История милиции Лесного начинается с 1949 года, тогда штат стражей правопорядка составлял 105 сотрудников. Личный состав комплектовался за счёт выпускников спецшкол милиции, демобилизованных военных и рабочих людей из окрестных населённых пунктов. Отдел внутренних дел располагался в деревянном одноэтажном здании. Каждый поступающий на службу в милицию давал обязательство беспрекословно исполнять все приказы и распоряжения своих начальников, соблюдать строгую дисциплину и порядок, быть честным, правдивым, служить верой и правдой.
Первым начальником ГАИ в те годы стал Александр СТИХИН. В сложное для страны послевоенное время обеспечивать безопасность дорожного движения приходилось небольшим составом: четыре офицера, четыре сержанта, а из служебного транспорта были лишь «Москвич-412» и три мотоцикла.
Десять лет — с 1967 по 1977 годы, у «штурвала» ГАИ был Леонид ХИТРИН. Сегодня на форме полковника в отставке не хватает места для медалей и орденов. Он награждён орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», медалями «За безупречную службу» всех степеней, знаком «Заслуженный работник МВД СССР». Звание «Почётный гражданин города» присвоено Леониду Александровичу в 2012 году «за многолетний добросовестный труд и активную деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию».
На службу в Отдел внутренних дел Виктор ШЕВЯКИН прибыл в ноябре 1969 года, сразу после срочной службы. Более 25 лет, с 1977 года, Виктор Антонович служил в Государственной автоинспекции отдела, 14 лет занимал должность начальника ГАИ. Из личного дела В.Шевякина: «За период службы зарекомендовал себя грамотным специалистом. Свою работу строил на тесном контакте с руководителями предприятий, представителями общественных организаций. Своевременно реагировал на сложности в дорожной обстановке…» Те, кто с ним служил, вспоминают о нём, как о грамотном начальнике, принципиальном человеке и настоящем друге.
В 1994 году младшему лейтенанту милиции Якову ЛОБАНОВУ предложили занять должность начальника ГАИ. Для 33-летнего Якова Елисеевича это было очень неожиданное, ответственное решение, под его руководством начался следующий этап развития службы ГИБДД. Это был период компьютеризации, молодой, мобильный и решительный начальник ГАИ не сомневался в правильности своих решений, и в 1996 году в каждом кабинете Госавтоинспекции стоял компьютер. Уместно сказать, что в то время из всех служб ОВД только в ГАИ и были компьютеры, в других кабинетах стояли печатные машинки. Достижением, гордостью службы стал тот факт, что экзамены на право управления ТС в нашем городе уже тогда принимались на компьютерах, был оборудован компьютерный класс.
С должности заместителя начальника ГИБДД в 2000 году, в звании майора милиции ушёл на пенсию Виктор КОРОБЕЙНИКОВ. Проработав более 20 лет в службе, имея мудрых учителей, Виктор Николаевич сам стал наставником, знает про ГИБДД всё, постепенно, получая очередные звания и должности, осваивал он службу Госавтоинспекции: старший инспектор дорнадзора, инженер по организации движения, старший инспектор по пропаганде, командир взвода ДПС, заместитель начальника ГАИ, заместитель начальника ГИБДД.
Все, кто знал Виктора Николаевича и работал с ним говорят про него: «честь и совесть». Принципиальный в вопросах, грамотный, дотошный и прямолинейный человек, Виктор Николаевич после ухода на заслуженный отдых в 2000 году так ещё и не отдыхал, по сей день трудится, и его работа постоянно пересекается с автомобилями, дорогой, ГИБДД. Виктор Николаевич — всегда уважаемый гость отдела.
Начальником регистрационно-экзаменационного подразделения ОВД ушёл на пенсию Владимир ТРУБИН. Более 20 лет он прослужил в ГАИ, пройдя путь от сержанта милиции, инспектора ДПС пешего патруля до майора милиции, начальника РЭПа. Тогда, в 70-е годы прошлого века, город рос, строился, раздвигал свои границы. Там, где сегодня Центральная аптека, была окраина города, там стоял деревянный пост ГАИ, а за ним была тайга. На этом самом посту и дежурили в пешем патруле инспекторы ДПС. А в целом сотрудники ГАИ занимались учётом и регистрацией транспорта, выдачей техпаспортов, госномеров, приёмом экзаменов, контролировали движение на линии, разбирались с ДТП, ходили в подшефные школы. Инспекторы ГАИ часто выступали с беседами в трудовых коллективах, а потому город их знал в лицо, тем более что коллектив автоинспекции был небольшой. Его главными отличительными чертами стали дружба, единство взглядов и отсутствие споров. Милиционеры дружили семьями и были вместе почти всегда — и на работе, и на рыбалке, и на спортивных праздниках.
