Тестирование подростков на выявление фактов употребления психоактивных веществ проводилось в Лесном второй раз. На основании совместного приказа министерства общего и профессионального образования и министерства здравоохранения Свердловской области, а также постановления главы городского округа «Город Лесной».
Тестирование подростков на выявление фактов употребления психоактивных веществ проводилось медицинскими работниками ФГБУЗ ЦМСЧ № 91 ФМБА России. Разговор – с заведующим психоневрологическим диспансером Владимиром ИВАНОВЫМ.
– Владимир Васильевич, когда в нашем городе впервые было проведено такое тестирование?
– В 2010–2011 учебном году. Тогда тестированию подлежало 2115 учащихся в возрасте от 13 до 18 лет всех городских школ. Согласие дали 1590, отказались – 444. Ещё 157 человек тестирование не прошли по разным причинам. Например, отсутствовал в этот день в школе по болезни, или по другой уважительной причине. В итоге тестирование прошли 1455 человек. Фактов употребления психоактивных веществ выявлено не было.
– Каковы результаты второго тестирования?
– Общее количество подлежащих тестированию – 2196 учащихся. Согласны были на проведение тестирования 1804 подростка. Количество тех, кто был согласен, но по каким-либо причинам не принял участие в тестировании, составило 165 человек. И отказались от тестирования 392. Как и в прошлом учебном году, подростков, подлежащих внесению в группу риска, не выявлено.
– Владимир Васильевич, как оцениваете эффективность и достоверность полученных результатов?
– В проведённой работе есть серьёзные огрехи, о чём нельзя умолчать. Во-первых, тестирование проводилось по плану-графику (с октября 2011 по март 2012 года). О графике знали, знали, когда придут специалисты. Дальше вывод напрашивается сам… Нельзя проводить тестирование по плану-графику!
Во-вторых, в этом учебном году нам предоставили тесты того же типа, что и в прошлом. Это тесты на морфин, марихуану, амфетамины и метамфетамины, бензодиазепины, то есть на наиболее распространённые формы наркомании, которые могут встречаться у взрослого населения.
В-третьих, работа по профилактике наркомании, безусловно, очень нужна и важна, но начата она не с того. Многое ещё не отрегулировано в этом вопросе, в том числе и законодательно. Моё мнение: медицинские работники должны лечить, а не искать пациентов. Никто лучше самого педагогического коллектива не знает обстановку в школе. И, наверное, было бы эффективнее, если бы группу риска формировали педагоги совместно с сотрудниками полиции.
Конечно, в вопросах профилактики хотелось бы подчеркнуть роль семьи, родителей! Мы со своей стороны готовы проводить для них необходимую просветительскую работу. Кроме того, сейчас в аптеках нашего города можно приобрести достаточно точные тесты и самому дома провести тестирование. Можно обратиться в детскую поликлинику, где работает детский и подростковый психиатр, который может проконсультировать ребёнка.
– То есть, что сегодня наиболее актуально в вопросах профилактики?
– Необходим именно комплексный подход. Вопросы сложнейшие, и мы, очевидно, только в начале трудного и долгого пути к той истине, а вернее, тем методам, что позволят эту проблему решить. Сейчас в Лесном готовится учредительная конференция по созданию общественного государственного движения «За трезвость». В числе вопросов, которыми будут заниматься в этом движении, – профилактика наркомании. И заниматься будут педагоги, юристы… Русская православная церковь сегодня берёт на себя ответственность попытаться изменить сознание людей, обратив их внимание на настоящие жизненные ценности.
Как отнеслись к тестированию сами школьники и их родители? Об этом разговор с заместителем начальника управления образования Ильёй ИВАНОВЫМ.
– Илья Анатольевич, тестирование – дело добровольное?
– Да, на основании информированного добровольного согласия. До 15 лет решение принимают родители ребёнка, а с 15 – сам ребёнок. У тех родителей, кто отказался, основными причинами были: «Я доверяю ребёнку» и «Не доверяю качеству тестов». Но большинство родителей и учащихся отнеслись к тестированию с пониманием, что такая процедура необходима. К тому же, сейчас в ряде вузов такое тестирование является обязательным. Это одно из условий зачисления абитуриента в вуз. Поэтому родители, знающие об этом, принимали решение, учитывая и это обстоятельство.
– Если учесть, что от тестирования можно отказаться, то, по сути, теряется его смысл?
– Идеология тестирования предусматривает участие абсолютно всех школьников, и это должно быть одним из воспитательных моментов: ребёнок знает, что проводится ежегодное тестирование, и это, возможно, остановит его в определённый момент от необдуманного шага. Тестирование необходимо, но важно решить ряд организационных вопросов. Это и использование других тестов, разработка иного графика обследования, где не предупреждается о выходе специалистов в образовательные учреждения, это может быть внесение изменения в законодательство, которое позволит настаивать на обследовании действительно всех детей. Ведь есть отказавшиеся. И не всегда можно быть уверенным, что подросток отказался именно потому, что он не доверяет тестам… Поэтому необходимо именно решение вопроса, чтобы все учащиеся проходили тестирование. Так же, как у нас все учащиеся проходят медосмотр. В конечном итоге всё продиктовано заботой о здоровье.
– В школах нашего города делается очень много в плане профилактики…
– В профилактической работе два направления: создание своего рода альтернативы психоактивным веществам. Это и мотивация на учёбу, дополнительное образование, участие в социальных акциях, молодёжных движениях позитивного толка. Для этого у нас в городе делается многое. 84% детей, которые обучаются в общеобразовательных школах, заняты в системе дополнительного образования. Получается, что 16% не заняты нигде. Здесь решается вопрос о том, как заинтересовать таких детей, чтобы они не попали в то негативное окружение, которое может подтолкнуть его к употреблению наркотиков.
Другое направление профилактики – информирование о возможных последствиях употребления психоактивных веществ. В этом плане у нас есть опыт работы волонтёрских школьных отрядов – школ № 72, 73, 75. Отряды сформированы по принципу «Равный – равному», то есть сами подростки рассказывают своим сверстникам о вреде алкоголизма, табакокурения, употребления психоактивных веществ. Также в образовательных учреждениях проводятся мероприятия, посвящённые здоровому образу жизни.
Само слово «профилактика» означает совокупность мер по предупреждению, в данном случае – страшного заболевания. И что касается этих мер, то здесь нет, к сожалению, панацеи. Очень многое остаётся непонятным, неэффективным. Но есть попытки остановить и воздействовать на сложившуюся ситуацию. И если сам факт тестирования остановит хотя бы единицы, то уже всё не зря, хотя и весьма затратно. С другой стороны, нет ничего дороже здоровья…