С годами менялись время выхода в эфир, канал, частота, но неизменным оставалось место встречи — у голубого экрана и радиоприёмника. Сегодня городскому телерадиовещанию — пятьдесят. И уже трудно представить, что когда-то жители нашего закрытого города могли лишь мечтать о своём телевидении и радио…
«Чудо-ящик»
Любимый многими поколениями и разобранный народом на метафоры фильм «Место встречи изменить нельзя» вспомнился ещё и потому, что в нём есть эпизод, где муровский фотограф Гриша Ушивин по прозвищу «Шесть-на-девять» рассказывает коллегам о чудесном агрегате — телевизоре: «Выглядит вроде обычного радиоприёмника, а в него вмонтирован экран -ма-а-аленький, вроде блюдца…» Коллеги не верят и поднимают Гришу на смех. А Пасюк приговаривал: «От бисова дытына! Ну и бреше! Ой, Грышка!»
То было в конце сороковых прошлого столетия, когда телевидение для народа оставалось непонятным «чудо-ящиком». Это время жители Свердловска-45, по сути, пережили дважды – сначала со всей страной, а потом, в начале шестидесятых — вновь таким же невероятным и чем-то диковинным казалось увидеть на голубом экране свой город, коллег, знакомых, друзей, улицы, по которым ходишь каждый день…
То, что казалось чудом свершилось в январе 1962 года — свою работу начал отдел телевидения и радиовещания Свердловска-45. И первым его руководителем был назначен Василий Яськов.
— Василий Михайлович, — вспоминает Елена Староверова, — всех нас «проучил». Говорит однажды, что всё у меня грамотно и голос хороший, а только получается как на китайском радио. Отправил Москву учиться. А там произошла встреча с легендарным Юрием Левитаном. Посчастливилось мне учиться и у известного диктора «Маяка» Константина Кириллова. Конечно, на всю жизнь запомнилось. Как и бесценная наука нашей легенды — Светланы Николаевны Капустиной.
…За прошедшие пятьдесят лет наши телевизионщики и радийщики не раз бывали в Москве, учились у именитых коллег мастерству И, работая в родном городе, становятся его кум и рам и Наверное, поэтому и родилась у меня идея рассказать о нашем телерадиовещании в духе популярных телепередач разных каналов Центрального телевидения. Итак…
Ещё одна веха в истории местного телерадиовещания — когда отделом руководил Николай Бирюков. «Главной и трудновыполнимой задачей — говорит Николай Петрович — было обеспечить работоспособность творческой группы редакции телевидения и радиовещания поскольку остро стоял вопрос технической реконструкции. Мы учились делать телепередачи, и их с удовольствием смотрели горожане. Тогда я понял что если ходить работу как на праздник то все мечты обязательно воплотятся в жизнь. И ни в коем случае не сдавать свои позиции.
Ведь на каждом этапе можно творить и расцветать!» …Бессменного многие годы диктора Светлану Капустину с любовью называют «улыбкой и голосом Лесного» Светлана Николаевна вспоминает свой первый эфир:
– К удивлению своему, прошла конкурс на диктора, и мне сказали, что завтра – в эфир. Я в ужасе: «Как завтра?!» И думала, что хоть бы всё обрушилось, развалилось, только бы завтра не в эфир. Очень помог мне собраться и настроиться оператор Сергей Сергеев. Он и потом долгие годы работал на камере, которой меня снимали.
…Восемь лет главным редактором телевидения и радио работала Татьяна Саитова. Это трудное и непредсказуемое время девяностых. Телевидение не просто выжило, а перешло на новую качественную ступень развития – цветное изображение со звуком. Это был настоящий переворот!
Татьяна Геннадьевна рассказывает:
– До этого сюжеты снимались на чёрно-белую немую плёнку, и уже в прямом эфире диктор их комментировала. Одно время сложилась парадоксальная ситуация, когда в городе современная техника уже была, а на телевидении – нет. И мы брали «взаймы» её у милиции и снимали особо значимые городские события. Потом и для нас приобрели видеомагнитофоны и видеокамеры. И мы смогли работать в жанре репортажа, наш зритель стал участником транслируемых событий.
