Все майские дни пронизаны памятью о тех, кто в 1940-е годы отвоевал для нас мир. Несмотря на ограничения в мероприятиях, связанные с пандемией, культурная жизнь в Лесном продолжается.
Только Народный музыкально-драматический театр Центра «Современник» за четыре года вне родных стен поставил и показал 11 новых спектаклей, два спектакля возобновил в новой редакции. Это не считая творческих проектов и участия в фестивалях. Город с нетерпением ждёт окончания капитального ремонта здания «Современника». А пока…
Оставаясь верным себе, режиссёр театра Сергей Рудой и на этот раз поставил пьесу глубокого содержания. Несмотря на долю присутствующего юмора, драматизм так и сквозит во всех сценах, подтверждаемый мимикой, жестами героинь, музыкальным сопровождением и видеорядом.
После просмотра не осталось, как говорится, горького послевкусия: полуторачасовой спектакль «Наша кухня» по пьесе Аси Котляр показался на удивление лёгким, хотя финал и был трагическим – мать потеряла сына. Зато зритель побывал в «своём» времени: восьмидесятые годы двадцатого века – это ещё не так далеко, но уже и в прошлом. У многих из нас свежи воспоминания о радостях и трудностях тех дней. На сцене мы видим интерьер не самой лучшей квартиры-коммуналки – с сундуком, старым холодильником, цинковым ведром с питьевой водой, этажеркой и «лампочкой Ильича» – так жили тогда многие.
Две женщины встречаются на такой кухне десятки лет. Они не просто встречаются – их жизни проросли друг в друга. Еврейка Цецилия (Татьяна Алтухова), работница чулочной фабрики, пережила фашистский плен, расстрел над общей ямой, а пулю на себя принял её младенец на руках, завещая маме жить. Спасла тогда её и приютила у себя Маня (Наталья Берсенёва), вдова бойца, погибшего на войне. И стала школьная учительница Маня, с её двумя детьми, семьёй для Цили. Тогда впервые их жизнь разделилась на «до» и «после»…
Удивительно, как обе актрисы вписались в тему – как будто пьеса написана для них!
– Когда я работал над предыдущей постановкой, «У войны не женское лицо», – рассказывает режиссёр Сергей Рудой, – мне понадобилось из 202 историй выбрать пять и подобрать под каждую актрису роль. Четыре месяца работы над сценарием. На этот же раз, как только я прочёл пьесу «Наша кухня», сразу увидел Наталью в Мане и Татьяну – в Циле. И никаких сомнений не было. Обе наши ведущие актрисы этой весной отметили юбилеи со дня своего рождения, и не хотелось отходить от традиций театра – я давно задумал сделать им этот подарок.
Подарком остались довольны, по-моему, и сами актрисы, и зрители. Но режиссёру угодить трудно.
– Здесь как раз тот случай прямого попадания в роль, и актрисы с этим справились. Но премьера – это только начало. Актёры с каждым показом всё больше разыгрываются, входят в образы, и каждый спектакль не похож на предыдущий – он набирается сил и крепнет. Поэтому следующий может оказаться ещё лучше, – говорит он.
…А тем временем Маня и Циля ссорятся и мирятся, брюзжат по-доброму на своей кухне, смеются, поют песни и плачут – всё как в обычной семье. Решают личные проблемы дочери (её сыграла, как всегда, убедительно и гармонично актриса Татьяна Никитина), эгоцентричной и взбалмошной девицы Элеоноры, предпочитающей труду роль содержанки. Вместе ждут с афганской войны сына Юрия.
День Победы и одновременно день рождения Мани стали ещё одним трагическим рубежом в жизни подруг. Сцены одна другой сильнее – так и хочется всё рассказать, но… Спектакль будет показан ещё дважды – в эти выходные. И хочется, чтобы зритель сам всё увидел своими глазами и оценил игру актрис, работу режиссёра.
Столько труда и душевных сил уходит на подготовку театральных постановок! Порою жаль бывает, что не всем зрителям была доступна та или иная работа коллектива. Но такова судьба любительских театров. А теперь ещё и в связи с ограничительными мерами, в импровизированном зрительном зале здания УПК мало мест. Все очень надеемся, что новый творческий сезон порадует нас обновлённым Домом культуры и полноценными зрительскими успехами. Сможем ли мы ещё раз увидеть этот спектакль в скором будущем?
– Конечно, – отвечает нам режиссёр. – В следующем сезоне есть в наших планах восстановление ряда спектаклей в условиях, комфортных как для театра, так и для зрителей. И эта постановка в том числе.
Обе актрисы со сценой знакомы лет с 14 и восьми. Начинали с детских театров, поработали со многими режиссёрами, известными у нас в городе. Они и счёт-то своим ролям потеряли. Этот спектакль для них можно считать бенефисным. Ничего, что не лёгкий, например, не водевиль?
Наталья Берсенёва:
– По-моему, к маю – вовремя: здесь же и юмор есть, и трагедия Великой Отечественной, и другой войны. Хороший, острохарактерный спектакль. Я люблю в таких играть, ведь война войной, а там и пели, и плясали, и юмор был свой. Вот так и мы живём – где плачем, где смеёмся, каждую роль пропуская через себя, вкладывая душу. В этом году уже 40 лет, как я играю в НМДТ.
Татьяна Алтухова:
– Я всегда доверяю выбору режиссёра. Да, пьеса серьёзная. По роли у меня там нескончаемая война, и далась эта роль нелегко. Я много читала, изучала, как живут, ведут себя, как говорят обрусевшие евреи. Морально было, прямо скажу, тяжело – ведь судьба у Цили трагическая. Режиссёр на репетициях берёг нас, требовал от меня «меньше эмоций!». Но я иначе не могу играть – всё через себя!.. Замечательный спектакль, пусть он живёт!
Всем творческим коллективам очень важно живое общение со зрителем. Тем дороже для театра традиция, когда зрителями его премьер являются представители администрации города, комбината «Электрохимприбор», отдела культуры и СКДЦ «Современник».
Вот и на этот раз заместитель главы администрации ГО «Город Лесной» Елена Виноградова, председатель городской Думы Татьяна Потапова, заместитель генерального директора комбината «Электрохимприбор» Сергей Чепелев, председатель ПК-391 Евгений Венгловский, заместитель начальника отдела культуры Елена Климова и дирекция СКДЦ «Современник» поблагодарили всех, кто работал над спектаклем, и сказали особые слова в адрес замечательных актрис, юбилярш, вручив Наталье Берсенёвой и Татьяне Алтуховой букеты цветов и памятные адреса.
Новых работ и успехов театру!