Праздничные дни, особенно новогодние, активно используются мошенниками для атак на счета клиентов в период пониженной бдительности. При этом схемы обмана, как объяснили эксперты, постоянно меняются, но принципы и цели остаются неизменными.

Как сообщил руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов, начало декабря не было отмечено существенным ростом числа мошеннических атак. Их количество, по словам эксперта, увеличилось непосредственно в праздники, когда клиенты более расслаблены, и в последние дни декабря – на фоне переключения внимания граждан на предпраздничную суету.

«В сценариях телефонного мошенничества сейчас в топе схемы, связанные с обращением якобы операторов связи. Ссылаясь на необходимость продлить договор сотовой связи или получить новогодние бонусы, они пытаются получить доступ в личный кабинет абонента и выманить коды доступа к различным сервисам, включая мобильный банкинг», – обращает внимание Чугунов.

В сети интернет может появляться большое количество сайтов, имитирующих официальные ресурсы, предлагающие приобрести товары с большой скидкой, мошеннических сайтов по продаже железнодорожных и авиабилетов, сервисов по бронированию гостиниц и связанных с ними сервисов. Граждане активно посещают различные культурные мероприятия, в связи с этим возможно появление поддельных ресурсов по продаже билетов на них. Аферисты могут представляться сотрудниками правоохранительных органов, Банка России или руководителями других организаций.

Мошенники нацелены на все категории клиентов, говорит Чугунов. «Но чаще всего на уловки аферистов попадаются активные пользователи в возрасте 30-40 лет, которые охотнее совершают финансовые операции», – добавляет эксперт.

По данным ЦБ, в третьем квартале 2023 года банки отразили 10,8 млн атак на счета своих клиентов. Кварталом ранее было зафиксировано заметно меньше таких случаев – 6,6 млн. Активность мошенников, как отмечается в обзоре регулятора, в третьем квартале выросла. Но, несмотря на возросшее число отражённых атак на счета, им всё-таки удалось успешно провести 288,8 тыс. операций без согласия клиентов.

«Это на 23% больше, чем средний показатель за предыдущие четыре квартала. Однако ущерб для граждан от действий мошенников по сравнению с соответствующим периодом, напротив, снизился на 11,3% и составил 3,6 млрд рублей», – указывает ЦБ.

Самые распространённые и опасные мошеннические уловки, которых стоит остерегаться: горящие туры с большой скидкой, оплачивать которые нужно на мошенническом сайте; пособия; социальные выплаты к праздникам; бонусы от банка или выигрыши в лотерею, сообщения о которых могут поступать даже со взломанных аккаунтов знакомых или по электронной почте с мошеннической ссылкой.

Используют аферисты и новые методы, такие, как QR-коды для снятия наличных, отправлять которые ни в коем случае нельзя. Могут предлагать быстрый заработок и напоминать об уплате налогов. То есть сценариев существует огромное количество, но принципы социальной инженерии, как и цели мошенников, неизменны.

«Поэтому важно не терять бдительности и не продолжать разговор, если он кажется вам подозрительным, – рассуждает Чугунов. – Не сообщайте вашу личную и персональную информацию, в том числе банковскую».

Это довольно понятный, как отмечает эксперт, и простой набор рекомендаций, которые помогут защитить средства клиентов в большинстве случаев.

Кирилл КАШТАНОВ.

Предыдущая статьяНовогодняя охота за аккаунтами россиян
Следующая статьяСвердловская область начала подготовку к всероссийскому голосованию за объекты благоустройства

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя