Существующая система сбора и удаления твёрдых коммунальных отходов (ТКО), сложившаяся за десятилетия, основана на захоронении мусора на свалках, зачастую несанкционированных. При этой системе абсолютно не решаются вопросы переработки отходов, экономии природных ресурсов, негативного воздействия деятельности по размещению отходов на окружающую среду.

Реформа в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами направлена на создание новых объектов, изменение системы в сторону переработки образуемых твёрдых коммунальных отходов, прекращение захоронения таких полезных фракций, как стекло, бумага, пластик, повышение экологической сознательности населения в пользу ресурсосбережения.

В Свердловской области 28 муниципальных образований вообще не имеют полигоны для размещения образуемых отходов, 47 муниципальных образований имеют свалки, которые используются для размещения мусора и при этом не соответствуют природоохранному законодательству. Полигоны, включённые в государственный реестр объектов размещения отходов, то есть признанные законными, расположены лишь в 14 муниципальных образованиях.

Каковы функции регионального оператора?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твёрдых коммунальных отходов (далее – ТКО) в зоне деятельности регионального оператора на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональный оператор работает самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет на основании конкурсного отбора.

Среди основных обязательств региональных операторов, закреплённых в соглашениях об организации деятельности по обращению с ТКО, заключённых с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области: обеспечить переход на новую систему регулирования деятельностью по обращению с ТКО с 1 ноября 2018 года; заключить необходимые для оказания услуги договоры с потребителями (населением) и операторами, осуществляющими транспортирование, захоронение отходов; оказывать услугу в соответствии с критериями качества услуги, заявленными на конкурсном отборе; обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок ТКО, указанных в соглашениях.

Сколько будет региональных операторов в Свердловской области?

В Свердловской области определено три зоны и, соответственно, три региональных оператора по обращению с ТКО: в Северном административно-производственном объединении – общество с ограниченной ответственностью «Компания «РИФЕЙ» (г. Тюмень); в Западном административно-производственном объединении – общество с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» (г. Первоуральск); в Восточном административно-производственном объединении – Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Специализированная автобаза» (г. Екатеринбург).

Информация с привязкой к городам по зонам деятельности региональных операторов размещена на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в разделе «Деятельность» – «ЖКХ» – «Обращение с ТКО».

В какие сроки начнёт работать региональный оператор и кто должен заключать договор с региональным оператором?

В соответствии с федеральным законодательством об отходах производства и потребления с 1 января 2019 года на всей территории Российской Федерации региональные операторы должны приступить к выполнению своих обязанностей. При готовности региона региональный оператор может приступить раньше обозначенного срока. Датой начала работы в Свердловской области определено 1 ноября 2018 года.

Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Жителям многоквартирных домов и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путём совершения конклюдентных действий, когда договор считается заключённым, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор осуществляет вывоз ТКО из мест накопления. По итогам первого месяца работы региональный оператор направляет жителям квитанции на оплату услуги. При отсутствии письменных обращений о непредоставлении услуги квитанция подлежит оплате в полном объёме.

Жителям многоквартирных домов коммунальная услуга по обращению с ТКО может быть оказана на основании прямого договора с каждым из жителей (если такое решение принято на общем собрании жильцов) либо через управляющую домом организацию. При наличии управляющей организации она обязана заключить договор с региональным оператором.

Нужно ли расторгать действующий договор на вывоз ТКО?

Все договоры, заключённые собственниками ТКО на сбор и вывоз отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. В Свердловской области – до 1 ноября 2018 года.

До указанной даты вывоз ТКО с контейнерных площадок организуют управляющие организации, заключённые договоры между управляющей организацией и транспортировщиком действуют до заключения договора с региональным оператором.

Как изменится оплата за вывоз мусора для жителей?

С момента утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора услуга по вывозу становится коммунальной услугой в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Единый тариф устанавливается Региональной энергетической комиссией Свердловской области. Плата будет выделена отдельной строкой в платёжных документах (квитанциях) при расчётах за коммунальные услуги.

В новой системе оплата будет начисляться, исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (в единицах объёма), установленного органами власти. Исходя из положений Правил предоставления коммунальных услуг под «проживающим» следует понимать постоянно или временно проживающего в помещении потребителя. Число таких проживающих определяется точно так же, как и для расчёта платы за другие виды коммунальных услуг, в том числе по заявлениям постоянно проживающих в помещении потребителей, на основании акта об установлении количества проживающих, а также – при отсутствии проживающих – по числу собственников помещения. Ранее оплата за вывоз и утилизацию ТКО зачастую начислялась, исходя из площади квартиры.

Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов, – от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями. Поскольку в России практически отсутствуют мусороперерабатывающие заводы или только начинают создаваться, на реализацию реформы необходимы значительные финансовые средства, привлечение которых в сферу позволит снизить нагрузку на население, связанную с тарифами на новую коммунальную услугу – услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО).

Создание новой современной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами – это основная задача реформы, реализуемой в субъектах РФ с участием региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Кто ответственен за содержание контейнерных площадок?

Содержание контейнерных площадок осуществляют собственники земельного участка, на котором они расположены. Организация по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ, ЖСК) на основании заключённого договора на обслуживание обязана обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории. Там, где собственник не определён и отсутствует управляющая организация, обязанность по содержанию возлагается на органы местного самоуправления.

Надо ли заключать договор, если юридическое лицо не осуществляет хозяйственной деятельности?

Любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ, обязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы как промышленного, так и бытового происхождения. Обязанность юридических лиц – заключить договоры на вывоз твёрдых коммунальных отходов – определена федеральным законодательством.

Какие отходы относятся к твёрдым коммунальным?

Понятие твёрдых коммунальных отходов приведено в Федеральном законе об отходах № 89-ФЗ. К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО относятся также аналогичные виды отходов, образуемых у организаций и индивидуальных предпринимателей.

Как подтвердить длительное отсутствие по месту проживания и неполучения коммунальной услуги?

Перерасчёт за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

При возникновении оснований для перерасчёта собственнику жилого помещения нужно предоставить региональному оператору или управляющей организации подтверждающие документы. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчёте могут прилагаться:

  • копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
  • проездные билеты или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа;
  • счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
  • документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством РФ случаях, или его заверенная копия;
  • справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
  • справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
  • справка консульского учреждения или дипломатического представительства РФ в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами России;
  • справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
  • иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

При условии предоставления необходимых подтверждающих документов перерасчёт будет произведён.

На селе большой объём образования отходов от животноводства, растениеводства, строительных отходов. Будет ли региональный оператор организовывать обращение с данными видами отходов, и если да, то на каких условиях?

Законодательством не запрещено региональному оператору заниматься обращением с иными видами отходов. Стоимость услуги определяется соглашением сторон отдельного договора, который может быть заключён с региональным оператором.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности персональных данных

Пожалуйста введите ваше имя