Мощный пласт российской промышленности, огромный научный и интеллектуальный мир и молодой студенческий потенциал, крепкая рабочая прослойка и многоуровневая культурная сердцевина, постмодернизм, конструктивизм, андеграунд… И всё это – о нашей уральской столице – Екатеринбурге. Короче говоря, Екатеринбург – центр, аккумулирующий технические, научные, творческие, гуманитарные кадры целого региона и регионов-соседей. Город, названный в 1980-е третьей столицей России.
СОГЛАСНО ПРАЗДНИЧНОМУ ПОСЫЛУ
Почему мы заговорили о нём? Да потому, что любимому нами Екатеринбургу – 300 лет! Наступит юбилей в ноябре. Но мы, одними из первых организаций и учреждений области, уже его встретили. Да-да, мы, библиотека имени П.Бажова, посвятившая свой брендовый, V открытый городской Бажовский фестиваль знаменательной дате и назвавшая его «Екатеринбург-300».
Бажов и история Урала, и первый завод, выросший в 1723 году в город-крепость, принявший имя императрицы российской и покровительницы горных ремёсел, Святой Великомученицы Екатерины; Бажов и талантливые уральцы, Бажов и фонтан «Каменный цветок» по его сказу рядом с фигурами основателей города, в центре Екатеринбурга, на гранитном постаменте со словами: «Сынам России Татищеву и де Геннину Екатеринбург благодарный».
То есть сам праздничный посыл предстоящего трёхсотлетия связывает знаменитое на весь мир литературное имя с вехами существования Урала. А посему выстраивать ход фестивального дня сотрудникам библиотеки было интересно вдвойне. В поисках материалов для мероприятий в залах открывались всё новые, малоизвестные факты жизни и творчества великого писателя, факты истории Урала и Екатеринбурга. А эксклюзив в «Бажовке» ценят.
КУЛЬТУРНАЯ ДНК
Итак, Екатеринбург. Какими были первые переселенцы на Урал? Бесстрашными до дерзости, свободолюбивыми и уверенными, рассчитывающими только на себя и свой труд, свято преданными идеалам. Именно эти качества, наследуемые поколениями, легли в основу культурной ДНК екатеринбуржцев.
За 300 лет существования Екатеринбург стал одним из главных культурных центров России, средоточием талантливых людей и знаковых проектов. Это родина не только выставки «ИННОПРОМ», но и гремевшего на всю страну свердловского рок-клуба и уникального Коляда-театра, место проведения Уральской ночи музыки и Уральской индустриальной биеннале современного искусства, мекка любителей конструктивизма, столица стрит-арта.
УОЛЕ И СПАСЁННЫЙ «ЭРМИТАЖ»
Фестиваль в «Бажовке» был и об этом. Интересно раскрыли, например, тему краеведения и краезнания. Рассказали об УОЛЕ – Уральском обществе любителей естествознания, инициатором создания которого был Осип Клер.
УОЛЕ – прообраз Уральского отделения Академии наук России. Благодаря ему возник областной краеведческий музей, а областная библиотека им. В.Белинского до сих пор проводит Чупинские чтения – в честь Наркиза Чупина, этнографа, библиографа, управляющего Горным училищем, много принёсшего музею и обществу – от эксклюзивных экспонатов из экспедиций до сорока томов ценнейших научных записок – своих и коллег учёных.
В ряду новой информации – великолепные ресурсы Президентской библиотеки, которая открылась в «Бажовке» недавно и уже завоевала невероятный интерес. И в этом ряду – заинтересованный разговор с читателями у выставки «Свердловск тыловой». Здесь ценнейшие фотоматериалы, газеты, книги и журналы о подвиге тылового Свердловска, восстанавливающего в многочисленных госпиталях раненных на фронтах, принявшего громадную часть эвакуированной советской промышленности и эшелоны эвакуирующихся с мест сражений и оккупации людей. Свердловска, спасшего «Эрмитаж».
А Павел Бажов принимал со всей страны в писательском доме «Коммуналке» писателей, актёров и журналистов. И была у них корова Зона, молоком которой отпаивали детишек, и пристроил он на завод учеником токаря писательницу Агнию Барто, чтобы «правдоподобнее были её книжные образы», как она сама говорила.
В лекции «Легенды и достопримечательности Урала в мультфильмах» были собраны мультсказы Бажова, снятые в 1970-е на Свердловской киностудии, позже новые – в Первоуральском центре культуры, и самый интересный – про валенки, которые Павел Бажов подарил коллеге, когда в метель ей надо было возвращаться домой, а девушка была легко обута. Теперь эти валенки – ценный экспонат музея Бажова.
Разумеется, не обошлось на фестивале без Театра теней с «Огневушкой-поскакушкой», без квестов и игр-бродилок, без мастер-классов по прикладному творчеству, актёрскому мастерству, преподанного режиссёром НДМТ Сергеем Рудым, без громких чтений сказов Бажова и детских стихов поэтессы Ирины Матвеевой.
КОНСТАНТЫ БУДУЩЕГО
Полёт исторических эпох, причём всегда на передовых рубежах архитектурного процесса, смешение стилей – от барокко, классицизма, эклектики с храмовыми и псевдорусскими строениями до современного конструктивизма, и как образец – абсолютная геометрическая правильность старинного завода-крепости, – всё это было в лекции «Константы будущего», а также в обзоре открытия яркой фотовыставки «Архитектурные стили Екатеринбурга».
