Единственное событие в истории двадцатого века, которое коснулось каждой семьи, каждого из нас, – Великая Отечественная война. Спустя семьдесят лет мы также являемся участниками борьбы – в основном психологической, и в первую очередь – за умы подрастающего поколения.
Как в этих непростых условиях воспитать настоящих патриотов, защитников Родины, готовых не только выстоять в сложных ситуациях физически, но и сопротивляться трудностям извне морально? Ответ на этот вопрос искали на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях в рамках национального проекта «Образование». «Великая Победа: наследие и наследники» – так звучала тема встречи в этом году. Муниципальный этап в Лесном 23 октября уже в третий раз объединил в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи специалистов администрации, педагогов, руководителей образовательных организаций, сотрудников информационно-методического центра, представителей Русской православной церкви, родителей, социальных партнёров.
Выбрать направление движения
Мы живём в настолько многогранном и постоянно меняющемся мире, что определить основные ориентиры и понять, куда нам двигаться, непросто. Возрастающее давление интернет-технологий, психологическое воздействие и манипулирование сознанием подтверждают: человек должен постоянно самоопределяться. И детям сложно сориентироваться в этих процессах.
Открывая пленарное заседание, заместитель главы администрации по вопросам образования, культуры и спорта, кандидат социологических наук Елена Виноградова отметила: «Ещё в 1984 году на одной из конференций австрийский экономист и политический философ Фридрих фон Хайек сказал, что для существования либерального общества необходимо, чтобы люди освободились от некоторых природных инстинктов, среди которых особенно выделил солидарность и сострадание. Сегодня его мысль набирает обороты, поскольку есть чёткая аналогия между событиями, которые происходили более семидесяти лет назад, и теми, что происходят в настоящее время. С той лишь разницей, что сейчас всё нацелено на разрушение моральное, а не физическое. И в этом плане подростки являются наиболее уязвимыми – они легко управляемы. Наша задача – продумать способы и методы работы с молодёжью, чтобы не допустить разрушения сознания с юных лет».
Нива взаимодействия
Директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ольга Глушманюк представила результаты ежегодного социально-психологического мониторинга. Спикер рассказала о проведённых исследованиях жизнестойкости учащихся. Так, у 42,4% детей – проблемы с вовлечением в учёбу, в общие проекты. 24% не умеют контролировать свою деятельность. Брать ответственность на себя боятся 13% ребят. Среди положительной динамики – показатели ежегодного мониторинга ценностей: 39% старшеклассников хотят быть похожими на родителей, 39% смотрят в своё будущее с надеждой и уверенностью. «Мы вместе делаем очень важное дело – воспитываем душу человека, – отметила Ольга Николаевна. – Любое наше обращение в образовательные организации, к нашим социальным партнёрам находит отклик, и мы можем формировать профессиональную команду, чтобы помогать нашим детям».
Настоятель храма, иерей Алексий Занозин подчеркнул значимость духовенства в воспитании подростков: «Русская православная церковь всегда заботилась о духовно-нравственном наполнении подрастающего поколения. Прекрасно, что духовенство и государство могут сотрудничать на общей ниве взаимодействия».
Музейная педагогика также играет большую роль в духовно-нравственном, военно-патриотическом воспитании. Опытом и перспективами работы городского музея, музея 67 школы поделилась заместитель директора Музейно-выставочного комплекса по развитию Юлия Стригова. Она выступила с докладом на тему «Сохранение исторической памяти. Социальные проекты, посвящённые 75-летию Победы».
Площадки форума
Во время практической части чтений участники работали в четырёх образовательных секциях, где обсудили потенциал учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Духовно-нравственная культура народов России», вопрос развития жизнестойкости у детей и подростков в рамках сотрудничества семьи и образовательной организации. Также педагоги и представители общественных объединений рассмотрели перспективы реализации образовательных проектов с целью духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей, вопрос о привлечении ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации, к волонтёрской деятельности, движению «Юнармия» и вопрос воспитания у школьников гражданского самосознания, социальной ответственности.
Завершая форум, начальник Управления образования Алексей Парамонов отметил: «Память о подвигах, совершённых поколением Победителей, реализация атомного проекта являются объединяющей силой. Цель нашего диалога – передать наследие Великой Победы детям, воспитать их грамотными, честными, добрыми людьми, патриотами своего Отечества, решение этой задачи возможно только совместными усилиями».
Стоит сказать, что в Лесном муниципальный этап чтений стал объёмной, доступной, продуктивной площадкой для профессионального общения, обмена опытом. Участники форума убеждены, что формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей, формирование чувства гордости за героическое прошлое Родины – это одна из важнейших педагогических задач.