Да будет миру весть, Что день мой догорел, Но след мой в мире есть.
П.Чаадаев.
В массовом сознании читателей Пётр Яковлевич Чаадаев предстаёт в тесной связи с судебным производством по делу декабристов и перепиской с А.Пушкиным. В дальнейшем его известностью и судьбой стали восемь философических писем. Опубликование его первого письма в журнале «Телескоп» вызвало в своё время взрыв эмоций в российском обществе. Студенты Московского университета были готовы с оружием в руках вступиться за оскорблённую Россию. В Чаадаеве увидели рьяного ниспровергателя национальных святынь, православия и самодержавия. Властью было сделано всё, чтобы дискредитировать идеи Чаадаева. Императором Николаем I он был объявлен безумцем.
Сегодня ясно, что письма Чаадаева носят двойственный, полемичный характер, что его письма — «вне времени», и у них есть будущее. Об этом и шёл интересный обмен мнениями в литературной гостиной, где проходило заседание исторического клуба «Время и мы».
Открыла и вела встречу, объединяя все выступления, зам. директора библиотеки Ольга Хорошенко. Профессионально, убедительно рассказала об историческом времени, раскрыла содержание наследия П.Чаадаева главный библиотекарь, историк Анжелика Эзугбая.
Активные участники объединения «Время и мы» — Николай Бирюков, Дмитрий Колпаков, Василий Житяев -всегда имеют свой взгляд на события. От них можно услышать что-то новое, сокровенное. В результате их выступлений и на этот раз сложилась определённая точка зрения на историю христианства и на связь её с культурой.
Отношение Чаадаева к христианству до сих пор считается философской находкой. Судите сами, вот пример философского осмысления Чаадаевым православия: «Религия есть познание Вселенной. Но с ещё большим основанием можно утверждать, что религия научает познать Бога в его сущности, а наука в деяниях Бога. Таким образом, обе, в конце концов, приходят к Богу».
Настроили аудиторию на душевный лад тёплые, трогательные слова Виктора Коваленко о влиянии на Пушкина личности Чаадаева. Ведь не случайно великий поэт написал в поэме «Евгений Онегин»: «Второй Чадаев, мой Евгений…» В личном письме к Петру Чаадаеву Пушкин отмечает «изумительную силу выражения» писем, но возражает автору по сути его высказываний: «Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться».
Имели своё суждение, жизненно приземляя, приближая к нам историю,
Геннадий Удинцев, Владимир Кузнецов, Валерий Тельнов, Вадим Шуклин, Дмитрий Гончаров — о новом взгляде на развитие истории, о вечных ценностях, о стремлении к внутренней свободе человека. И ещё о том, что наследие Чаадаева, безусловно, актуально и значимо, чтение и изучение его поможет понять многие проблемы современности.
В тот вечер все уходили из библиотеки с ощущением, что только Любовь и Красота могут помочь Человеку жить в согласии с Природой, с Богом, увидеть новую, сокрытую от глаз реальность мира.