Лекции, завершающейся знаменательным фактом: в 2000 году Екатеринбург был представлен в числе 12 идеальных городов мира на выставке в музее Клода-Николя Леду во Франции, где он демонстрируется до сих пор в качестве образцового примера градостроительного искусства.
«СЛЫШ-КО?»
Ну, а Думная Гора? Вам такое название знакомо? Приходите в библиотеку, здесь открылась «Бажовская комната», и там, среди выставок камней, предметов быта дореволюционной Сысерти, экспозиция той самой Думной горы, куда прибегал в детстве маленький Паша, чтобы послушать байки деда «Слышко», начинающиеся всегда с одной присказки: «Слыш-ко, мальцы…».
И, конечно, рассказ библиотекаря с былями да легендами: и как Ермак останавливался в этих краях, и что дед Слышко реальный был, и как истории дедовы в сказы потом превращались.
А в соседнем зале велась библиоохота за артефактами жизни и творчества Бажова «Узелки на память». Надо было угадать, почему, например, в зале стоит велосипед? Оказывается, Бажов любил кататься на велосипеде и даже состоял в Екатеринбургском обществе велосипедистов. Церковная свеча? Учился в юности на священника. А том Пушкина? Однажды библиотекарь в шутку потребовал от мальчика выучить все стихи из тома наизусть. Паша выучил. Почему на пиджаке столько бантиков из разноцветных ленточек? В гимназии, где преподавал Бажов, любимому учителю крепили бантик на пиджак. На пиджаке Бажова к концу учебного года не оставалось места.
А если вернуться к Екатеринбургу, то найдёте среди ярких всполохов шкатулок Палеха на выставочных стеллажах памятник Клаве – самой большой компьютерной клавиатуре, вошедшей в полуфинал конкурса «Семь чудес России», памятник Невидимке (по Г.Уэллсу): на бронзовой пластине – следы босых ног – невидимка же!
«ПЕСНЯ ПРО ШТАНЫ»
«Загораю на сочинском пляже, – рассказывает приятельница. – Подходит мужчина: «Девушка, вы ведь из Екатеринбурга? У вас там такие классные песни поют! Про штаны».
Я посмотрела на него, как на идиота, отвернулась… И вспомнила: «Ну, конечно! Бутусов! «Гудбай, Америка», «…мне стали слишком малы твои тёртые джинсы».
– Да, классные! Вы правы! У нас на Урале самый лучший рок!
В Свердловске конца 1980-х, когда в одном котле варились десятки талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссёров, вовлечённых в единый круг общения, охваченных общими интересами, идеями и вкусами, ищущих радикальной культурной новизны, родился свердловский рок. Как взрыв!
Родился в университетской среде, подкрепился молодой инженерной порослью. Это были не фрики, не оригиналы и не мученики, а вполне благополучные и воспитанные ребята, музыкальные, красивые, смелые и романтичные. «Наутилус Помпилиус» (фронтмен группы Вячеслав Бутусов), «Агата Кристи» (Вадим Самойлов), «Чайф» (Владимир Шахрин), «Урфин Джюс» (Александр Пантыкин), «Трек» (Игорь Скрипкарь), «Смысловые галлюцинации» (Сергей Бобунец).
И, вообще, если говорить об особенностях уральского рока, то это музыкальные аранжировки, использующие элементы классической музыки, высокий профессионализм исполнения, выверенные тексты.
Нельзя не вспомнить образы Шахрина, тексты автора интеллектуальной передовой поэзии Ильи Кормильцева. Культовые тексты уральской рок-культуры, ставшей отечественной. Хотя, ну что говорить: «Мы на Урале стараемся делать всё хорошо: экскаваторы, музыку или цветок для Хозяйки Медной горы». Так было всегда. Так и есть.
И это показал завершающий фестиваль квартирник под названием: «Эта музыка будет вечной…». Квартирник, собравший фанатов рока и исполнителей популярных каверов: Александра и Алину Корневых (Саша представлял группу «СоЛяМи»); Степана Комкова и Полину Демидову. Звучали ностальгические мелодии и песни, напомнившие сидящим в зале зрителям и слушателям о молодости, счастье, любви и ожидании чуда.
Три часа длился квартирник. Отзывы были самые восторженные: «Круто!», «Молодцы!», «Откуда вы, ребята?!», «Рок нужен ещё и ещё!», «Такие квартирники зовут самореализоваться и раскрыть свои способности. Пять с плюсом, Бажовка!», «Квартирник – энергия, драйв. Класс!!!», «СПА-СИ-БО!»
Предварил праздник рока великолепный видеолекторий библиотекаря Анжелики Эзугбая об истории уральского рока с музыкальными фрагментами и кадрами из фильмов, с профессиональным разбором авторских текстов, ещё и ещё раз говорящих о таланте, глубине и оригинальности легендарных рокеров.
Точку в Бажовском фестивале поставил онлайн-мост дружбы «Имя Бажова на карте России», по которому к нам пришли интересные видеоприветствия от восьми учреждений культуры России, носящих имя знаменитого уральского сказителя. И, конечно, бажовцев поздравила и тепло поприветствовала дочь Павла Бажова – Ариадна Бажова-Гайдар.
Да уж, действительно, всё смешалось в доме Бажова. Но не как у Облонских, а профессионально, выверенно, занимательно. На самом высоком интеллектуальном уровне.