Если есть на свете искусство, способное проникнуть в глубину человеческой души, заставив её радоваться, плакать, сопереживать, то это искусство классического танца.
Балет «Лебединое озеро» – яркий тому пример. Он покорил лесничан своей неудержимой эмоциональностью, глубоким драматизмом. Показ состоялся в Детской хореографической школе в минувший вторник, 22 октября.
Восхитительная феерия захватила зрителей, как своей торжественной музыкой, так и глубоким философским подтекстом. Артисты Классического Национального Русского балета, куда входят лучшие представители балетных школ России, талантливая перспективная молодёжь и зрелые заслуженные мастера танца, при участии артистов Большого и Мариинского театров на сцене ДХШ словно парили в невесомости! Великолепная музыка П.Чайковского вся, до последних нюансов, перелилась в танцы, утончённые, лёгкие. Антураж создавали яркие декорации, изысканные костюмы. Публика проживала известную с детства легенду, пропуская через себя переживания главных героев и взрываясь овациями после каждого сложного па и фуэте.
В чём же секрет успеха знаменитого балета? Почему он так любим целыми поколениями? Наверное, потому, что завораживает с первых минут и держит в некоем очаровании танцевальной магии два с половиной часа.
Критик Герман Ларош считает: «Лебединое озеро» – лучший балет, который я когда- либо слышал… Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия». И действительно, шедевр хореографии был создан 130 лет назад и до сих пор является одной из самых крупных жемчужин в короне мировой культуры.
История любви юного принца Зигфрида и прекрасной девушки-лебедя Одетты, омрачённая коварным волшебником Ротбартом и его дочерью Одиллией, с 19 века и до наших дней продолжает трогать сердца зрителей. Пётр Ильич Чайковский сделал невероятное: создал произведение, где балет и музыка – это единое целое, и выбрал тему любви и измены – то, что будет волновать людей вечно.
В постановке под редакцией Александра Бутримовича, выпускника Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС), обладателя многочисленных медалей и наград, при участии Заслуженного деятеля искусств России Виталия Бутримовича и с хореографией Мариуса Петипа лесничане не увидели трагического финала. Сила любви Зигфрида разбила чары злого гения и спасла от колдовского плена Одетту. И эта концовка заставила ликовать душу каждого пришедшего на балет. Ведь когда торжествует любовь, преодолев все жизненные преграды – это так правильно, так по-русски…
Сердца зрителей трепетали! Сначала от вариаций Одетты, затем – от знаменитого танца маленьких лебедей. И, конечно, от финального выступления влюблённых главных героев.
Цветы, овации, признание – вот, что заслужили артисты «Лебединого озера». Зал не отпускал своих героев, аплодируя стоя. А они как будто и не хотели покидать сцену, наш Лесной. Что ж, ждём очередного танцевального шедевра от представителей высокого искусства. И вновь подарим им тёплый приём, окунаясь в волшебный, неповторимый мир балета…
Кстати
Забавно, но балет «Лебединое озеро» в своё время был крайне прохладно встречен современниками Петра Чайковского. Композитора критиковали за отсутствие полёта фантазии, однообразность тем и мелодий. Виной тому – слабое общее впечатление от спектакля, сложившееся из-за творческой несостоятельности хореографа-постановщика Юлиуса Рейзингера. Слабоват был и состав главных исполнителей первых спектаклей.
Всё изменилось после того, как в 1894-1895 годах в Санкт- Петербурге за постановку «Лебединого озера» взялись самые известные балетмейстеры тех лет – Мариус Петипа и Лев Иванов. Новая балетная интерпретация спектакля смогла по- настоящему раскрыть всю глубину и лиричность произведений Чайковского. Именно эта постановка и станет основой для всех дальнейших редакций, а девушка-лебедь – самым ярким и романтичным образом российской сцены.