Ещё в начале этой осени коммунальщики Лесного в один голос рапортовали о том, что к предстоящему снежному сезону их предприятия готовы: были выработаны соответствующие стратегии, вовремя закуплены реагенты, а состояние уборочной техники не внушало лишних опасений. Тем не менее уже первые дни пусть ещё не календарной, но всё-таки довольно непростой в плане погодных условий зимы доставили немало хлопот буквально каждому: «досталось» и водителям, и пешеходам, да и самим коммунальщикам… Для выяснения причин такого несоответствия планов и действительности на внеочередное заседание 22 ноября была собрана городская комиссия по безопасности дорожного движения.
Согласно распоряжению губернатора Свердловской области, подобным комиссиям недавно был присвоен новый статус: если раньше они проходили под председательством первых заместителей глав администрации городов, то теперь возглавлять их будут сами главы администраций. С первых минут заседания Юрий ИВАНОВ акцентировал внимание собравшихся — руководителей коммунальных служб, представителей государственной автоинспекции, управления образования и администрации города — на том, что зимний сезон в этом году начался с небывалого числа обращений лесничан, крайне недовольных состоянием дорог. Поэтому обсуждение сложившейся ситуации сразу стало основным вопросом в повестке.
Неравный бой с непогодой
Пытаясь разобраться, где именно находится «слабое звено» зимней уборки, собравшиеся «по винтикам» разобрали весь алгоритм её организации. Итак, все обязанности по расчистке улиц и внутридворовых территорий Лесного в зимний период лежат на двух организациях: комбинате благоустройства (КБл) и управляющей компании, подрядчиком которой в данном вопросе выступает жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (МУПЖРЭП). Помимо графика плановых мероприятий, в обеих этих структурах существует и регламент действий в экстренных ситуациях — например, при снегопадах или гололёде. Есть даже совершенно конкретные нормативы: скажем, внеплановая уборка свежевыпавшего снега начинается, когда его уровень превышает пять сантиметров. И всё-таки, при кажущейся простоте, этим службам не всегда удаётся реагировать на требования момента вовремя и максимально качественно.
Директор КБл Юрий БАДИН, согласившись с тем, что его предприятие действительно не справляется в полной мере с объёмом необходимых работ, рассказал и о существующих проблемах: например, довольно трудно организовать оперативный выезд техники на улицы города ночью, если водители живут в Ёлкино или в Чащавите — только на то, чтобы добраться до работы по срочному вызову у них уходит порой по часу времени… Что же касается технической оснащённости автопарка предприятия — на неё Юрий Валентинович сетовать не стал: в постоянной готовности находятся 14 единиц уборочной техники разного назначения, заправленные и топливом, и необходимыми реагентами. Однако в случае таких сильных снегопадов, какие прошли над Лесным в последние недели, даже этого количества транспорта не хватает — невозможно бросить достаточные силы на все направления одновременно: пытаясь справиться с последствиями непогоды хотя бы на маршрутах общественного транспорта, коммунальщики вынуждены «жертвовать» многими другими районами.
Тем не менее горожан, как известно, интересует не столько процесс зимней уборки дорог, сколько всё-таки результат. А значит, именно обойдённые вниманием районы и становятся основными «болевыми точками» как для жителей Лесного, так и для городских властей. По итогам первого месяца зимней уборки дорог — за отсутствие необходимой оперативности и несогласованность действий с другими службами — Юрию Бадину главой администрации Лесного был объявлен выговор.
Но назначение наказания — не значит решение проблемы. Присутствующие на заседании озвучили целый ряд предложений, которые в будущем смогли бы оптимизировать работу комбината благоустройства в непростых погодных условиях. Среди них — составление подробного плана первоочередных действий в подобных ситуациях, налаживание более тесного сотрудничества с метеорологическими службами и проработка успешного опыта работы коммунальных служб других городов. Была высказана также мысль о том, что в ближайшее время, пока формируется бюджет будущего года, предприятию стоит ещё раз оценить собственные технические возможности и при необходимости подать соответствующие заявки на приобретение дополнительной техники.
Нужна стопроцентная отдача
Чуть с меньшим накалом страстей, но не менее подробно был рассмотрен на комиссии и ещё один актуальный вопрос — уборка внутридворовых территорий. Работники МУПЖРЭП, как мы знаем, тоже не сумели предвосхитить трудности, связанные с гололёдом и снегопадами, что привело к созданию довольно сложной ситуации не только на дорогах Лесного, но и внутри городских кварталов. Директор предприятия Юрий САДНОВ, как и его коллега из КБл, не стал оправдываться нехваткой техники: главной «головной болью» его специалистов по-прежнему остаются неправильно припаркованные во дворах автомобили, не позволяющие уборочным машинам даже приступить к работе. При этом ни на объёмы финансирования со стороны управляющей компании, ни на другие организационные сложности жалоб у ПЖРЭП нет.
Однако члены комиссии по безопасности дорожного движения не сочли аргументы Юрия Григорьевича достаточными. Первый заместитель главы администрации Лесного Михаил КАШУ рекомендовал обратить больше внимания на организацию работ внутри самого предприятия: по его данным, и технический, и кадровый потенциал ПЖРЭП не используется сегодня на сто процентов. К примеру, в дни чрезвычайных погодных ситуаций учреждение может и должно пересматривать график своей работы, чтобы выводить технику, обычно занятую на вывозе мусора из дворов, на уборку снега. Кроме того, от жителей города поступают жалобы о том, что многие автолюбители вовремя реагируют на просьбу ПЖРЭП убрать машины из дворов в дни плановых уборок снега, но сами коммунальщики в назначенное время просто не появляются… Согласно статистике, число автомобилей в Лесном в последнее время почти не растёт, во дворах, в соответствии с городской программой, расширяются стоянки для транспорта — казалось бы, ситуация должна меняться в лучшую сторону, но улучшений, по мнению властей города, не заметно. В связи с этим глава администрации Юрий Иванов вынес директору МУПЖРЭП предупреждение с требованием в ближайшее время исправить выявленные недочёты.
