Пару месяцев назад СМИ активно обсуждали новый закон о такси и изменения, которые так или иначе должны коснуться как фирм-перевозчиков, так и пассажиров, пользующихся услугами такси. Затем эта тема затихла, все успокоились, и совершенно напрасно: реалии нового закона о такси оказались таковы, что в 2012 год Лесной может войти без услуги такси. Почему? Что происходит со службами такси? Об этом нам рассказала Диана НАЗАРОВА – руководитель фирмы «Диана».
Выполняя требования нового закона, Диана подала в Министерство транспорта Свердловской области документы на получение разрешения на перевозку пассажиров и багажа, но ей – отказали. Оказывается, чтобы получить такое разрешение, каждому водителю нужно оформиться в качестве индивидуального предпринимателя. Соответственно, каждому – платить налоги, нести персональную ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, вести и сдавать в срок разнообразную отчётность…
– То есть каждый водитель – сам себе хозяин? И централизованной службы такси уже не будет?
– У водителей с фирмами такси будет только договор на оказание информационных услуг. То есть мы, сегодняшние руководители фирм, будем выступать только как диспетчерская служба, передающая заявки клиентов. Но это не самый острый вопрос… У меня в фирме сегодня 70 действующих водителей. Сейчас лишь 15 человек оформились ИП. Оформление всех документов занимает 6 недель. Ровно 6 недель остаётся и до Нового года. Вот почему я говорю: водители, желающие легитимно работать в такси с нового года, уже сейчас должны позаботиться о себе и начать срочно оформлять документы. Не подавшие документы в налоговую до 25 ноября не успеют получить разрешение на перевозку пассажиров. И январь однозначно пропадает…
– Январь – время праздников, сильных морозов, гололёда – как раз тот самый период, когда услугами такси пользуются все!
– Конечно, мы готовы работать и с 15 водителями, которые у нас есть на сегодняшний день, но не представляю, как мы справимся. Из 70 водителей моей фирмы утром выходит около 20-30, и то мы едва успеваем выполнять заявки, которых в сутки – от 700 до 1000. К тому же, как минимум две машины нужны в ночное время, ещё две – хотя бы до 2 часов ночи. На день остаётся 6 автомобилей. Кто-то заболел, кто-то сломался – может случиться всё… Поэтому хотелось бы предупредить наших клиентов, жителей города, что в январе в городе может не быть услуги такси в том объёме, к которому они так привыкли.
– Скажите, Диана, насколько резким ожидается повышение стоимости поездки в такси?
– Повышение цен на услуги такси, конечно, произойдёт, но будет совсем не резким – сейчас говорим о 70 рублях, согласитесь, это даже не сто. Мы просчитали все расходы: так, ежеутренний медосмотр обойдётся водителю в 30 рублей, техосмотр – ещё 50, плюс бензин, услуги диспетчера, налоги, которые будет платить каждый ИП, все расходы, которые требует новый закон, – вот из чего сложится стоимость одной поездки. И до 70 рублей цена вырастет точно. Будет ли она ещё выше – пока сказать не могу.
– Но вы не планируете закрываться? По городу ходят разговоры, что работать в такси будет невыгодно, что фирмы-перевозчики просто не выживут…
– Свою фирму я закрывать не намерена. Более того, сейчас мы приглашаем на работу водителей – и не только иномарок. Хочу донести правильную информацию до водителей, которые пожелают продолжить (или начать) трудиться в службах такси: прежде всего, это будет официальная работа, с оформлением трудового стажа, с отчислением в Пенсионный Фонд, причём независимо от того, будет ли это основная работа человека или подработка. С оформлением всех необходимых документов для ИП мы готовы помочь каждому. В нашей фирме уже готов договор с медсанчастью на оказание медицинских услуг по предрейсовым медосмотрам. Есть штат механиков для проведения техосмотров, хотя по закону у каждого индивидуального предпринимателя в штате должен быть свой механик, официально оформленный. Также у каждого водителя должен быть бухгалтер – мы и тут со своей стороны готовы заключить с ИП договоры на оказание бухгалтерских услуг. Словом, мы готовы помочь всем, кто придёт к нам с желанием работать водителем. Нам же осталось получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа, которое, как я уже сказала, без оформления ИП получить невозможно.
– И через договоры аренды, лизинга – тоже невозможно?
– Мы пытались получить разрешение, оформляя через юриста договор лизинга, но Министерство транспорта этот договор не устроил. А вариант аренды в законе не рассматривается вообще. Вот такие реалии жизни… Ситуация, конечно, со временем нормализуется: службы такси станут лицензированными и, надеюсь, заработают в феврале-марте в прежнем режиме, но период декабря-января наполнен сложностями, и его надо пройти достойно, минимизировав потери и проблемы, которые возникнут в январе – как для фирм такси, так и для клиентов.
Во вторник, 15 ноября, руководителей и представителей фирм, оказывающих услуги такси – «Элита», «Корона», «Акцент», «Диана», «Рассвет», «Сигнал» — принял первый заместитель главы администрации Михаил КАШУ.
На встрече предприниматели рассказали о возникших трудностях с получением разрешений на перевозку пассажиров. Получить разрешение, по новому закону о лицензировании такси, можно, либо оформившись индивидуальным предпринимателем, либо через договор лизинга. Договор же аренды, на который рассчитывали предприниматели, законом даже не рассматривается. Это тот самый классический случай расхождения теории и практики, который и завёл в тупик дальнейшую деятельность служб такси: легально водителями такси с 1 января в 2012 году могут работать всего несколько десятков человек – те, кто успел (и ещё успеет за оставшееся время) оформиться в качестве ИП. Сокращение количества водителей будет большим, объём услуги такси в городе уменьшится в разы, о чём руководители фирм и проинформировали М. Кашу.
— Посыпятся жалобы от горожан, — беспокоились предприниматели. — Нужно предупредить население о том, что обстановка нормализуется только в феврале-марте.
К слову, такая ситуация происходит и в городах-соседях. Нижняя Тура, Екатеринбург, Качканар – нигде водители не торопятся оформлять разрешения, ждут 1 января: надеются на принятие поправок в этот сырой закон или даже на его отмену. Хотя бы на год.
Также на встрече был рассмотрен вопрос о нелегальных перевозчиках. Всего в фирмах Лесного порядка 700 водителей, и только треть из них – постоянных. Не исключено, что остальные, не пожелав оформляться ИП, пополнят ряды нелегалов. Среди них, конечно, немало водителей-профессионалов, но заниматься извозом они станут незаконно. Будет ли за ними контроль со стороны администрации, ГАИ?
Михаил Кашу заверил предпринимателей, что контроль – будет, и пообещал провести совещание с органами внутренних дел по данному вопросу.
Также в намерениях первого зама – связаться со специалистом Многофункционального центра, занимающегося выдачей разрешений службам такси, и поинтересоваться, почему разрешение выдаётся лишь в двух случаях: либо через оформление ИП, либо через лизинг, исключая договор аренды. С чем связано такое ограничение?..
Впрочем, ответы на эти и другие вопросы, касающиеся пассажирских перевозок, можно будет получить из первых рук: в 20-х числах ноября Лесной посетит Сергей Назаров – руководитель Уральского управления госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ. Будет организована встреча, на которую приглашены и руководители служб такси.
А пока Михаил Кашу призвал предпринимателей-перевозчиков Лесного соблюдать закон, оформлять разрешения в соответствии с его требованиям и вести законную предпринимательскую деятельность.