Наш разговор – с педагогом, директором Лицея города Лесного Натальей Владимировной Решетовой.
Наталья Решетова
- В 2016 г. Наталья Решетова стала победителем Конкурса учителей проекта «Школа Росатома».
- В 2017 году представляла лицей на Конкурсе школ, внедряющих сетевые стандарты «Школы Росатома», по итогам которого лицей вошёл в Инновационную сеть образовательных организаций.
- В 2019 году стала победителем третьего Всероссийского конкурса «iУчитель».
- В 2020 году – лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа» (в команде).
- В 2022 году – полуфиналист конкурса «Флагманы образования. Школа» (в команде); финалист конкурса «Флагманы образования. Муниципалитет» (в команде).
– Наталья Владимировна, видите, эта мысль мне настолько показалась важной, что я вынесла её в заголовок нашего будущего материала. Так сказал знаменитый педагог Шри Чинмой. И у этой мысли есть продолжение: «… открывает знания и проявляет мудрость».
– Пожалуй, в этой фразе трудно согласиться с тем, что учитель преобразует невежество. Не находите ли Вы, что эта её часть несколько поблекла, устарела? Нельзя назвать ребёнка невеждой. Он – взрослеющая личность, постигающая законы мира на каждом этапе своего развития. Учитель, действительно, открывает знания и развивает на каждом уроке, сопровождает ребёнка в процессе взросления, влияет на его становление. И мудрость в таком важном деле просто необходима. А ещё поддержка, доверие и взаимопонимание с ребёнком.
– Владимир Путин отмечал: «…высшей школе необходимы изменения с учётом новых требований к специалистам, нужен синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, с учётом опыта последних десятилетий».
Стало быть, в высших учебных заведениях ждут теперь продвинутых, подготовленных абитуриентов, с которыми школы уже работали по иной методике, включающей «всё то лучшее, что было в советской системе образования»?
Каково Ваше отношение к тому, что методы преподавания в средних школах России начали пересматриваться?
– Я думаю, как раз в нашем городе сохранились основные ценности системы образования. Возможно, этому способствовала закрытость города, сформированное единое городское образовательное пространство и согласованность целей. И в 1990-е, и в 2000-е годы для школ Лесного были важны образовательные и воспитательные результаты образования: крепкие предметные знания, сформированность гражданских и человеческих качеств учащихся. Педагоги удержали эти задачи, несмотря на все сложности.
Сейчас мы проживаем период формирования единого образовательного пространства страны, включающего единые программы, учебники, систему оценки знаний и воспитания, информационную систему. Это позволит обеспечить качественное образование и разностороннее развитие каждому ребёнку в соответствии с его потребностями и интересами, независимо от места проживания.
– Ваша педагогическая дорога началась здесь, ещё в стенах школы. Кто поспособствовал этой возникшей любви к педагогике и решению пойти в педвуз? А потом вернуться в родной город?
– В моём решении стать учителем большую роль сыграли учителя. На самом деле я не мечтала быть педагогом. Училась в физико-математическом классе, потому что нравились эти предметы. В 11 классе у нас появилась новая учительница истории – Татьяна Александровна Шостер. Молодая, интеллигентная, тактичная, знающая и любящая историю. И я решила поступать на истфак. Когда Татьяна Александровна узнала о таком решении, начала заниматься со мной каждый день! Меньше, чем за год, мы заново прошли весь курс истории, и я получила оценку «отлично» на вступительном экзамене в Уральский государственный университет. К моему огромному сожалению, через два года Татьяны Александровны не стало. Но я помню все наши уроки и очень благодарна ей.
После окончания университета я долгое время не работала учителем. Профессия казалась мне сложной и ответственной. Убедила меня попробовать Нина Андреевна Крутилина, учитель русского языка и тоже мой наставник. Честная, решительная, неравнодушная, обладающая огромным опытом, она умела так увлечь!
Анализируя мои уроки, она прямо говорила о положительных сторонах и о том, над чем нужно работать. Мы вместе проводили уроки и внеклассные мероприятия. К ней всегда можно было обратиться за советом.
Приходишь к убеждению, что наставники – это по-особому сильные люди. Они помогают другим поверить в себя и свои силы. Они оказывают порой решающее влияние на нашу жизнь, наше отношение к профессии.
