Когда рождается малыш, он полностью зависит от взрослых. Это абсолютно естественно. Но когда ребёнок подрастает, он уже и физически, и психологически готов многие вещи делать сам: ползать, ходить, пользоваться столовыми приборами, умываться, убирать игрушки и т.д. Однако он не всегда хочет этого. Как же приучить своё чадо к самостоятельности?
Существует всего два простых правила для родителей.
Правило первое: «Обучать ребёнка делать всё самостоятельно». Все навыки он приобретает не сам по себе, а усваивает их при взаимодействии со взрослыми. Малыш узнаёт, что делать с тем или иным предметом, наблюдая, как с этим предметом поступают взрослые. Очень важно, чтобы родитель выступал не только в роли наставника, но и помощника, участника совместных действий. Малыш нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, помогал в трудную минуту, подбадривал и хвалил. Родителям нужно постараться не злиться на ребёнка за разбитые чашки, пролитое молоко, раскрошенное печенье, оторванную пуговицу. Малыш и так расстроен своей неудачей, не нужно его дополнительно упрекать, а лучше успокоить и предложить в следующий раз быть аккуратнее.
Умение складывать свои игрушки, убирать за собой – важный аспект самостоятельности ребёнка. Если малыша приучать всегда убирать свои игрушки, то он запомнит, что поддержание порядка в доме – это так же естественно и необходимо, как, например, еда. Когда дома все вещи находятся на своих местах, вытерта пыль, вымыта посуда, а в процессе уборки участвуют все члены семьи, то малыш ценит порядок, ведь родители показывают, что они тоже его ценят.
Правило второе: «Не делать за ребёнка того, что он может сделать сам». С задачами, посильными для его возраста, ребёнок вполне может справиться сам, если он этого хочет. С года до трёх лет малыш переживает особенно важный период. За каких-то два года он совершает огромный скачок в развитии. Малыш учится делать всё самостоятельно: надевать штанишки, завязывать шнурочки, кушать ложкой, умываться и т.д. Но не всё у него может получаться сразу, если на этом этапе ребёнок опустит руки, откажется от попыток самостоятельности, то позже ему будет ещё труднее привыкнуть всё делать самому. И здесь «подлить масла в огонь» могут родители. В спешке они сами готовы сделать за малыша то, что у него не получается, ведь так и быстрее, и аккуратнее. При этом, между делом, родители часто приговаривают, каким неряхой, лентяем является ребёнок. Такое родительское поведение формирует у ребёнка комплексы и может вылиться в психологическую проблему.
Другая крайность, в которую бросаются родители, – это позиция «делай сам, ты уже большой!». Но слишком маленькие дети ещё не умеют лениться, поэтому, скорей всего, малыш не делает что-то правильно не потому, что не хочет, а потому, что действительно не может справиться с задачей.
И обязательно, если малыш смог сделать что-то сам, похвалите его. Похвала – самый приятный стимул и вдохновение.
Чтобы приучить ребёнка к самостоятельности, важно дать ему осознать, что любой поступок влечёт за собой последствия, а какими они будут – зависит именно от него. Поэтому не стоит спешить вырывать из рук ребёнка соломинку, когда он пытается есть ею суп или кашу, малыш сам поймёт, что это неудобно и утомительно. Действуя самостоятельно, ребёнок учится не бояться ошибок.