«Слушайся взрослых», «Будь послушным»… Практически каждый родитель произносит подобные фразы не по одному разу на дню. При вручении подарков: «Расти умницей, слушайся маму и папу»; при каждой неудавшейся попытке что-то сделать: «Слушайся родителей – мы же тебя предупреждали!!!» В общем, послушание взрослым – наверняка наиболее часто требуемое от ребёнка поведение.

А что происходит дальше, во взрослой жизни? Оказывается, слушаться больше некого – потому что никто из окружающих и не собирается выступать в роли «наставника и поводыря». Самым нужным оказывается как раз противоположное – умение мыслить самому! Как же научить своё чадо мыслить самостоятельно, при этом не теряя родительского контроля над ним?

Необходимость научить ребёнка мыслить осознают, в принципе, большинство родителей. Но насколько часто происходит нелогичная ошибка – родители до определённого возраста держат ребёнка «на коротком поводке», а потом вдруг в один прекрасный момент решают, что он уже достаточно большой и нужно требовать от него самостоятельного мышления.

А ведь нереально хотеть от ребёнка прямо противоположных вещей: выполнять приказы вопреки собственным желаниям и самостоятельно думать, зачем, как и что делать.

Благоприятное время для развития мышления у ребёнка наступает после года. В это время малыш постигает окружающий мир во всех его проявлениях и закономерностях. Он открывает для себя качества и свойства предметов, изучает и запоминает их, чтобы потом использовать. Из такого субъективного опыта развивается дальнейшее мышление, память и восприятие.

После двух лет опредёленные знания об окружающем мире, опыт, который уже появился, а также способность делать выводы помогут малышу решать всё более сложные задачи. Во время игры беседуйте с крохой, интересуйтесь, что он собирает, задавайте наводящие вопросы. Конечно, многословных высказываний вы не услышите, но этот приём поможет пробудить воображение и логическое мышление у ребёнка.

Взрослый человек может направить свои мысли в нужное русло, а маленькие дети думать целенаправленно не умеют. Способность управлять процессом мышления формируется полностью примерно к десяти годам. Важно научить ребёнка думать не только над поставленной задачей, но и просто так, в повседневной жизни, для удовольствия. Тогда малышу не придётся скучать. Например, во время прогулки старайтесь обращать внимание ребёнка на разные детали: красоту деревьев, снежные узоры на окнах и пр. Читая вместе книгу, обсуждайте героев. Предлагайте ему поразмыслить о том, что могло бы произойти, поступи тот или иной персонаж по-другому.

Старайтесь приучить ребёнка целенаправленно думать над любой житейской проблемой или задачей. Занимаясь вместе любыми домашними делами, размышляйте вслух. Задавайте разные вопросы, всегда выслушивайте до конца, не перебивайте, ведь порой логика мышления кроется в последней ключевой фразе вашего чада.

Обучая ребёнка правилам и отношениям в обществе, мы часто блокируем свободу его мышления. Приучая слушать старших, важно не разрушить его способность думать самому.

Научить ребёнка мыслить самостоятельно можно лишь в том случае, если как можно чаще давать возможность ему это делать, не подменяя долгих (с точки зрения взрослого) рассуждений с самостоятельными выводами готовыми указаниями!

Подготовлено по материалам сети Интернет.

Фотоpixabay.com
Предыдущая статьяИскусственному льду — быть!
Следующая статьяКурица в лимонно-сливочном соусе

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя