Подростка, ранившего ножом учителя географии в школе 81 Екатеринбурга, поместили в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей на 30 суток. Такое решение вынес Орджоникидзевский районный суд. Напомню, ЧП произошло 18 октября. Раненный в область поясницы учитель попал в больницу. По подозрению в нападении на педагога задержали ученика этой школы 15-летнего Дмитрия М. Действия подростка попадали под ст. 116 ч. 1 УК РФ (совершение насильственных действий, причинивших потерпевшему физическую боль), однако Дмитрий не достиг возраста уголовной ответственности (за это деяние она наступает с 16 лет). В возбуждении уголовного дела было отказано – в связи с отсутствием состава преступления и несмотря на то, что у подростка уже был условный срок за грабёж.
Это ЧП взбудоражило общественность. Я решила поговорить со специалистами, работающими с подростками, ведь они лучше видят изменения, происходящие в сообществе юных. Возможно ли повторение такого инцидента в принципе? И почему в этот возрастной период некоторые подростки бывают особенно неуправляемы и жестоки?
Опасны ли «трудные» подростки, как вести себя, если подросток явно идёт на конфликт, и нужно ли после такого случая вообще делать замечания школьникам? Как себя можно оградить от такого рода агрессии и что сделать, чтобы её было меньше?
Ирина МАЛЫШЕВА, заместитель директора МОУ «Центр диагностики и коррекции» по научно-методической работе, педагог-психолог:
– Мы не знаем, по какой причине произошёл конфликт между учителем и школьником, как педагог сделал замечание, в какой ситуации, каким тоном, и ещё множество факторов, которые нужно учитывать. Ситуацию всегда необходимо рассматривать с разных сторон. Вообще, подростковый возраст самый противоречивый. Цель конфликтов в этом возрасте – привлечение внимания. Когда не получается быть успешным в учёбе, спорте, процесс самоутверждения проходит через конфликты со всем миром. В этот период подростка нужно учить просить внимания другими способами, социально приемлемыми: привлекать ребёнка к участию во всевозможных мероприятиях, быть успешным в учёбе, искать «положительную активность», дать возможность реализовать себя. Если вы считаете, что вмешательство специалиста необходимо, важно мотивировать ребёнка на поход к психологу.
Самый критический период – 7-8 классы – связан с физиологическими изменениями у подростков. В этот период дети не задумываются о будущем и живут сегодняшними проблемами (как следствие – возникает неуспеваемость в школе). Совет родителям в данный период – прожить этот момент жизни вместе с ребёнком, вспомнить себя в его возрасте, слушать своих детей, выстраивать диалог, сохранять доверие. В данный момент нужны партнёрские отношения, хотя иногда нужна и сильная рука, настройтесь на понимание, примите со всей серьёзностью его проблемы. Для них сейчас важны вопросы внешности и взаимоотношений со сверстниками. Стоит напомнить, запреты – это повод их нарушать. Поэтому лучше формируйте жизненно правильные приоритеты у своих «маленьких» «больших» детей.
Помните, дети не перестают изучать своих родителей и копировать их. И ещё, если на улице к вам пристаёт подросток в нетрезвом виде, вы видите, что он затевает конфликт, просто уйдите от прямого столкновения.
Ольга ДАНИЛОВА, начальник отделения по делам несовершеннолетних, подполковник полиции:
– Большинство подростков, совершающих правонарушения, – дети из неблагополучных семей. К сожалению, до шестнадцати лет подростки практически безнаказанны. Конечно, мы проводим работу и с детьми, и с родителями, но неблагополучие в семьях – проблема не одного дня. Когда подросток совершает неправомерные поступки, а мы проходим мимо, мы в этот момент расписываемся в собственном бессилии. Равнодушие в таких случаях побуждает действовать подростков ещё более дерзко. У них развязываются руки, они издеваются над слабыми и особенно – над животными. Я уверена, что сама никогда не пройду мимо какого-либо правонарушения, и наши инспекторы не останутся безучастными. А вот все остальные?..
Ребёнок, в семье которого проявляют жестокое отношение к близким, сам, как правило, проявляет жестокость. Он не научен иначе адаптироваться в обществе. Город у нас маленький, все друг друга знают, знают и неблагополучные семьи. Не будьте равнодушными, не умалчивайте о фактах неблагополучия. Чем внимательнее мы отнесёмся к этой проблеме, тем меньше у нас будет случаев намеренной жестокости, насилия со стороны подростков или их ненамеренного поведения, продиктованного эмоциями, неумением самоутвердиться.
Ирина ШАБУРИНА: заместитель директора по воспитательной работе школы № 72:
– Мы были шокированы, когда узнали об этом ЧП. Хотя я уверена, что никто из наших педагогов просто не допустил бы такой ситуации. В нашей школе мы уделяем огромное внимание именно профилактике правонарушений. Классные руководители ежегодно проводят диагностику, выясняя, всё ли благополучно в семьях учеников. Внимательно относятся к каждому школьнику. Если ребёнок пропустил урок, сразу выясняем, какова причина пропуска. У нас проходят и педсоветы, посвящённые профилактике ранней преступности, работает психолог. Оказываем помощь в учёбе, занимаясь индивидуально.
Ирина ВЛАСОВА, депутат городской Думы, директор Центра детского творчества:
– Признаюсь сразу: у нас более выигрышная ситуация, не как у педагогов в школах. Дети ходят в ЦДТ по желанию, поэтому мы и конфликтов, и вот таких нападений не боимся. У нас занимаются также и дети из так называемых неблагополучных семей. Но именно здесь эти подростки освобождаются от негатива. Мы трансформируем все эмоции в творческую энергию. Некоторые учителя, приходящие на концерты и спектакли, удивляются, как их неблагополучные подростки показывают себя совсем с другой стороны. Есть среди них дети, которые даже получают стипендию главы.
Для меня налицо другая проблема. Меня шокируют дети среднего звена, возраст которых – 13-14 лет. Они, не стесняясь, курят, пьют пиво и ругаются матом, гуляя по улицам города – и мальчики, и девочки. А ведь по закону продажа несовершеннолетним алкогольных напитков и табачных изделий запрещена. Вот как бороться с этим? И знают ли родители, где их дети и чем они занимаются на улице?
Кстати, всем своим респондентам я задала ещё один вопрос: «Возможно ли повторение поступка екатеринбургского школьника в нашем городе?» И получила ответ: «Пока невозможно. В Лесном многое делается для того, чтобы предотвратить подобные ужасные вещи. Но всё меняется, и мы – тоже».
К сожалению, прошли времена, когда родители с детьми что-то вместе конструировали, ремонтировали, катались на лыжах и гоняли мяч. Сейчас многие папы проводят вечера, уставившись в телевизор или в он-лайн игру на компьютере. А мамы тем временем срочно готовят ужин, делают домашние дела, чтобы успеть ухватить кусочек любимого телесериала. А что же дети? Они занимают себя, как могут: смотрят передачи, которые для них не предназначены, «зависают» на сайтах, которые даже взрослым смотреть страшно, общаются в форумах. Играют в игры с монстрами, а потом сами признаются, что иногда путают игру и реальность. Сейчас стало правилом обвинять во всём школу, педагогов. А где в это время родители? Может, пора начать что-то менять?
Мне хочется обратиться и к подросткам. Постарайтесь пройти свой возрастной период с достоинством, чтобы вашим близким и родным не было стыдно за ваши поступки, и задумайтесь о своём будущем.