Всем, кто сталкивался с семейной психологией, знакомо такое понятие как гиперопека. С ним связывают целый комплекс проблем: это родительская ревность, тотальный контроль над жизнью ребёнка, попытка привязать его к себе любой ценной.

При гиперопеке жизнь малыша настолько контролируется и регламентируется мамой (папой, бабушкой и т.д.), что ни о каком праве ребёнка на своё мнение речь вообще не идёт.

В большинстве случаев признаки гиперопеки очевидны: мама всегда выбирает, что ребёнок должен есть и в какой последовательности. Ему никогда не предлагается никакого выбора. Мама решает, что ребёнок наденет. Он не может выбрать даже, например, другую майку. Куда идти на прогулке и во что играть, выбирают только взрослые. Любые предложения малыша отвергаются сразу (например, мы уже решили, где будем гулять; там слишком опасно; горка слишком крутая, иди в песочницу). Ребёнку всегда помогают делать домашнее задание, так что без мамы или папы он за него даже и не садится. Мама определяет, с кем её ребенок должен дружить, а с кем нет. Список можно продолжить. И, скорее всего, многие без труда найдут среди своих знакомых таких мам или пап, опекающих своё чадо сверх меры.

В основе гиперопеки лежит не желание дать ребёнку самое лучшее, а собственные комплексы родителей. Это может быть: комплекс неполноценности, боязнь одиночества, боязнь старости, нереализованная потребность родителей в любви и заботе, состояние тревожной мнительности.

Что делать, если гиперопека имеет место в семейном воспитании?

Родители могут исправить ситуацию сами и начать контролировать не ребёнка, а своё отношение к нему.

  • Например, избегать выражения «родители всегда знают, что для тебя лучше».
  • Начать предлагать ребёнку выбор – пусть сам учится принимать решения. Например: «Я купила бананы и яблоки, что ты хочешь съесть?» Если ребёнок не привык выбирать самостоятельно и затрудняется с ответом, просто положите перед ним и банан, и яблоко. Пусть кушает то, что хочет.
  • Уважать желание ребёнка. Если малыш говорит, что не любит лук в котлетах, то не надо настаивать на том, что он ничего не понимает и лук там вообще не чувствуется. Просто сделайте пару котлет без лука.
  • Дать ребёнку свободу. Так, пусть сам выбирает друзей и делает домашнее задание. Если будут проблемы, он сам вас попросит о помощи и о совете. Но даже тогда избегайте указаний и приказов, просто дайте ему совет в уважительной форме.

Контролировать детей надо. Но контроль должен быть мягким и ненавязчивым. Родители должны советовать и объяснять. А не приказывать и требовать.

Подготовлено по материалам сети Интернет.

Предыдущая статьяКлубничный пирог
Следующая статьяИнформационное сообщение о о приёме предложений по кандидатурам в состав участковых избирательных комиссий избирательных участков, участков референдума №№ 2104, 2112

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя