Восемь социально значимых проектов Лесного приняли участие в конкурсе лучших муниципальных практик и инициатив социально-экономического развития в муниципальных образованиях на территориях присутствия Госкорпорации «Росатом» в 2018 году в номинациях «Развитие человеческого капитала» и «Развитие социальной сферы»
Виртуальная карта города «Посторонним вход разрешён»
В Лесном создана виртуальная карта города «Посторонним вход разрешён», где вместе с экскурсоводом-атомщиком можно совершить путешествие в историю города. Разработчик уникального проекта – авторский коллектив Музейно-выставочного комплекса: В.Кучур, Ю.Стригова, А.Гришук.
На карте представлены самые интересные и значимые уголки нашего города (архитектурные объекты, памятники, аллеи, скверы), исторические факты и архивные фотографии. Посетители могут перейти в режим уникального «секретного видения» и посмотреть «карту исчезнувших объектов». В форме таймленты представлена история города в первых лицах. Можно пополнить «чемодан историй» редкими фотографиями и историями о городе.
Карта включена в «Атомотеку» Информационного центра атомной отрасли (АНО «ИЦАО»).
Научно-познавательный проект «Эксперименты в стиле НаучПоп»
Проект разработал и успешно реализует авторский коллектив Центральной городской детской библиотеки им. А.Гайдара: Л.Нежданова, Т.Камаева, Е.Киченко, Н.Чемоданова.
Это – комплекс самостоятельных развивающих и досуговых научно-познавательных мероприятий. Например, один из экспериментов посвящён продвижению атомной отрасли, знакомству с профессией атомщиков. Уникален эксперимент «Бегущая книга». Детские библиотекари вместе с волонтёрами пробежали по улицам Лесного 15(!) километров, задавая прохожим вопросы о книгах. Если ответ звучал верный – дарилась научно-познавательная книга, если нет – вручалась визитка библиотеки. Эксперимент настолько понравился коллегам из других городов, что получил своё продолжение в рамках проекта «Территория культуры Росатома». В этом году «Бегущая книга Росатома» прошла во всех атомградах.
Авторы проекта – лауреаты премии губернатора Свердловской области в сфере культуры в номинации «За успехи в разработке и внедрении инновационных проектов в библиотечной сфере» (2018 г.).
Программа профессионального самоопределения обучающихся «Open Ways» («Открытые пути»)
Проект общеобразовательного лицея реализуется с 2016 года и включает целенаправленную деятельность педагогического коллектива по созданию условий для эффективной образовательной и профессиональной самоидентификации старшеклассников, готовности к принятию ответственного решения о профессиональном выборе. Команда проекта: Н.Аминова, Э.Улыбушева, Е.Аминов, Н.Решетова, О.Царёва.
В числе результатов реализации проекта: ежегодно 54 старшеклассника реализовали безопасные профессиональные пробы по инженерному, экономическому и медицинскому направлениям, 90 старшеклассников участвовали в образовательных путешествиях на предприятия Свердловской области.
Профильные выездные смены – эффективная модель развития образовательного пространства ГО «Город Лесной» на основе социального партнёрства и сетевого взаимодействия
Одна из основных задач этого проекта общеобразовательного лицея, реализуемого с 2013 года, – предоставление обучающимся различного возраста возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению различных наук в процессе практической деятельности. Команда проекта: Е.Лепихина, Н.Решетова, Е.Герасимовская, Н.Маковеева, Н.Аминова, Е.Свалова, О.Ефимцова.
Проведено 12 профильных выездных смен с участием более 640 детей.
Социально-лингвистический проект «От Службы русского языка до Хрустального яблока»
Это многолетний проект учителя русского языка и литературы школы № 64 И.Зыряновой и газеты «Вестник». В рубрике под девизом «Давайте говорить правильно!» публиковались ответы на вопросы читателей о правильном произношении слов. Продолжение столь необычного изучения русского языка получило в рубрике «Хрустальное яблоко», цели и содержание которой определила цитата из старинной былины об Илье Муромце: «Слово – оно что яблоко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать». В рубрике публиковались интересные факты об истории происхождения слов, современных словарях, ответы на лингвистические вопросы.