А дух и настроение нашего коллектива сформировал прямой эфир, в котором нет второстепенных ролей и должностей, когда «один за всех и все за одного!».
Популярны и востребованы горожанами были прямые эфиры с мэром города. Единожды (кроме прямых трансляций с праздничных демонстраций) за пятьдесят лет был прямой эфир и на нашем радио…
Конечно, новое оборудование открыло в работе новые горизонты. И мы смогли съездить в Москву, где вместе с другими стояли на пикете профсоюзов (тогда задерживали выплаты пенсий и зарплат), брали интервью в Государственной Думе, Министерстве атомной промышленности, Министерстве финансов…
Другой этап в развитии нашего телерадиовещания – начало двухтысячных, когда восемь лет главным редактором работала Наталья Колпакова. Слово Наталье Константиновне:
– Когда мы говорим о действенности средств массовой информации, не надо далеко ходить за примером: посмотрите один из сюжетов Татьяны Галенцовой и Владислава Константинова «Найди меня, мама!». Это просто одно большое открытое сердце! Троим уже сиротам ребята нашли родителей. И продолжают делать своё божественное дело.
Динамика жизни рождала темы, вызывала вопросы – в том числе критические, требовала журналистского профессионализма. И мы справлялись. Наше видение, позитивные акценты делали своё дело в программах об образовании, здравоохранении, спорте, мы несли духовность, воспитывали любовь к прекрасному. Люди видели на экране отражение любой сферы жизни – в репортажах, зарисовках, тематических передачах, телефильмах Елены Староверовой, Татьяны Саитовой, Натальи Рахмангуловой, Светланы Щипаковой, моих – тоже и даже в материалах детской телестудии ЦДТ «Мельница». И всегда с нами трудились верные операторы: ветераны Сергей Сергеев и Алексей Богомолов, молодые – Сергей Титов, Вячеслав Наумов. Неоценим вклад в программы местного телевидения и радио людей, остающихся за кадром (за микрофоном), – монтажёров Валентины Дрожжиной и Татьяны Мыльниковой, звукорежиссёров Елены Хребтовой, Вадима Бочкова, радиоредакторов Марины Носовой и Екатерины Лыжиной, наших дикторов Светланы Николаевны Капустиной и Натальи Корепиной, и всех тех, кто отвечал вместе с нами за эфиры. Многочисленные дипломы за победы в конкурсах самого разного ранга, за профессионализм – ещё одно подтверждение того, что телевидение и радио Лесного всегда на высоте.
«Очевидное – невероятное»
В начале двухтысячных было очевидным, что авторский проект Натальи Логиновой «Другая жизнь» вызвал резонанс в городе. Основные актуальные темы проекта – алкоголизм и наркомания. Журналист проделала невероятно огромную работу в информационном плане, чтобы донести до людей мысль об опасности и коварстве асоциальных явлений. И о том, что с этим злом не справиться в одиночку.
…Репортажи, передачи, фильм и многое другое на эту тему увидели лесничане в то время по местному телевидению. Наталья Логинова совместно с сотрудниками милиции и медицинскими работниками, руководителями города провела в прямом эфире «круглый стол», во время которого от жителей прозвучали десятки вопросов. Да, не на каждый была возможность дать исчерпывающий ответ. И не в этом, собственно, цель проекта, главное – люди откликнулись, а значит, задумались. А материалы проекта «Другая жизнь» «разошлись» по школам.
…Наталья Логинова работала в жюри конкурса социальных проектов и неожиданно для себя услышала, как одна девочка, защищая свой проект, буквально цитировала её фильм. Надо ли говорить, что для журналиста – это важно. Важно, чтобы то, что ты сделал, помогало людям даже через годы.