6 декабря 1971 года Анатолий ХОРЬКОВ приступил к обязанностям инспектора дорожно-патрульной службы и проработал в этой должности 23 года. Каждый день, зимой и летом, вооружившись, он пешком патрулировал на дороге. Анатолий Иванович знает про дорогу всё. Вот что он рассказывает:
— В семидесятые годы машин было немного, в основном это водители-профессионалы, основное нарушение — скоростной режим. А замеряли скорость «Скоростемером» (прибор очень похож на секундомер). Замеряешь расстояние между столбами, замечаешь автомобиль, который между ними едет, засекаешь на скорость, сколько на циферблате показывает, столько и сообщаешь нарушителю, а водители не спорили с инспектором, закон уважали. Вообще, раньше публичное порицание уже было наказанием… Потом скорость мерили «Фарой» — лампа с циферблатом, скорость на ней устанавливаешь и на машину направляешь, если автомобиль превышает скорость, красная лампа загорается, штраф — один рубль. А самый большой штраф был 10 рублей — за управление автомобилем в пьяном виде.
В сентябре 1972 года Закирьян ГАРИПОВ попал в коллектив ГАИ. Закирьян Хакимович вспоминает: — Я, молодой сотрудник, сразу попал на совещание, на котором распределяли, кому ездить на новом служебном мотоцикле. На тот момент в ГАИ было 12 сотрудников, два автомобиля и два старых мотоцикла. Всем хотелось получить новый «Урал», но начальник ГАИ очень мудро поступил: чтоб никто не был в обиде, отдал новый мотоцикл новому инспектору, и началась самостоятельная работа.
На дорогах и тогда было неспокойно, за ночь задерживали по пять нетрезвых водителей, ДТП были постоянно, кстати сказать, перекрёсток улиц Ленина-Кирова и в то время был самым аварийным, «несогласные» водители разбирались в суде, в день по четыре судебных заседания бывало. Работы было много, кадров не хватало, всё время поджимали сроки, работали днём, ночью и в выходные дни, но служба нравилась. Коллектив был дружный, крепкий, и всегда чувствовалось плечо товарища.
Анатолий МИРОНОВ пришёл в милицию, хотя никогда не думал, что будет носить форму. Утро инспектора начиналось с включения светофоров, ночью они мигают жёлтым, а утром нужно было вручную переключать светофоры в рабочий режим. На дороге всё знакомо и понятно, издалека по машине определял, кто за рулём, что нарушает, каждого водителя знал в лицо. Служебные машины были любимые, потому что каждую ремонтировали сами, разбирали и собирали до последней гайки.
С 2004 года по 2013 год руководство ГИБДД Лесного осуществляли Виталий ЩЕРБАКОВ, Андрей ОГНЕВ, Анжелика СТРЕЛЬНИКОВА, Роман ОКИШЕВ. В настоящее время подразделением руководит майор полиции Никита САЛИХОВ.
Рука об руку вместе с инспекторами ГИБДД работают и общественные инспекторы ГАИ — добровольные народные дружинники. Бескорыстные, честные люди, болеющие за порядок на дорогах города, уважаемые не только сотрудниками инспекции, но и многими лесничанами. Одним из основателей Добровольной народной дружины, тогда ещё Совета общественных инспекторов, был Николай ЯКУШЕВ. С 1950 года он был активным борцом за правопорядок и только в 2015 году с почётом передал свою дружину приемнику. Помощь общественности и в настоящее время имеет огромное значение в поддержании надлежащего порядка на территории города, и, можно с уверенностью сказать, что эти люди — надёжные и отзывчивые, всегда окажут посильную помощь ГИБДД в обеспечении безопасности дорожного движения.
Ирина ЖУЖГОВА.