Воспитание театром: историю пишем, играем, храним. Опыт подростковой документальной драмы
Руководитель проекта, директор Центра детского творчества И.Власова: «Жанр документального спектакля, создаваемого вместе с детьми – от стадии замысла до премьеры, – даёт новый импульс созидательной энергии, превращает активность детей и подростков в движущую силу развития документального проекта.
Особое значение приобретает процесс идентификации: подростки отождествляют себя с персонажами, вызывающими у них симпатию, – тем самым формируются ценностные ориентиры для подражания и самосовершенствования. В таком случае невозможно переоценить значение обращения к истории своей семьи, своего народа, родного города».
С большим успехом реализованы проекты: «Я, живущий в России» и «База № 9. Рассекречено». В июне 2018 г. началась работа над проектом «Детство в красных галстуках».
Постановочная команда: Е.Лыткин, А.Коптяев, И.Володина, Е.Кокорева, О.Митюшкина, Е.Варенцова.
Спортивный Росатом: спартакиадное движение в ГО «Город Лесной»
В Лесном создана и эффективно функционирует система спартакиадного движения, что позволяет привлекать к систематическим занятиям физической культурой и спортом максимальное количество жителей нашего городского округа. В течение многих лет ежегодно проводятся Спартакиада студенческой и работающей молодёжи, Спартакиада семейных команд, Спартакиада среди городских и загородных лагерей «Спорт против наркотиков», Спартакиада среди трудовых коллективов и подразделений комбината «Электрохимприбор». Ежегодно участниками спартакиадных мероприятий становятся более 5700 человек, в том числе более 800 детей.
В реализации практики задействованы все спортивные учреждения города, отдел по физической культуре, спорту, молодёжной и социальной политике городской администрации, предприятия, учреждения и организации Лесного.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение как средство гармонизации отношений ребёнка с миром
Руководитель проекта – директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи О.Глушманюк. Команда проекта: И.Малышева, И.Гладышева, Е.Морозова, Л.Макарихина, И.Смирнова, Е.Цветкова, О.Соломина, Е.Абрамова, А.Загвоздкина, Т.Рябкова, Н.Воробьёва, И.Муромцев, Д.Елинов,
Становление личности ребёнка происходит в системе значимых отношений с миром: в общении со сверстниками и взрослыми, в деятельности, направленной на познание и творчество. На каждом этапе становления свои особенные задачи, своя уникальная ситуация развития. Универсальным остаётся главное условие роста – позиция взрослых, основанная на диалоге, принятии, поддержке. Цель проекта: гармонизация отношений ребёнка с миром, повышение психологической защищённости, поддержки и укрепления психического здоровья детей и подростков.
Специалистами Центра разработано 40 программ для развития коммуникативной, регулятивной, речевой и познавательной сфер детей. Например, программа «В одной лодке» даёт возможность для учеников одного класса, их родителей и классного руководителя лучше узнать друг друга. Тренинговая программа «Верёвочный курс» направлена на сплочение классных коллективов, и в ней ежегодно принимают участие 200-250 подростков.
Ежегодно в центре более 1100 детей получают бесплатную помощь специалистов: учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов. Оказывается консультативная помощь родителям.
Пока верстался номер газеты, стало известно, что по итогам конкурса три практики Лесного – Психолого-медико-педагогическое сопровождение как средство гармонизации отношений ребёнка с миром, Программа профессионального самоопределения обучающихся «Open Ways» («Открытые пути»), Научно-познавательный проект «Эксперименты в стиле НаучПоп» – рекомендованы экспертами к представлению на Всероссийский конкурс.