…Совершенно очевидно, что на телевидении и радио работали и работают люди незаурядные. И границы их творчества – невероятны! В результате телезрители видят сюжеты и передачи, не просто надолго запоминающиеся, а дающие возможность посмотреть на мир другими глазами, в другом ракурсе, и, быть может, по-другому оценить ставшие привычными вещи.
Лет десять прошло, а помнится «Репортаж с крыши» Татьяны Саитовой ко Дню строителя – необычно (конечно, с высоты видней), солидно (город строится!), очень красиво (панорама – глаз не отвести) и патриотично (смотрите – наш город!).
А буквально на днях на крышу телецентра взобралась для съёмки уже Аня Ниценкова – эффектно и со смыслом (вот она, телебашня!) завершить фильм, посвящённый пятидесятилетию телерадиовещания!
Если вернуться в начало двухтысячных, то помнится, как ярко высветился из всех передач необычной подачей материала и подходом к теме фильм Натальи Логиновой «Наши за бугром», созданный к 1 апреля!
Кстати, «о бугре» и минувшей осени. Из Италии с Гран-при вернулся наш именитый эстрадный оркестр «Глория». «На сюжете» работали Татьяна Галенцова и оператор Владислав Константинов. Съёмка велась на репетиции «Глории». В какой-то момент оператор, оторвавшись от камеры, попросил у ребят трубу. Инструмент дали, улыбаясь, мол, посмотрим, что получится. Владислав заиграл… джаз. Раздалось восторженное «О-о-о!».
Операторы вообще отдельная захватывающая история. Не зря журналисты их волшебниками называют. Уникальных съёмок в архиве нашего телевидения много. За этим богатством – тяжёлый труд. Порой в экстремальных условиях.
Видела минувшим летом, как работали корреспондент Александра Узких и оператор Алексей Ефимов, снимая велогонку на сорокакилометровой дистанции в тридцатипятиградусную жару. Сначала поджидали гонщиков на спусках-подъёмах, потом «ловили» кадры из окна мчащегося автомобиля, виртуозно управлял которым Олег Хвастунов. Со стороны это было, как «фильм в фильме». Зрелищно, каким и получился сюжет о велогонке.
…Как это – участвовать в мероприятии городского масштаба и одновременно делать о нём репортаж – знает корреспондент Юлия Метёлкина. Весной 2010-го в Лесном впервые проводилась Ночь музеев. В её финале – потрясающе красивое файер-шоу, непосредственной участницей которого и была Юля. Её не раз тогда вызывали на «бис». А буквально через день в эфир вышел интересный сюжет о Ночи музеев.
К слову, в том, чтобы видеоматериал вышел в эфир «чисто» и вовремя – заслуга Татьяны Мыльниковой и Антона Селиванова. Антон ещё и рекламный голос нашего «Авторадио».
И ещё. Для коллектива телецентра остаётся невероятным факт – откуда их Анатолий Ваганов берёт столько терпения, чтобы ТАК работать! Он и скорая техническая помощь, и настоящий кладезь всего того, что может оптимизировать и облегчить труд творческих людей. И они это ценят!
«От всей души»
…Когда Татьяна Галенцова заходит к сыну в его первый класс, то многие первоклашки подбегают и с большими глазами и широкой улыбкой сообщают: «А мы Вас по телевизору видели!»
Ну, а если серьёзно, то сюжеты и передачи Татьяны Галенцовой телезрители действительно ждут и смотрят с интересом, переживая, радуясь, узнавая новое. Ей удаётся многое… впрочем, поговорим с ней самой.
– Татьяна, что тебя привлекает в работе тележурналиста?
– Круговорот этой жизни, её тонус и темп. Конечно, общение с интересными людьми. Погружение в абсолютно разные темы.
– Что главное в профессии?
– Желание жить в таком темпе и узнавать много нового!
– Твоя философия в жизни, на работе?