– Да, современный учитель -не только передатчик знаний, но прежде всего личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Не зря говорят: «Личность – изделие штучное». И что же в этой личности главное? Профессиональная подача предмета, сплав творческого таланта и ума, оптимистичный взгляд на мир, личное (внутреннее) состояние счастья, ведь, будучи несчастным и неуспешным, учитель не может быть авторитетным, быть учителем с большой буквы? Не так ли?
– Наверное, всё сказанное.
– А как Вы считаете, не устарели ли такие личностные качества, такие важные факторы успешности педагога: целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, скромность, остроумие, ораторские способности, готовность сопереживать и взаимодействовать?
Но и это ещё не всё. Добавим: вдумчивость, взыскательность, выдержку и самообладание, гуманность, деловитость, доброжелательность, инициативность, искренность, любовь к детям, педагогическую эрудицию, принципиальность, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство собственного достоинства. И, конечно же, в помощь учительской индивидуальности надо приложить такие черты, как уравновешенный тип нервной системы, уверенность в себе, требовательность, тенденцию к лидерству и при этом коммуникабельность и демократизм. Уж не об иконе ли тут речь, как Вам кажется?
– Это – описание какого-то «сверхчеловека». Ни один учитель не может обладать всеми этими качествами одновременно, но в коллективе мы, как правило, дополняем друг друга. Каждый педагог уникален и сам по себе, и в своих отношениях с учениками, в способах подачи предмета, реакциях на разные школьные и жизненные ситуации.
Но я Вас понимаю: наверно, ни к одной профессии сегодня не предъявляются такие высокие требования, как к профессии учителя. Среди всех перечисленных качеств, на мой взгляд, есть ключевые, без которых педагог не состоится. Это высокие моральные установки, стремление к саморазвитию, эмпатия, культура поведения, способность к саморефлексии.
– Что Вы скажете по поводу диагностирования самой себя на предмет определения степени сформированности? Вы были, например, готовы к роли директора лицея, когда получили такое предложение?
– Управленческая деятельность отличается от педагогической работы. Первый мой опыт связан с должностью заместителя директора по воспитательной работе. В 2008 году я работала заведующей библиотекой лицея и преподавала историю. И если вернуться к мысли о том, что в нашей жизни встречаются люди, которые оказывают на нашу жизнь большое влияние, то можно сказать, что Сергей Евгеньевич Черепанов повернул меня в управление и потом всё время помогал мне. В то время он был директором лицея. Целеустремлённый, требовательный к подчинённым и в то же время работоспособный. Он брал на себя ответственность за результат и многое делал сам. Во время его работы был сформирован коллектив лицея.
Сейчас я точно могу сказать, что к роли директора школы невозможно быть готовым. Это жизнь в условиях неопределённости, полная неожиданностей, упорного труда, новых знаний и личных уроков, которые она каждый день преподаёт.
– Чем запомнился Вам Ваш главный наставник? Лично я запомнила, каким Сергей Евгеньевич был на своей последней линейке перед уходом из школы. После того, как прозвенел звонок на урок и все поспешили в классы, он с улыбкой подошёл к группе ребят, выпускников, поступивших уже в вузы и приехавших перед началом учебного года в Лесной, и стал энергично приветствовать каждого крепким рукопожатием. Вы бы видели лица ребят!
– Да, ребята его очень любили за молодость, энергию, обаяние, доброжелательное отношение к ним. Коллеги уважали за интеллект, неравнодушие, внимательность ко всему, что происходит в школе.
– И вновь… Вы принимаете аксиому: чтобы ученик стал личностью, его этому надо научить?
– Личность формируется в процессе жизни в ОБЩЕСТВЕ. Именно окружение влияет на то, какими станут наши дети, какими качествами они будут обладать. Мы ведь все – семья, школа, социальное окружение – в ответе за то, какой личностью станет ребёнок. А педагоги находятся в постоянном круговороте обучения, воспитания и заботы о том, чтобы маленький человек смог выстоять перед всеми вызовами времени.
Золотые медалисты лицея с руководителями города и управления образования. 2023 год.