищные условия лесничан за счёт ежегодной реализации муниципальной программы «Формирование современной комфортной городской среды», в рамках которой проводятся комплексные благоустройства дворовых территорий не только в новом районе, но и в старой, можно сказать, исторической части города. Конечно, нужно искать выход. Но в плотной городской застройке что-то резко изменить не так просто. И запретить горожанам парковать свои автомобили во дворе тоже нельзя – это ущемит их права на комфортное проживание, – прокомментировал ситуацию глава Лесного Сергей Черепанов.
В качестве разрешения сложившейся ситуации представители компании «Т Плюс» предлагают во всех охранных зонах установить дорожные знаки «Остановка запрещена» или обозначить территорию охранной зоны с помощью специальных линий на асфальте, если он есть. В теплоснабжающей организации утверждают, что у них имеется судебная практика, согласно которой вопрос с парковками, в том же Екатеринбурге, решён именно при помощи установки таких знаков.
«Стоять нельзя ликвидировать» – попробуйте расставить знаки препинания…
Интересно, что вопрос так называемых «незаконных автопарковок» – не единственный. Зона коммунального абсурда достаточно обширна.
Согласно требованиям концессионера, необходимо перенести и некоторые остановочные комплексы на пути следования общественного транспорта по улицам Ленина, Победы, Комсомольской и даже Коммунистическому проспекту… В охранную зону, обозначенную «Т Плюс», попадают и некоторые образовательные объекты, в частности, игровые площадки детских садов, которым более 60 лет…
Эти темы «Вестник» поднимет в последующих номерах. Следите за публикациями.
«Работы по устранению нарушений и удалению объектов из охранных зон оплачивает собственник объекта», – пресс-служба ПАО «Т Плюс».
Указатель адресов, где не должно быть парковки автомобилей.