– Всё, что даётся – для чего-то нужно. Каждый кусок жизни имеет значение, главное – уметь извлечь смысл. Мне повезло, занимаюсь тем, что нравится, в творческом коллективе единомышленников и друзей. Отдельное спасибо моим «соседям» по кабинету: Николаю Михееву – законодателю стиля студии «Спектр МАИ» и Елене Хребтовой, знающей всё о музыке, правильных интонациях и о самом звуке.
– Дорогой душе и сердцу телепроект, сюжет?
– Конечно, «Найди меня, мама!». Название говорит само за себя. Это очень ответственный проект, и не только в эфире. Мы все чувствуем ответственность за дальнейшую судьбу детей, поэтому связи не теряем. Большое счастье, что трое детей и при нашей помощи тоже обрели родителей. Чувства – не передать…
– Чтобы достичь результата, нужно…
– В любой теме, если ты сама смогла себя увлечь, смогла полюбить или понять своих героев, обязательно всё получится!
– Самое необычное в процессе – от съёмки до эфира?
– Когда из часа черновой съёмки делаешь пятиминутный, но при этом полноценный интересный сюжет. Как говорит наш любимый редактор Елена Староверова, «иногда мы показываем мероприятия так, как они должны проходить».
…На телевидении, что ни профессия, то уникальна, как и люди, посвятившие себя этому делу. И в этой главе ещё одно интервью – с диктором Натальей Корепиной.
– Наталья, для многих лесничан трижды в неделю вечер начинается именно с Вас. Что Вы чувствуете, выходя в телеэфир?
– Огромную ответственность. За то, как выгляжу, как говорю, сумела ли донести необходимую людям информацию, чтобы они её услышали и поняли. Здесь приходится непросто, когда речь идёт об официальной информации, касающейся пожилых людей.
– Что помогает соответствовать жёстким требованиям в работе?
– Здесь очень важны понимание и поддержка семьи. Накануне эфира дома слышу: «Маму не трогать! У мамы завтра эфир!» Такая забота очень трогательна, и именно она помогает быть той Натальей Корепиной, которую люди знают и ждут. Я не имею права их разочаровывать, даже если у самой голова идёт кругом от забот.
Безусловно, важно то, в каком коллективе работаешь. Могу сказать с гордостью: у нас настоящая команда! Тебя никогда не оставят один на один с проблемой, вопросом или в творческом поиске. И вместе удаётся сделать многое. Это чувство надёжного локтя позволяет мечтать о новых проектах, которые, как показывает время, воплощаются в жизнь.
– Наталья, Вы заходите в студию и…
– Забываю обо всём. Закрывается дверь, оператор включает табличку «Тихо! Запись!», я ещё раз просматриваю информационные листы и – для меня ничего не существует, кроме текста и камеры.
– Что даётся труднее всего?
– Приятно и легко сообщать хорошие новости. Но жизнь есть жизнь, и, к сожалению, из неё уходят люди. Очень трудно читать некрологи, особенно, если сама знала этих людей. Тогда, выходя из студии, даю волю слезам.
– Наталья, Вы занимаетесь ещё и рекламой. Нравится?
– Очень! В рекламе позволителен креатив. Нравится то, что у рекламодателей есть идеи, а мы можем их воплотить в жизнь.
– Без чего сегодня себя не мыслите?
– Без эфира! Без работы, которую очень люблю!
…Не могу не сказать в этой главе о фильмах Анны Ниценковой о семьях Назаровых и Богуш. Работа над такими фильмами подвластна только людям, умеющим дарить своё тепло другим.
Мир стремительно меняется. И этот темп задаёт свой, востребованный временем формат – информационный. Сегодня новости – один из ведущих жанров нашего телерадиовещания. Профессионал в этом деле – редактор службы новостей Галина Смолкина.
– Галина, каковы чувства человека, добывающего информацию?
– Превалируют два чувства – ответственность и страх подвести коллектив.
