Они знают, кто крутит колесо истории, поддерживают идею Путина о едином учебнике и не представляют свой предмет без государственно-патриотической идеи. Они – учителя истории и обществознания. Семья ЛИСЕНКОВЫХ: Наталья Алексеевна – педагог школы 74 и Андрей Фёдорович – педагог школы 75. Оба окончили Уральский государственный университет, преподаванию в школах отдали уже 25 лет. Каждый.
– Вы преподаёте историю как цепь политических явлений и событий, как прогресс во всех сферах жизнедеятельности? Или, может быть, через Личность в истории?
Наталья Алексеевна: – Через сочетание всех перечисленных составляющих. Их взаимосвязь прослежена на протяжении всех времён, эпох, и разрывать её в преподавании никак нельзя. На своих уроках мы говорим: государство, политика, развитие – всё держится на гражданах, и позиция каждой личности – важна.
– Но некоторые считают: историю экономики, культуры, науки можно преподавать и по остаточному принципу. Вы с этим согласны?
Андрей Фёдорович: – Причиной преподавания «по остаточному принципу» является нехватка учебных часов, отведённых на изучение нашего предмета: всего 2 часа истории в неделю! А необходимо хотя бы 4 часа, как это было в советское время. Тогда была прочная база, мы без репетиторов поступали в вузы. Правда, сегодня наравне с историей преподаётся и обществознание, которое сочетает ряд дисциплин: политологию, культурологию, экономику, социологию. Эти предметы друг друга дополняют.
– Есть мнение: какую бы историю вы ни преподавали – отечественную или зарубежную, всегда следует исходить из принципа патриотизма. Насколько вы исповедуете этот принцип в вашей работе?
А.Ф. – Для нас он – основополагающий! Иначе для чего преподавать историю? История во все времена была под пристальным вниманием государства именно потому, что одной из основных задач было воспитание патриотизма, формирование идеологии. Сейчас эту задачу также возлагают на педагогов, но… Нет сегодня государственно-патриотической идеи, а мы, историки, без этого не можем. Это у математиков дважды два – четыре в любую эпоху. А в истории так не получается… И потом – не поверите, у нас иногда бывает 2 часа на всю Великую Отечественную войну! Что можно дать детям за это время? Как показать патриотизм народов, как успеть рассказать о подвигах героев? Например, о Десятом добровольческом танковом корпусе – да на одном этом историческом примере можно выковать такую любовь к малой родине, к родному краю! Люди сами строили танки, на них же шли в бой. Каким энтузиазмом, героизмом было проникнуто то время, как сильно народ был сплочён единой целью Победы!.. И сколько ещё таких фактов в истории, которые могут воспитать подрастающее поколение.
– Есть ли разница в восприятии истории детьми сегодняшними и вашими первыми учениками, 25 лет назад?
Н.А. – И не только истории, а, наверное, каждой из учебных дисциплин. Сегодня большую роль играют средства массовой информации, Интернет, и, не владея базовыми знаниями, дети черпают зачастую ложные сведения. Я не против вариативности истории, альтернативных источников информации, но считаю, что база – та основа, которая была всегда, должна быть и сегодня. Только имея эту платформу знаний, можно формировать свою точку зрения на события, на личности, на историю в целом. Сегодня ведь очень много любителей написать и переписать историю по-своему и дезинформировать общество, особенно подрастающее поколение, формируя у молодёжи ложное мировоззрение.
– Как вы подаёте сложные темы? Например, события на Украине…
Н.А. – Всё зависит от того, с каким классом работаем. На первых уроках в этом году я начала разговор об украинских событиях. Ребята, которые «в теме», включились в диалог, были довольно адекватны в суждениях, но нашлись и такие, кому было всё равно. Вообще, проблема, я считаю, в том, что дети очень мало читают – не только на исторические темы, а в целом.
А.Ф. – Дети – отражение семьи. Если проблемы Отечества мало волнуют семью, то и ребёнок особого интереса к этой теме не выкажет. Если дома обсуждают политику, новости, то ребёнок легко подхватывает информацию, ему интересно на уроках истории. С сожалением констатирую, что сегодняшние дети почти не умеют спорить, доказывать свою точку зрения, ведь аргументировать собственное мнение – это значит знать то, о чём ты говоришь. Знать глубоко и точно. А у нынешних детей сознание клиповое: собирают «вершки», оставляя «корешки» вне поля своего кругозора.
– Нужен ли школе единый учебник истории?
А.Ф. – Конечно, нужен: это и есть та база, о которой мы говорим. Но всё зависит от того, кто будет его писать. Так, в этом году был предложен учебник, авторы которого хотели отказаться от темы татаро-монгольского ига, утверждая, что этих событий не было, а имела место некая иная система отношений. Но тогда нам, учителям истории, будет трудно преподавать другие, взаимосвязанные с этой, темы, придётся вопреки истории выбрасывать из исторического контекста карательные походы Золотой орды – ведь их тогда ничем не объяснить… Вполне понятна позиция тех, кто считает, что в школе должны быть представлены разные, альтернативные точки зрения на историю России. По их мнению, только так можно научить школьников думать. С другой стороны, единый исторический образ России в умах подрастающего поколения – это залог морально-политического единства. Не случайно президент Путин заговорил о едином учебнике, когда фронтовики указали ему на иные трактовки истории Великой Отечественной войны. И это правильно: опять же повторю – должна быть база. А поскольку история всегда подразумевает вариативность, то на некоторых темах эту вариативность можно очень удачно показать, высветив разные, порой полярные мнения, и после этого направить юные умы на поиск своей точки зрения.
– Как много выпускников выбирают ваш предмет для сдачи на ЕГЭ?
Н.А. – Историю выбирают где-то четверть выпускников из всего потока старшеклассников, а обществознание – больше половины. Этот предмет востребован в вузах, а дети сейчас довольно прагматичны и выбирают то, что им, вне всякого сомнения, будет необходимо в учёбе в будущем.
– Как, на ваш взгляд, история – повторяется, развивается по спирали или идёт вперёд?
А.Ф. – Развивается по спирали. Исторические события – повторяются, только оболочки у них разные, в каждой эпохе – свои. Возьмите времена Смуты, одного из самых тяжёлых и трагических периодов в русской истории, и распад СССР – очень много общего в этих событиях, оказавших судьбоносное влияние на развитие нашего государства.
– А кто крутит колесо истории?
Н.А. – Хороший вопрос! Но на него нет однозначного ответа. Верующие скажут: Бог, высшие силы. А 47% россиян верят в то, что у нас есть мировое правительство. У каждого свой ответ. Но, безусловно, Личность в истории никто не отменял. И вот посмотрите – мы вернулись к началу нашего разговора. Что и требовалось доказать: история – повторяется!