Компьютеры и интернет проникли во все сферы деятельности человека. Начиная с младших классов детишек учат пользоваться этими чудесами технического прогресса. Применение интернета, несомненно, облегчает процесс образования в средних и высших учебных заведениях. Благодаря появлению глобальной сети люди получили неограниченные возможности в поиске информации, а также для общения и развлечений. Массовый бум виртуальной жизни — настоящая эпидемия XXI века.
Царство безграничных возможностей наш друг или враг?
Интернет — всемирная сеть, хранящая огромное количество информации. Несомненно, её создание в разы облегчило человеческую жизнь, появилась возможность общаться через тысячи километров, и это не предел. Многие услуги можно получить посредством интернета: записаться к врачу, оплатить коммунальные услуги, пополнить банковский счёт и др. А ещё это общение, электронные библиотеки, передача данных. Но у этой медали есть и другая сторона. Если взрослая часть населения может контролировать своё времянахождение онлайн, то молодёжь, а тем более дети — нет.
Так в психологии появился новый термин — компьютерная (интернет) зависимость. Эта новая болезнь поражает преимущественно подростков. Хоть заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. У такой зависимости есть две формы, два типа: зависимость от интернета (сетеголизм); зависимость от компьютерных игр (кибераддикция).
Стоит задуматься, правда ли это? Неужели первый помощник в написании работ, в общении с друзьями из других городов может принести вред? Мне, как представителю молодёжи, стало интересно, так ли это.
Я составила опрос для трёх возрастных групп. Ученики 1-6 классов, дети-старшеклассники и взрослое поколение — учителя. Я задавала вопросы по смоделированной ситуации: «Представьте, на всей планете пропал интернет. Что бы вы стали делать? Как бы вышли из ситуации, если бы было необходимо написать реферат? Как бы занимали свободное время без интернета?»
Ученики 1-6 классов, отвечая на вопросы, предположили, что пойдут в библиотеку, а развлекаться станут, играя в компьютерные игры, не зависящие от интернета. Несомненно, радует, что ребята знают и помнят о библиотеке, но то, что свободное время они бы всё равно провели за компьютером, огорчает и заставляет задуматься.
Старшеклассники после озвученных вопросов, спрашивали: «А на всей ли планете пропал интернет?» -добавляя: «Я бы нашёл того, кто его починит!». Это настораживало больше всего. Ребята говорили, что в поисках информации при отсутствии интернета пошли бы в библиотеку, а потом уточняли, пропал только интернет или связь вообще. Развлечения были почти такие же, как и у младших, только к ним добавились разговоры по телефону.
Учителя в своих ответах чаще отмечали, что не испытают большого дискомфорта от отсутствия интернета: «Мы выросли без него». Естественно, материал для работы искали бы в библиотеке.
Это небольшое исследование доказало, что больший дискомфорт от отсутствия Всемирной паутины испытает молодёжь и ей будет тяжело без интернета. Чтобы убедиться в правильности выводов, я пошла к школьному психологу — Алине Вадимовне ЛАЗДЫНЬШ. «Мы не можем утверждать, что интернет — это плохо, потому что, несомненно, есть плюсы, но есть и свои минусы. Интернет не должен полностью заменять общение и реальность, что происходит очень часто», — заключила она.
Проводя множество часов онлайн, мы привыкаем к заманчивой виртуальной реальности, замещая живое общение. Спросите себя: «Сколько времени я провожу за компьютером?» Научитесь контролировать собственное время!
Это исследование и общение с психологом подтвердили, что всему надо знать меру. Интернет — друг и помощник, но если забыться и заблудиться в виртуальной паутине, он может стать и самым злейшим врагом.
Используйте реальный мир для расширения социальных контактов, ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни — живите без «заплаток»! Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
Кстати
|