В год празднования юбилея нашего города вспоминают выдающихся его жителей. Одним из таких был и мой дедушка – Виктор Петрович Домаренко.
Много рассказов дедушки связано с началом строительства Лесного, условий жизни и работы тех лет. В 1948 году после окончания курсов по подготовке водителей Виктор Петрович начал работать на строительстве города шофёром 3 класса. Первой его машиной был лесовоз на базе «ЗИС-5», с деревянной кабиной, в которой зимой было так же холодно, как и на улице, а летом так же жарко. Самым страшным для водителей была любая неисправность в зимний период, поэтому старались ехать по 2-3 машины, чтобы можно было оказать помощь друг другу или забрать водителя с неисправной машины.
Жили, как и многие первые строители, в юртах. Юрты эти находились на Новом заводе примерно напротив нынешнего магазина «Калейдоскоп». В центре юрты стояла металлическая печка, а по периметру располагались нары. Зимой было холодно, и часто бывало, что люди просыпались с инеем на волосах.
Дороги – очень плохие. На станцию Выя, куда прибывали все грузы для города, транспорт отправляли в командировку на два дня. В районе деревни Железенка машину цепляли к трактору, который тянул её до станции. Там машину загружали, и на следующий день также тянули обратно до Железенки. Запомнился необычный дедушкин рассказ о том, как он подвозил пассажиров в кузове: мальчика и женщину. Когда подъехали к городу, дед вылез из кабины и увидел в кузове только мальчика, на вопрос: «Где женщина?» – мальчик, забившись в угол кузова, ответил: «Она ещё раньше, там, на повороте выпала».
В 1952 году Виктор Петрович закончил курсы шофёров второго класса и его пересадили на «легковую» машину «ГАЗ-67», на которой он возил руководителей строительства города. Одним из них был начальник строительного района «Лесхоз» (51 квартал) Пётр Георгиевич Пронягин. В своей книге «Урал. Три периода» Пётр Георгиевич очень тепло вспоминает своего водителя.
В 1957 году, после окончания курсов автомехаников, Виктор Петрович переходит на работу в механические мастерские автотранспортного цеха завода «ЭХП», а в 1969 году он и возглавил автотранспортное предприятие уже Свердловска-45. Виктор Петрович проработал директором АТП 25 лет, это самый длительный срок работы среди всех руководителей предприятия.
За время работы В.Домаренко директором АТП были открыты городские маршруты № 9 и № 10, пригородные маршруты (Качканар, Ис), запущен междугородний маршрут до аэропорта Кольцово (через ж/д вокзал Свердловска). Дед рассказывал, что для организации маршрута до Кольцово было затрачено немало усилий: то требовалось согласование маршрута движения по Свердловску с властями уральской столицы, то запрещалась остановка нашего автобуса у железнодорожного вокзала, и ещё много других бюрократических преград.
При Викторе Петровиче АТП стало оказывать транспортные услуги всем организациям города: комбинату «ЭХП», КБл, ПЖРЭП, пищекомбинату, хлебозаводу, администрации Свердловска-45. В начале 1980-х годов была введена в эксплуатацию новая база для АТП с закрытой стоянкой для автобусов и другой техники, ремонтной мастерской и большим административным зданием. В этом была немалая заслуга Виктора Петровича.
Где бы ни работал Виктор Петрович, он всегда старался выполнять свою работу честно и добросовестно, за что ему было вручено множество наград. Первым был нагрудный знак «Отличник военного строительства», полученный в апреле 1957 года. А последней наградой стало присуждение звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации», которое он получил в апреле 1996 года.
В.Домаренко был строгим руководителем и пользовался огромным уважением в коллективе, а для нас, внуков, он был добрейшим человеком на Земле. Я часто вспоминаю новогодние праздники, устраиваемые работниками АТП для детей, они были для нас сказкой, сказкой детства, которую нам дарил самый родной человек. Невозможно передать, какое большое чувство гордости переполняет меня, когда работники предприятия или уже находящиеся на заслуженном отдыхе при встрече говорят: «Вы – внучка Виктора Петровича? А я с ним работал!», «А вы знаете, у вас дедушкины глаза!» Или когда нынешний директор АТП И.Ушков, рассказывая про В.Домаренко, подмечает: «Вы знаете, сейчас ведь таких руководителей, как он, нет – не проходит ни одного дня, чтобы я не процитировал Виктора Петровича своим коллегам».
Кроме работы у дедушки было ещё два серьёзных увлечения: машина и лес. Машина была нужна для поездок за грибами и ягодами, поэтому содержалась в идеальном состоянии. При этом он приучил к лесу и нас, внуков, ну а сейчас и правнуки любят «тихую охоту». Наша семья до сих пор отправляется на грибную или ягодную охоту именно на его машине – «ГАЗ-69», которая на ходу по сей день и хранится в семье как память о любимом человеке.
И династия автомобилистов в нашей семье продолжается. Мой папа, Анатолий Викторович Домаренко, работает начальником автоколонны в цехе 013 комбината «Электрохимприбор».
Несмотря на то, что дедушки нет с нами уже 20 лет, мы помним его и стараемся хоть в чём-то походить на него.
Ольга ИЛЬИНА.