– Что цените в своём коллективе?
– Понимание, требовательность и то, что всегда есть кому посмотреть и оценить твою работу. Заскорузнуть у нас не дадут!
– Не тесно в формате новостей?
– Дело в том, что по форме подачи – да, формат узкий, но по объёму информации – чрезвычайно широк. За день через голову её проходит немерено. И это плюс!
– И творческой отдушины не хочется?
– (Смеётся). Хочется! И она у меня есть – с огромным удовольствием работаю над сюжетами о Детской школе искусств. А главная моя отдушина – дочка Аня! И от неё приятнее всего слышать гордое: «Моя мама новости делает!»
…Другой мобильный жанр – репортаж. В этом жанре сегодня успешно работают Александра Узких, Юлия Метёлкина и Анна Ниценкова. Разговариваю с Аней. – От чего испытываешь драйв в своей работе?
– Мне всё нравится! От съёмки до того, когда у монитора «лепишь» своё детище. Оценила, что значит работать в команде! Есть чувство удовлетворения от того, что сделал, когда есть отклики, есть обратная связь с телезрителями, – понимаешь, что твоя работа нужна. Нравится с людьми общаться. Причём именно перед камерой. Потому что камера способна раскрыть человека, порой даже неожиданно для него самого! Бывает, потом человек смотрит на себя на экране и восхищается: «Неужели это я?!»
– Аня, я уже поняла, что нравится всё-всё, но что-то человек всегда любит чуть больше…
– Люблю работать с «колёс», то есть приехал – и тут же нужно выдать в эфир. Люблю работать над фильмами, где требуется вдумчивость, осмысление материала, порой его даже нужно «прожить», чтобы действительно получился качественный фильм.
Коллектив телевидения и радиовещания возглавляет творческий, демократичный руководитель, сама профессионал в телерадиовещании – Наталья Рахмангулова (Логинова). Застать всех дома, то есть на телецентре, практически невозможно, разве только на минутку за утренним кофе, когда обговариваются планы на день.
Пятидесятилетие городского телерадиовещания собрало весь коллектив и ветеранов предприятия, внештатных авторов, коллег, друзей и самых внимательных зрителей в зале СКДЦ «Современник». В праздничный вечер, а прошёл он как телевизионный вечер, звучало множество тёплых слов поздравлений, пожеланий и признательности за важный и нужный труд. Если соединить цитаты из звучавших поздравлений, то получается такое вот признание:
«Ребёнок взрослый – пятьдесят. В «Трансинформе» сегодня три дитя – телевидение, газета и связь. Телевидение – дитя старшее, и мы его любим, уважаем и гордимся. 50 лет назад было посажено крепкое дерево, с крепкими корнями. И я уверен, что расти и цвести оно будет ещё долго!» (генеральный директор МУПТП по ТВ и РВ «Трансинформ» А.Корепанов). «Телевидению есть что вспомнить и есть чем гордиться. Юбилей – это ещё и повод заявить о новых проектах и взять на себя ответственность их реализовать!» (глава городского округа В.Гришин). «…Что-бы всё и везде успевали, ведь успех зависит от слова успеть!» (зам. генерального директора МУПТП по ТВ и РВ «Трансинформ» по СМИ, гл. редактор газеты «Вестник» Ж.Рождественская). «50 лет – это годы напряжённой творческой работы. Работы востребованной и важной для комбината и города» (генеральный директор ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» А.Новиков). «Вы творцы великого дела – создаёте кинолетопись города. Ведь смотришь записи далёких лет, и кажется, даже запах того времени ощущаешь!» (председатель профсоюзной организации комбината «Электрохимприбор» Е.Венгловский).
К сожалению, невозможно передать все адресованные юбиляру слова, как и невозможно назвать всех, кто к этому юбилею причастен. Главное – всех помнят!
…Остаётся сказать, что пятьдесят – это полдень века. А в полдень солнце самое яркое!