Агрессия – это не эмоция, не мотив и не установка. Это модель поведения. Агрессивное поведение – это наиболее распространённый способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты.
Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, но просто подвернулся под руку, или на самого себя. Наиболее сильные проявления агрессии характерны для детей. Агрессивность обнаруживается очень рано: в отчаянном плаче младенца нетрудно услышать возмущение. Причина проста – малышу в чём-то отказывают, и ему это не нравится. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность – это реакция борьбы: так ребёнок протестует против запретов и ограничений.
Существует несколько видов детской агрессии. Ребёнок может проявлять физическую агрессию, т.е. нападать на окружающих или ломать вещи, и вербальную – оскорблять окружающих, ругаться. Также агрессия ребёнка может быть направлена на самого себя: он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение.
Ребёнок портит вещи. Самый разрушительный период у малышей начинается после года и продолжается примерно до двух лет. В этом возрасте ребёнок обычно действует незлонамеренно – он творит, конструируя новую реальность. Но бывает, что уже годовалый малыш стремится что-то сломать, бросить, когда сердится или обижен. Ещё одна причина, вызывающая желание ломать, портить, кроется в зависти и стремлении самоутвердиться. Если ребёнок часто ломает игрушки в приступе раздражения или из озорства, нужно как можно мягче дать понять ему, что вы недовольны. Если никак не реагировать на такие поступки, то ребёнок может принять попустительство за молчаливое одобрение. Но и силой принуждать малыша к повиновению не стоит, иначе можно вызвать у него стремление ещё больше ломать и крушить.
Маленькие агрессоры не умеют отстаивать свои интересы, в споре кричат, спорную вещь отнимают, ругаются, требуют, хитрят, плачут, также не умеют проигрывать, а если это случается – злятся, обижаются, отказываются от игры, при этом неудачи надолго выбивают их из колеи.
Ребёнок, испытывающий подавленность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребёнок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только чувствует, что кто-то ему угрожает.
Сталкиваясь с детским гневом, родители ведут себя по-разному. Одни помогают детям осмыслить свои эмоции и конструктивно их выражать, другие игнорируют гнев или уныние своих детей, третьи осуждают их за подобные чувства, четвёртые согласны с тем, что дети имеют право злиться и выходить из себя, и никак не реагируют на проявление агрессии. Психологи говорят, что научиться управлять эмоциями – не значит никогда их не испытывать. Детям необходимо смириться с гневом как с неотъемлемой частью себя. А родители должны помочь им научиться управлять своими эмоциями, в таком случае гнев станет движущей силой, способом преодоления препятствий или средством, позволяющим постоять за себя и других.