В советские времена большинство модниц одевалось в универмагах или в ателье мод. Редко – у швей-надомниц, и то чуть ли не подпольно, потому что частный бизнес тогда не приветствовался. В нашем городе было в Комбинате бытового обслуживания первое ателье и ателье «Силуэт». Потом как-то сами собой они слились воедино.
Помните, каким был женский торговый зал нашего универмага, что на улице Свердлова? Ряды вешалок с коричневыми пальто, ряды – с чёрными, серыми, изредка – синими. Яркие пятна – только в отделе платьев, но и то редко, и все они одинакового фасона.
Работники отдела рабочего снабжения изо всех сил старались разнообразить ассортимент, но что поделаешь – массовый пошив тогда был ширпотребом. Ну и, наверное, советскому человеку было не положено выделяться на общем фоне?
В ателье одеваться себе позволял не всякий человек: купить отдельно ткань, дождаться очереди, заказать пошив, пройти через массу примерок – это были уже другие деньги и другие сроки. Бывало, закажешь платье весной, а получишь только к осени. Так что существовали «срочные» заказы, а это ещё немалый плюс к стоимости. Я вот, например, по молодости так и оставила в ателье белые брюки изо льна, отчаявшись их подогнать по себе. До сих пор помню…
Вот и ходили мы все одинаковые. Хорошо хоть в школах на уроках рукоделия нас учили кройке и шитью: достав выкройки, лучше из импортных, страшно дефицитных журналов мод, можно было выделиться летним платьишком.
Зато каким счастьем и праздником для всех нас стали проводимые в городе показы моделей одежды! Организатором их и постоянным ведущим стала Наталья Майгурова. Одежду для демонстрации шили все ателье, подключалась и трикотажная мастерская. Поэтому были модели и верхней одежды, и спортивной, и деловые костюмы, и платья, и даже рабочая одежда.
К каждой демонстрации шла длительная подготовка. Показы проходили два раза в год – осенние – на осень и зиму, и весенние – на весну и лето. На примерки манекенщицы ходили круглый год.
Была одна фишка в этих мероприятиях: сразу после показа зрителям предоставлялась возможность приобрести модели одежды, которые только что демонстрировались со сцены. Наряды, как правило, исполнялись в единственном экземпляре и соответственно были эксклюзивными, а потому разбирались «на ура», особенно к праздникам.
Но! Счастливчиками всё же были мы, те, кто их показывал! За наши муки мученические на примерках мы получали право первыми приобрести свои модели. Манекенщицы мы были, конечно, не профессиональные – откуда в нашей-то провинции было взяться такой школе! Среди нас были и молодые работницы ателье, и медсёстры, и работники с «ЭХП» – парни и девчонки, меня, например, туда привела коллега из отдела ТВиРВ Наталья Бажина, диктор.
Почему это было праздником? В большом зале Дома культуры (а как-то показ проходил и в музыкальной школе) от сцены прямо по спинкам стульев прокидывался огромный подиум, покрытый ковром. Совершенно под обалденную современную, очень громкую музыку мы не ходили – летали по нему в глубь зала, в красивых, ярких, разнообразных одеждах – мне кажется, такую и сегодня не купишь: качественно сделанную, со вкусом подобранную. Обувь – модельные туфли – мы покупали из-под прилавка – прямо в кабинете директора обувного магазина.
Зал был забит битком, люди стояли в проходах и в дверях – это было настоящее шоу, которых тогда уже так не хватало! При этом Наталья Майгурова, сидя на сцене за маленьким столиком, комментировала каждую модель – говорила о направлениях и тенденциях в моде, о тканях и мехах на нас. А ещё были и театрализованные демонстрации, которые помогал ставить режиссёр театра Слава Васильев.
На снимках – 1984 год. Где мы в клетчатых платьях – рядом со мной, в центре, Татьяна Романютенко. Хорошая, талантливая девушка, она мечтала стать актрисой, даже устроилась на работу секретарём директора Дома культуры, чтобы быть поближе к НМДТ, и играла в спектаклях нашего театра, пока не поступила в театральный вуз. Таня стала актрисой Кировского драмтеатра, потом играла в Екатеринбургском ТЮЗе, в Камерном театре, теперь преподаёт сценическую речь в театральном институте. Третья девушка – Светлана Терентьева, сейчас тоже живёт в Екатеринбурге.
На снимке, где мы стоим в рабочей одежде, рядом со мной – Костя Поротников, наша звезда, всеобщий любимец мастеров ателье. Он – сын знаменитой актрисы НМДТ Натальи Поротниковой, тогда работал на комбинате «ЭХП».
Я была в этом «бизнесе» лет с 18 и до 30, пока не стали демонстрировать ночные рубашки. Муж наложил вето.
Хорошие были времена! И дело было, и наряды!
Уверены, у каждого из наших читателей найдётся немало интересного, что связано с памятными снимками. Поделитесь историями своих фотографий, хотя бы одной, получится интересно.
Если вам есть что сказать по теме статьи, прислать фото, рассказать историю, поделиться мнением – наши контакты: электронная почта – vestnik.lesnoy@mail.ru, ждём ваших сообщений в группы «Вестника» в ВК и ОК, обращайтесь в мессенджеры Telegram и WatsApp по номеру 8 (995) 088-35-24.