В Лесном есть небольшой и уютный детский сад «Теремок», в котором работает замечательное трио – воспитатели Ирина Николаевна МЕДВЕДЕВА, Светлана Георгиевна ВАГАНОВА и младший воспитатель Галина Николаевна КОУЛИНА. Интересно, что все три женщины – по знаку Зодиака Девы, и, может, именно это и обусловило тёплую, дружескую и творческую атмосферу во второй младшей группе «Теремка».
Мои собеседницы пришли в педагогику своими путями, но очень любят свою профессию и своих воспитанников, которые у них меняются каждый год. Возраст их подопечных – 3-4 года, а это – сложный, ответственный и вместе с тем очень интересный этап как для детей, так для их родителей. Малыши попадают в заботливые руки этих трёх женщин при переходе из яслей, с неразвитой речью, с отсутствием навыков самообслуживания и игровой деятельности, и задача воспитателей к концу учебного года привить им эти качества.
«Какие они, современные дети?» – интересуюсь у воспитателей, ведь они стажистки и им есть с чем сравнивать. «Во-первых, в наш век электроники даже такие маленькие дети отлично разбираются в технике. У многих дома есть планшеты, а это не всегда положительно сказывается на психике ребёнка, такой хрупкой в это время, – отмечает Светлана Георгиевна. – А ведь в этом возрасте детям необходимо активно познавать мир – вот мы и занимаемся с ними поделками из подручных материалов, что вызывает очень сильный эмоциональный отклик наших воспитанников». «Современные родители вечно торопятся, думая больше о работе, о материальном обеспечении семьи, – продолжает Ирина Николаевна. – Конечно, это тоже важно, чтобы ребёнок был сыт, одет, чтобы вокруг него было комфортное пространство для жизни, но перекладывать воспитательные функции целиком на детский сад – всё же большая родительская ошибка. Очень мало дети и родители общаются в семье, во дворе, а это порождает проблему с коммуникационными навыками у малышей. Нельзя живое общение подменять общением с компьютером».
– Вы как-то перевоспитываете родителей, задаёте им правильное направление, подсказываете?
– Знаете, если родители заинтересованы в правильном и полноценном развитии своего ребёнка, то они сами тормошат нас, интересуются, что надо для группы, какие задания можно выполнять дома, – утверждают мои собеседницы.
– Мне кажется, – добавляет Галина Николаевна, – есть ещё момент недопонимания родителями в силу «переходности» возраста ребёнка, что функция детского сада не совсем схожа с функцией яслей, в которых приоритетом был именно присмотр и уход за детьми. В детском саду уже начинается образовательный процесс, а к этому не все и всегда готовы.
– Конечно, сразу видно, в какой семье воспитывается ребёнок, есть ли там тепло, ласка, любовь, – замечает Ирина Николаевна. – Если ребёнок не хочет отрываться по утрам от мамы, а вечером с радостью бежит к родителям, значит, с эмоциональным фоном полный порядок. А есть детки, которые ищут ласку и тепло у нас – значит, этого ему недодаёт семья. За таких малышей нам обидно.
– А как вам помогает то, что вы много лет работаете вместе?
– Прежде всего, это помогает детям – мы едины в своих требованиях к ним. Дети ведь уже в трёхлетнем возрасте – искусные манипуляторы, а также фантазёры, что иногда диву даёшься, что могут придумать и про родителей, и про нас. И поэтому, если в семье ребёнок бывает вынужден как-то подстраиваться под требования каждого из её членов, а взгляды на воспитание не всегда совпадают даже у мамы с папой, не говоря о старшем поколении, то с нами он чётко знает, что от него хотят, – отвечают педагоги.
– Какие задачи стоят перед воспитателем двадцать первого века?
– Самое главное – научить ребёнка играть и в игре взаимодействовать между собой, – подчёркивает Ирина Николаевна. – И ещё – уходит традиция чтения в кругу семьи, поэтому мы стараемся восполнить и данный пробел в непосредственном общении с печатной книгой.
– Личностно-ориентированный подход к детям – вот из чего мы исходим в своей работе, – продолжает Светлана Георгиевна. – Они все разные. Уравниловки в педагогике быть не должно.
Как известно, в дошкольных учреждениях Лесного активно внедряются здоровьесберегающие технологии. Практикуют это и в «Теремке» – босохождение, «дорожки здоровья», элементы закаливания, «ленивая гимнастика» после тихого часа, люстра Чижевского и ароматерапия. Воспитатели стараются поддерживать высокую двигательную активность малышей, в том числе – на прогулках. Игры с водой в летний период способствуют укреплению психологического и физического здоровья детей.
«Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в канун Дня работника дошкольного образования?» – спрашиваю в завершение разговора у собеседниц, и они ответили: «Воспитатели – это счастливые люди, потому что детство у них не кончается никогда. А значит, не кончаются и неуёмная энергия, непосредственность и жизнерадостность. Желаем коллегам дольше оставаться молодыми душой, не терять педагогического азарта, любви их маленьких воспитанников, здоровья и профессионального долголетия. У нас – самая лучшая в мире работа!».