Но и в вопросе уборки внутридворовых территорий не обошлось без конструктивных предложений: например, заместитель командира взвода ДПС Роман ОКИШЕВ выразил готовность сотрудников ГИБДД оказывать посильное содействие коммунальщикам в ликвидации помех со стороны личного транспорта, но рекомендовал согласовать графики работ КБл по уборке улиц и ПЖРЭП по уборке дворов, чтобы автовладельцам было куда отогнать машины от дома. Как и в случае с комбинатом благоустройства, руководству МУПЖРЭП было предложено в кратчайшие сроки рассмотреть необходимость приобретения новой, более манёвренной техники, которая позволила бы решить проблему доступа во дворы, тем самым значительно увеличить эффективность работы предприятия.
В ДТП виноваты коммунальщики?
Третью по хронологии, но не по значимости часть внеочередного заседания — она была посвящена проблемам безопасности участников дорожного движения — Роман Окишев, на правах представителя ГИБДД, начал со статистики. За десять минувших месяцев 2012 года в Лесном зафиксировано 41 дорожно-транспортное происшествие. При этом в октябре аварийность была значительно снижена в сравнении с периодом с января по сентябрь. Наметившиеся улучшения были проанализированы автоинспекторами и учтены для сохранения тенденции. Основной причиной ДТП в нашем городе является несоответствие скорости движения автомобилей погодным и дорожным условиям (Роман Анатольевич подчеркнул, что речь идёт не о нарушении скоростного режима, а именно о его несоответствии конкретной ситуации на дороге). Вторым по пагубности влияния фактором является управление автомобилем лицами в состоянии алкогольного опьянения, а третьей причиной аварийности ГИБДД называет нарушения Правил дорожного движения со стороны пешеходов. Однако и здесь видны позитивные моменты: благодаря установке «лежачих полицейских» и обновлению разметки на пешеходных переходах наблюдается заметный спад числа ДТП в этом разделе.
После озвученных цифр внимание собравшихся привлёк вопрос: если у ДТП в Лесном есть совершенно конкретные причины, почему руководство областной автоинспекции зачастую видит в них недоработки коммунальных служб города? По словам главы Лесного Виктора ГРИШИНА, начальник Свердловской ГИБДД Юрий ДЁМИН неоднократно говорил в том числе о неэффективной работе комиссии по безопасности дорожного движения. Роман Окишев пояснил, что, составляя любой протокол, автоинспекторы обязаны описывать в нём, помимо прочего, и состояние дороги на месте ДТП. Именно так в отчёты попадают никак не повлиявшие на конкретную ситуацию, но присутствующие фактически лёд на дороге, щебень с обочины и так далее… Очевидно, эти данные, «оторванные» от описания индивидуального случая, и становятся затем причиной упрёков со стороны области.
Признав, что требования о внесении соответствующих данных в протоколы являются, несомненно, обязательными для исполнения, Виктор Гришин попросил, тем не менее, подходить к оформлению документов с меньшим формализмом: многие практические результаты усилий администрации города по приведению дорог Лесного в надлежащий вид иногда просто перечёркиваются подобной, имеющей мало отношения к реальной жизни, статистикой. Глава города подчеркнул, что это никак не говорит о нежелании администрации замечать существующие проблемы — напротив, адекватная оценка состояния наших дорог в сравнении с другими городами позволила бы намного увереннее держать руку «на пульсе» требований времени и вовремя справляться с возникающими трудностями.
Рассмотрение проблем безопасности движения в Лесном продолжилось обсуждением перспективных мер по ликвидации очагов аварийности — руководством городского отдела ГИБДД в адрес управления КЖКХ был направлен целый список требований, которые должны улучшить ситуацию на дорогах. Среди них — установка заборов, разделяющих тротуары и проезжую часть на главных улицах города, усиление ночного освещения, замена пришедших в негодность дорожных знаков и многое другое. Комментируя полученный список, начальник управления КЖКХ Галина ТАЧАНОВА напомнила, что исполнение всех его пунктов потребует многомиллионных расходов, которые в бюджете на предстоящий год не предусмотрены. Тем не менее часть предложенных мер комитет жилищно-коммунального хозяйства готов принять в работу и, при наличии финансирования, реализовать их в ближайшее время.
На недолгосрочную перспективу были намечены и другие, давно созревшие, но не имеющие сегодня однозначного решения вопросы: эвакуация транспортных средств — брошенных и мешающих строительству, уборке и обслуживанию дорог, организация безопасности на самом аварийном в городе перекрёстке — пересечении улиц Белинского и Карла Маркса, создание более комфортных — и для автолюбителей, и для инспекторов — условий при постановке транспорта на учёт. Все эти темы обязательно будут подробно рассмотрены на будущих заседаниях. Комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения продолжает работу, и о результатах этой работы мы ещё неоднократно расскажем на наших страницах.
http://ria.ru/tv_multnews/20121206/913686903.html