Повесть Виктора Астафьева «Кража» начинается с жуткой фразы: «Ночью умер Гошка Воробьёв». «В нашем доме несчастье…» – говорит директор детского дома в новой постановке театра-студии «Арлекин», и после такого начала уже невозможно было оторваться от сцены, спектакль смотрелся на одном дыхании.

Премьера спектакля «Тебе светящее окно» театра-студии «Арлекин» состоялась в рамках фестиваля «АтомСфера». По словам режиссёра театра-студии «Арлекин» Ирины ВЛАСОВОЙ, стало символично присутствие на спектакле большой делегации из Железногорска – ведь этот город находится в Красноярском крае, родине Виктора АСТАФЬЕВА. Повесть «Кража» – история взросления и становления личности – и стала основой спектакля.

Далёкий Север, конец 30-х годов прошлого века, молодой советский городок Краесветск, связь с Большой землёй только в короткие летние месяцы, и весной люди ждут первого парохода так, как нигде и ничего больше не ждут. Городок совсем недавно начал строиться, но там уже есть и лагерь для заключённых, и тюрьма, и детский дом. А в детдоме – директор, повариха тётя Уля и дети. Это «дети раскулаченных спецпереселенцев, врагов народа, уголовных и других вредных для общества элементов».

Подростки эти, с именами-кличками: Паралитик, Попик, Деменок – с разными судьбами и бедами, разными характерами, склонностями, печалями и радостями. И надо сказать, что им очень повезло с директором, Валерианом Ивановичем Репниным (Сергей Саднов), который умеет действовать и принимать решения не по инструкции.

Астафьев в своей повести, а вслед за ним и юные артисты на сцене поднимают такую важную тему, как личная ответственность каждого за совершённый, пусть не тобой, но с молчаливого согласия большинства поступок. Трое совершают преступление: крадут деньги из кассы бани. Кассирша находится под следствием, а двое её детей отправляются в тот самый детдом, к тем ребятам, по вине которых они лишились матери. На украденные деньги «гуляет» вся мальчишеская братия. Но лишь один Толя Мазов (Иван Проскурин) мучается угрызениями совести и в результате берёт на себя ответственность, переборов страх расправы. Сцена драки – одна из самых ярких в спектакле. Толя с двумя своими друзьями берётся вернуть украденные деньги, но всё оказывается не так просто… «Вот и ещё одну беду как гору перевалили», – говорит в финале спектакля Репнин, а тётя Уля (Саша Савастьянова) отвечает: «А сколько их ещё будет…»

Спектакль пробирает до «самого донышка», даёт большую пищу для размышлений, заставляет по-новому взглянуть, под другим углом увидеть, казалось бы, однозначные вещи… Не случайно в финале полный зал одномоментно взмыл и долго стоя аплодировал артистам.

А потом была краткая, но замечательная пресс-конференция. Дети – юные журналисты, участники фестиваля «АтомСфера», говорили о спектакле и об актёрах с восхищением, как о потрясении, задавали хорошие и глубокие вопросы. Один из них звучал так: «А вы понимаете, что своим искусством вдохновляете зрителей?» Говорили о том, как спектакль может изменить людей – и актёров, и зрителей. Авторам пяти лучших вопросов на закрытии фестиваля арлекинцы подарили призы.

Взрослые, руководители делегаций, на другой день признались, что ночью долго думали о спектакле, который их «расцарапал», обсуждали друг с другом. Поразили сценография, профессиональное звуковое (Евгений Лыткин) и световое (Алексей Коптяев) сопровождение. Много восторженных слов прозвучало в адрес актёрского ансамбля, что, впрочем, не удивительно: «Арлекин» всегда отличался подлинностью актёрской игры, никого не оставляющей равнодушными.

Одну из самых важных оценок арлекинцы получили от своего давнего друга, писателя Артура Гиваргизова. Посмотрев запись премьеры, он написал: «О каждом вашем спектакле хочется сказать: «Самый лучший». Благодаря деталям (в которых Бог), происходит настоящее перемещение во времени. Спектакль получился очень динамичный и цельный. История захватывает, не отпускает ни на секунду».

В финале спектакля приходит первый пароход – белый, с именем «Надежда». Пусть это станет символом будущего – и для театра, и для влюблённых в него зрителей. У меня – любовь с первого взгляда.

 

ФотоАнны Стрюковой
Предыдущая статьяКофейно-кошачьи сны «Премьеры» или Театр со вкусом
Следующая статья«Лёд надежды нашей – 2017»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя