Защита прав предпринимателей

предпринимателиРазъяснения по нормам законодательства, регулирующего защиту прав предпринимателей, даёт заместитель прокурора ЗАТО г. Лесной Татьяна КАЛЕТИНА.

Одной из основных задач прокуратуры Российской Федерации является обеспечение методами прокурорского надзора свободы экономической деятельности, снижения административного давления со стороны государственных и муниципальных органов, соблюдения законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов, предупреждения и пресечения нарушений прав предпринимателей.

Что такое проверка

Проверка — это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими видов деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. Проверки делятся на плановые и неплановые, документарные и выездные.

В части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту Закон № 294-ФЗ) определён предмет плановой проверки: 1) соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Предмет внеплановой проверки определён в части 1 статьи 10 Закона № 294-ФЗ: 1) соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля; 3) проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Что касается документарной проверки, то её предмет составляют сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Закон № 294-ФЗ указывает, что предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры к исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

О сроках проведения проверки

Согласно ст. 13 Закона № 294-ФЗ общий срок проведения плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении субъектов малого предпринимательства общий срок плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Но общий срок проведения проверки может быть продлён. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлён руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на пятнадцать часов.

Плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в три года каждым госорганом.

Закон № 294-ФЗ обязал органы госконтроля заранее публиковать сведения о плановых проверках, а внеплановые согласовывать с прокуратурой.

О плановой проверке хозяйствующего субъекта уведомляют за три дня до её начала посредством направления копии соответствующего распоряжения или приказа руководителя органа контроля.

Законом предусмотрены ограничения

Статья 15 Закона № 294-ФЗ предусматривает ряд ограничений при проведении проверки. Так, при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от чьего имени действуют эти должностные лица;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при её проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания или предложения о проведении за их счёт мероприятий по контролю.

Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Кроме того, указанный выше Федеральный закон наделяет индивидуальных предпринимателей и юридических лиц рядом прав при проведении проверки.

В соответствии со ст. 21 Закона № 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено названным Федеральным законом;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте о своём ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в ст. 22 Закона № 294-ФЗ предусмотрено право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причинённого при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Так, часть 1 вышеуказанной статьи закрепляет следующее положение: «Вред, причинённый юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счёт средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством».

Внеплановая проверка может быть признана недействительной, если санкцию на её проведение не дал прокурор, нет основания для проверки (или указано мнимое основание), предпринимателю не сообщили о её проведении. Государственные органы, начавшие такую проверку или разрешившие её проведение, будут привлекаться к административной ответственности.

Поводом для внеплановой проверки может стать информация об угрозе вреда здоровью, окружающей среде, безопасности, о чрезвычайной ситуации либо о том, что вред причинён. Информация не может быть анонимной. В неотложной ситуации к внеплановой проверке можно приступить сразу же, но необходимо известить прокуратуру в течение суток.

Об ответственности органов контроля

Какая ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц установлена в настоящее время, кроме дисциплинарной, за ненадлежащее исполнение соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки?

С августа 2010 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) введена статья 19.6.1, устанавливающая административную ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), за нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для её проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), непредставлении акта о проведённой проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включённой в ежегодный план проведения плановых проверок.

Исходя из содержания данного нормативного правового акта, дело по ст. 19.6.1 КоАП РФ может быть возбуждено в следующих случаях:

1) проведение проверки при отсутствии оснований для её проведения;
2) проведение проверки с нарушением сроков;
3) отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;
4) проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
5) непредставление акта о проведённой проверке;
6) привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;
7) проведение плановой проверки, не включённой в ежегодный план проведения плановых проверок.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 19.6.1 КоАП, возбуждаются прокурором.

Предыдущая статьяО празднике «Семёновна»
Следующая статьяОлимпийский огонь и в Лесном!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя