Неоднократно на комиссиях по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Лесного поднимался вопрос об организации велодорожек на городских улицах. Локации называются разные: вдоль тропы здоровья у профилактория комбината «Электрохимприбор», по центральным городским улицам, по пешеходной части Коммунистического проспекта и даже по направлению к посёлку Горный…
Безусловно, велосипеды – экологичный, быстрый и манёвренный вид транспорта. При этом никто не спорит, что особенно в летний период специальные выделенные дорожки для велосипедистов в городе были бы кстати. Но…
Зачем лесничанам велодорожки, если у многих ездоков напрочь отсутствуют этика поведения на дороге и знания Правил дорожного движения?
С весны по осень в редакцию присылают множество фото и видеозаписей с нарушениями ПДД велосипедистами – и малышами, и подростками, и взрослыми, и… даже пенсионерами!
А ведь велосипедист – не пешеход и не самокатчик. Он – ВОДИТЕЛЬ! И для водителей велосипедов есть целая глава в ПДД РФ – глава 24 «Дополнительные требования к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности» – правила необходимо знать и соблюдать всем, кто выезжает на тротуары и дороги.
Хоть кто-нибудь когда-нибудь видел в Лесном, чтобы велосипедист предупреждал движением руки свои манёвры? Или при выезде из двора уступал дорогу другим участникам дорожного движения, в том числе и пешеходам?
Чаще всего велосипедисты пересекают перекрёстки по диагонали, сворачивают с тротуара на проезжую часть, не обозначают своё транспортное средство световозвращающими элементами. Редко когда велосипедист спешивается на пешеходном переходе или «блестит» катафотами. А ведь в новой редакции пункта ПДД 24.10 велосипедистов обязали иметь при себе предметы со световозвращателями.
Согласно пункту 8.1 ПДД, перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой водитель обязан подавать сигналы «световыми указателями поворота». Конечно, на велосипедах нет световых «поворотников», но в этом случае, как и во время неисправности автомобильных указателей поворота, необходимо подавать сигналы рукой. Просто хотя бы для того, чтобы избежать аварийных ситуаций. И ведь ничего сложного:
- поворот налево – поднятая в сторону прямая левая рука либо поднятая вверх и согнутая в локте правая рука;
- поворот направо – поднятая в сторону прямая правая рука либо поднятая вверх и согнутая в локте левая рука;
- торможение – поднятая вверх прямая рука.
На тротуарах и пешеходных зонах нужно помнить, что главный здесь – пешеход. Движение велосипеда не должно угрожать безопасности или ещё каким-либо образом мешать пешеходам. Поэтому, если велосипедист едет по участку, где много людей, будет правильнее остановиться, спешиться и пройти пешком, держа велосипед за руль рядом с собой. То есть стать пешеходом на какое-то время. А что наблюдаем?
Хорошо, появятся велодорожки. А будут ли велосипедисты соблюдать ПДД, двигаясь по ним и спешиваться на пересечениях с проезжими частями и пешеходными тротуарами? Стоит ли перестраивать дороги ради того, что изменения не будут нужны?
На представленных кадрах с видеорегистраторов видно, что жителям 62-го квартала сделали превосходные тротуары – гоняй не хочу. Но интересней всё же ехать по проезжим частям… С детьми! Выехать под колёса автомобиля – легко же, ведь авто ДОЛЖЕН уступить пешеходам на «зебре». А то, что велосипедист – не пешеход, зачем помнить. Двигаться «велотолпой» по проезжей части, игнорируя других участников дорожного движения, стало странной нормой, к сожалению.
Кстати, о велодорожках в сложившейся городской застройке… На самом деле не так просто «залить» асфальтом участки городских дорог и тротуаров. В большинстве мест придётся вырубать уйму деревьев, перепланировать всё (!) тротуары с соблюдением правил и норм ГОСТа – особенно это касается старой части города. А потом подключатся экоактивисты, требующие вернуть зелень в город. Далее однозначно последуют жалобы на неудобства со стороны пешеходов и владельцев средств индивидуальной мобильности (СИМ), ведь самокатчикам нельзя будет ездить по велотропам.
Так, может, прежде чем требовать велодорожки, лучше начать с того, чтобы самим знать и соблюдать требования Правил дорожного движения? И учить этому подрастающее поколение, показывая на собственном примере правильное соблюдение ПДД?
ПДД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ДО 14 ЛЕТ
- Дети младше 7 лет должны кататься только по пешеходным дорожкам, вместе с родителями.
- Выезжать на проезжую часть, обочины и выделенные велосипедные полосы детям до 14 лет запрещено.
- Перевозить детей на взрослом велосипеде можно только на специальном детском велокресле или велоколяске.