«Марина! Твой образ и слово…» Когда я слышу эту замечательную поэтическую строку уральского поэта Владимира Попрядухина, тут же, на одном вдохе продолжаю её про себя: «…сердца очищают от зла»; когда мягко и проникновенно звучат гитарные струны и голос Александра Митрохина, исполняющего Цветаевский гимн лесничан, вот тогда, минуя фанфары и яркий экран сцены, прямо в душу приходит осознание этого прекрасного праздника – песенно-поэтического фестиваля «Цветаевские костры». И именно тут, как нигде охотно, «откроешь потрёпанный сборник, впитаешь гармонии ритм, и душу восторгом наполнит журчанье цветаевских рифм».

По всей стране их уже прошло девять – Костров памяти Марины Цветаевой. У нас, в Лесном, нынче состоялся седьмой – многолюдный, верный встрече с великой и близкой, непознанной и любимой поэтессой, незаурядной личностью, человеком яркой и трагичной судьбы.

И хоть время меняет порой привычные обстоятельства и сценарий – не было на этот раз разгоравшегося пламени и потрескивания полешек (запрет на открытый огонь), а был лишь символический факел, Костёр состоялся. В душе каждого, пришедшего на этот вечер в Парк культуры и отдыха. Этому, как всегда профессионально, способствовали организаторы – профсоюз комбината «Электрохимприбор» с помощью артистов центра «Современник», с дружеской поддержкой организаций города, театра-студии «Арлекин», с участием горожан – истинных фанатов творчества Марины Цветаевой.

«Произведение искусства – то же произведение природы, но долженствующее быть просвещённым светом разума и совести. Тогда оно добру служит, как служит добру ручей, крутящий мельничное колесо». Эта цитата из статьи Марины Цветаевой взята была в качестве эпиграфа к мероприятию. Не случайно. За семь лет и встреч горожане узнали о Марине Цветаевой больше, чем, наверное, знает о ней какая-нибудь литературно-историческая кафедра. И встречу назвали: «Искусство при свете совести» – как назвала свою статью поэтесса, тогда ещё молодая, но уже мудрая.

Статья подсказала организаторам заглянуть в самые глубины Марининого творчества, мыслей, суждений и философских выводов. Люди выходили на сцену со стихами Цветаевой, звучали стихи поэтов Серебряного века, стихи самодеятельных поэтов сегодняшнего дня. Проходили конкурсы на лучшее чтение поэтических произведений, исполнение песни на её стихи, даже конкурс на лучший рисунок, посвящённый Марине, её эпохе, собратьям по перу, с массой номинаций и участников и совершенно необычными результатами: очень точный по технике исполнения портрет Владимира Маяковского или его же портрет, объёмный и многогранный, выполненный из более чем четырёхсот кубиков Рубика.

Звучали рассказы о жизни, детях, семье Цветаевой, об эмиграции и нищете, о взаимоотношениях со сложным и жестоким творческим сообществом, миром соплеменников, не понимающих её, об увлечениях и любовных романах, рождавших литературные шедевры на века. Не было лишь разговора о главной трагедии её жизни – беспросветном духовном одиночестве, рождающем и отчуждённость натуры, и страх, и беспомощность, и… мощь её незаурядного характера.

На этот раз организаторы применили интересный, познавательный ход: яркий, насыщенный видеопубликациями экран время от времени выделял чёткую колонку плавно плывущих строк из статей Марины, стихов, из переписки с друзьями и родными. Это было то, что осталось в истории после множества её переездов и потерь, после долгого забвения её глубокой, постоянно мечущейся в поисках истины и совести философской души.

Чтецов не грех было отнести к мастерам сцены: стиль, отточенность, чувство сопричастности, глубокое понимание поэзии. Среди них – победители конкурсов чтецов нескольких лет, нынешний обладатель диплома – Татьяна Сыпало, люди разных возрастов и профессий, объединённые одним, таким видимым, ореолом любви к Марине, совершенно замечательные юные актёры «Арлекина», напутственные своим великолепным, тонким наставником, эпистолярное общение двух гениев – Цветаевой и Пастернака – в стихах и прозе.

А ещё – романсы. Они были хороши в исполнении Марии Екимовой, Юлии Кукарских, Розы Ибрагимовой, Владимира Васькова, Александра Митрохина… А красивейшая инструментальная композиция, звучащая, будто весна возрождения: «Песнь таинственного сада» Рольфа Левланда в исполнении инструментального дуэта – Натальи Нефедовой и Елены Кузнецовой – покорила слушателей.

Праздник есть праздник: настроение, романтика, драйв, отдых. И он удался. Евгений Венгловский, идейный вдохновитель «Цветаевских костров» в Лесном, лидер проф- союзной организации комбината «ЭХП», открывая вечер, сказал: «Цветаевский костёр – это всегда радостная встреча с близкими по духу людьми, новое прочтение знакомых строф, творческие диалоги, обмен мыслями. Творчество Марины Цветаевой живым трепетом откликается в сердцах. И наша встреча – это своего рода машина времени, способная перенести на несколько десятилетий назад. Поэзия Марины Цветаевой бессмертна! И я рад, что она объединяет нас!»

ФотоАлексея Селиванова
Предыдущая статьяТеатр – не просто слова
Следующая статьяКогда турслёт?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя