Почему-то, когда слышу слово «дальнобойщик», так и хочется оторвать последние три буквы и оставить – «дальнобой». Ведь разве не в настоящий бой с дорогой, погодой и разными обстоятельствами пути вступают в поездках люди, отправившиеся за рулём огромной фуры в дальние рейсы?! А ведь, оказывается, и сами они зовут себя дальнобоями.
Водитель-дальнобойщик цеха № 13 комбината Владимир Мостофин – один из шофёрской династии Мостофиных, её среднее, мощное звено. Его отец, Юрий Александрович, всю жизнь проработал водителем и ремонтником в гараже Нижнетуринской почты. Старший сын Дмитрий вот уже двадцать лет с отцом рядом, в его бригаде – как и отец, водит фуры в дальние рейсы. Младший занимается ремонтом автомобилей, армию отслужил – и к любимым машинам!
Любимыми машины были с самого детства и у Владимира. Собственно, не только машины – любой иной вид транспорта: сначала велосипед, потом мотоцикл, а там уж и легковушки, которые научился ремонтировать ещё в 10-12 лет, прибегая к отцу в гараж, а в каникулы так просто пропадая там. Ремонтировать и, разумеется, водить, носиться до лихого свиста в ушах, за что прилетали иногда от бати увесистые затрещины.
По профессии Мостофин – токарь-станочник. Окончил училище, поработал какое-то время на Нижнетуринском электроаппаратном заводе, ещё в старых цехах. Потом подал анкету в отдел кадров нашего градообразующего предприятия. Взяли в котельную. А в мечтах-то – машины и только машины! Решил параллельно обучиться вождению автомобиля официально в Нижнетуринском ПАТО. К тому времени Владимиру исполнилось восемнадцать, сдал на права водителя первой категории (С).
Чтоб уж полностью к мечте подобраться, надо приналечь! Со временем сдал на права по вождению всех категорий автомобильного транспорта: от А до Е. А поскольку и навыки ремонтника при нём, машину знает, чувствует, различает каждый «больной» звук – отец вышколил, и многие это видят, одобряют, Владимира перевели в 13-й цех дальних перевозок.
Здесь он познакомился с дружной бригадой дальнобойщиков, о которой до сих пор вспоминает с теплом и благодарностью. Но сначала доверили «УАЗ», потом – «ГАЗ-53», несколько лет проработал на этих легкогрузах. И вот – бригада дальнобоев, водителей большегрузов. Двадцать пять человек, маршруты – по всей стране. Только в Екатеринбург «ходило» 12 машин.
Мужики приезжают, обмениваются впечатлениями – когда восторженными (от красоты городов), когда возмущёнными: шли крутые 1990-е, время тревожное. На дорогах – всё, что угодно, вплоть до разбоев и смертей. Но их трудности только сплачивали, они крепли в дружбе, поддержке товарища, а главное – в верности делу. И пусть не свой попал в беду, а такой же водила-дальнобой из другого региона, заступались, рисковали порой, но себе верны были.
Тогда и сформировалось их братство. Об их сплочённости и готовности защитить слабого слагались целые легенды. Семья, отправляющаяся в дальний отпуск на машине, останавливалась на ночлег у поста ГАИ или, чаще всего, между двух огромных фур, даже если поблизости есть гостиница. Говорили: «Самое безопасное место».
– А бригада… Это были асы: Алик Заботин, Борис Тупорев, Сергей Рогаткин… К сожалению, «кто – далёко, иных уж нет», – вспоминает Владимир Юрьевич. – Законы у них были жёсткие, как у инструкторов по парашютному спорту: машину до поездки досконально (как и парашют перед вылетом самолёта) всю осмотреть, проверить, подправить мелочи, убедиться в главном: к рейсу готова. В процессе подготовки помогут, подскажут, в дороге – некому! Система «ГЛОНАСС» лишь фиксирует присутствие водителя за рулём и, собственно, движение его транспорта. Попал в беду – жди своих (если созвонился, и они рядом) или техпомощь. Ну, а не дай Бог, авария – ГАИ, «Скорая», эвакуаторы…
– Судьба миловала, – продолжает Владимир. – Ни разбоев больших не пережил (не считая одного налёта какой-то группы молодчиков кавказской национальности, с которыми справился), ни аварий, ни крупных поломок, разве что проколы колёс да небольшой съезд с трассы в гололёд. Наша профессия высокого спроса вообще, а спроса именно к нам, можно сказать, повышенного. И поле самореализации у нас широкое. Хочешь оставаться «в тренде», как говорит нынешняя молодёжь, – постоянно развивайся. Добавляй копилку знаний и умений, иди вперёд.
Чтобы привести свой громадный «мини-поезд» в назначенную точку и в назначенный срок, доставить в целости и сохранности груз и длинномер с седельным тягачом общей массой в 36-37 тонн (а потом с таким же по тяжести грузом вернуться), надо многое уметь и ко многому быть готовым. Стараемся. Мой сын в два раза моложе меня, а водит такие же фуры с прицепами. И хоть бригада наша сейчас состоит из десяти человек, работаем неплохо.
Признайте, что значительная часть мирового населения так или иначе связана с автомобилями. Они буквально и фигурально двигают человечество вперёд – через пустыни, шоссе, непроходимые лесные тропы, к новым высотам и целям. Праздник – День автомобилиста – можно смело считать как профессиональным, так и народным событием. Наша жизнь была бы немыслима без автомобилей, которые открыли перед нами массу возможностей: от транспортировки грузов и пассажиров до путешествий по стране и всему миру. Этот праздник отмечают не только водители, но и все те, чья работа так или иначе связана с автотранспортом: механики, инженеры, руководители автотранспортных предприятий.
Ну, а мне, человеку, далёкому от всех видов механизмов, конечно же, захотелось узнать: а какой он, мой герой, чем дышит, кроме своих машин? Спросила:
– И суровые покорители дорожных трасс не чужды романтики, надеюсь? Какой Вы?
– Обыкновенный. Объехал за свою 35-летнюю жизнь за рулём десятки южных городов России, Белоруссию, Украину (до 2014 года), Поволжье, города Урала и Сибири – от Ханты-Мансийска, в общем, до Кингисеппа. После каждой поездки долго ещё находишься под впечатлением от увиденного, от людей, обычаев, архитектуры и памятников. Сейчас, следуя по объездным дорогам, мы не видим больших, расстроившихся и похорошевших городов. И хоть нам, водителям таких махин, легче стало, романтики-то мы в пути лишены. А ведь мы – люди, которые открыли восторг движения вперёд!
Но в отпуск люблю ездить в Санкт-Петербург, к сестре. Обошёл все его музеи, и всякий раз, приехав вновь, не боюсь повториться, потому что красивее и величественнее Екатерининского дворца, Эрмитажа, Русского музея не видел ничего! Отгулы же трачу на рыбалку, уезжаю в Ханты, привожу язя, окуня, щуку, пропитываюсь запахом речной тины и тайги, сил набираюсь.
– Что слушаете по дороге? Есть свои музыкальные предпочтения?
– Люблю скрипку. Когда играет Ванесса Мэй, с сердцем происходит что-то невероятное! А так – «Ретро-FM», «Русское радио», где всегда мой любимый шансон. Случаются два-три дня отдыха – езжу на концерты в Екатеринбург. Слушал Стинга, «Скорпионс», несколько наших ансамблей и групп, в восторге от «Хора Турецкого» и его «Сопрано». Не буду вас обманывать, что читаю литературную классику (так, иногда, детективы), но за новостями по телевидению и радио слежу постоянно. Очень беспокоит ситуация на Украине, переживаю за наших ребят, желаю им стойкости и победы над неонацизмом.
– Что ж, Вам, Владимир Юрьевич, и Вашему старшему сыну Дмитрию – людям, по сути, стратегической профессии, я от имени газеты хочу пожелать в преддверии вашего профессионального праздника (и словами поэта):
Удачи в пути и зелёного света,
Отличной дороги зимою и летом,
Поломок не ведать, аварий не знать,
Дорожных заторов вовек не встречать,
Попутного ветра, комфорта в пути,
Всегда с настроеньем баранку крутить!
Когда-то профессия водителя была престижной и востребованной. Молодые люди мечтали о том, чтобы сесть за руль мощного грузовика или управлять автобусом, который везёт людей к их мечтам. Но сейчас всё изменилось. По словам представителей ДОСААФ, количество тех, кто идёт учиться на категории СЕ и Д, резко сократилось, их единицы. Молодёжь больше не стремится стать водителем – манят другие профессии, другие горизонты.
Водители не просто работники. Они – связующее звено, которое соединяет города и деревни, предприятия и потребителей. Без них жизнь останавливается. И вот сегодня перевозчики, такие как 13 цех градообразующего предприятия и компания «АвтоПлюс», сталкиваются с острой нехваткой кадров. «Мы не можем набрать водителей», – слышится в их голосах отчаяние.
Дефицит шофёров в отрасли перевозок около 30%. За неполный 2024 год нехватка водителей на рынке увеличилась на 50% в сравнении с прошлым годом. При этом возраст большинства водителей, которые работают в данной сфере, превышает 50 лет. А молодые люди не спешат связывать свою жизнь с этой профессией, даже несмотря на высокие зарплаты. В итоге убыль водителей-профессионалов растёт. При такой тенденции через 10-15 лет грузы вообще некому будет возить.
Представьте себе: огромные склады, полные товаров, которые ждут, чтобы их доставили. Заводы, где производство останавливается из-за отсутствия транспорта. Люди, которые опаздывают на работу или важные встречи, потому что автобус не приехал. Это не просто неудобства – это реальная проблема, влияющая на экономику и качество жизни.
Но почему же так происходит? Причин множество. Одни говорят, что виноваты тяжёлые условия труда и транспортная логистика – режим перевозок в целом по стране и отдельно по регионам. Ограничения на передвижение большегрузного транспорта в зависимости от времени суток, региона и типа дорог затрудняют водителям работу. Другие – что молодёжь просто не видит в этой профессии будущего. А кто-то винит современные технологии, которые обещают, что скоро водителей заменят роботы.
Но пока это только обещания. А реальность такова, что нам нужны профессиональные водители. Люди, готовые взять на себя ответственность и стать частью этой важной профессии.
Необходимо вернуть престиж профессии водителя, сделать так, чтобы молодые люди снова хотели садиться за руль. И тогда, возможно, наша жизнь вновь наполнится движением.