Дидинский туннель

Малоизвестная, но уникальная достопримечательность – заброшенный железнодорожный Дидинский туннель – находится всего в шестидесяти километрах от столицы Урала. Назван он в честь посёлка Дидино, поскольку располагается неподалёку.

Основатель тургруппы «Затуманщики» Сергей Комков вместе с супругой Татьяной исследовали его зимой 2012 года. Предлагаем нашим читателям совершить заочное путешествие по туннелю и узнать, какие же легенды и тайны хранят его стены.

Отголосок царской России

До туннеля лесничане добирались на электричке из Екатеринбурга. Вышли на станции «1590 километр». Проследовали метров двести по небольшой тропе и наткнулись на сооружение, похожее на средневековый замок: каменные свод, стены. «Дидинский туннель – объект очень интересный. Вход в него своими очертаниями напоминает башни древней крепости и как будто ведёт в иной, параллельный мир. Удивительное творение – заброшенное, но сумевшее сохранить отголосок царской России», – говорит Сергей Комков.

Туннель действительно был открыт в период революции – в 1918 году. Его длина – 1123 метра, ширина – 4,5 метра, высота – около шести метров. Помимо основного хода есть ещё два технических, которые идут параллельно. Один из них необходим для отвода воды. Имеется также вентиляционная шахта.

Последний поезд прошёл по туннелю в 1995 году, после чего сооружение постепенно превратилось в «заброшку». Новую железную дорогу проложили рядом.

Сергей Комков в Дидинском туннеле

Мистика, да и только!

Дидинский туннель окутан массой неразгаданных и даже мистических тайн. Так, согласно легенде, главный конструктор сооружения покончил жизнь самоубийством. Из-за его неверных расчётов при строительстве была допущена ошибка – не произошла состыковка во время пробивки породы. В итоге туннель получился с изгибом. Для простого наблюдателя, не знающего об этой особенности, дуга практически не заметна, но инженер не смог с этим смириться.

Считается, что призрак этого человека обитает в сооружении. Туристы утверждают, что то и дело видят летающую белую дымку – заблудшую душу конструктора, не нашедшую свой вечный покой.

Дидинский туннельЕщё одна легенда, набирающая всё большую популярность, – будто в Дидинском туннеле лежит золото Александра Колчака, которое он пытался спрятать от большевиков. При отступлении на восток его эшелоны как раз проходили по этому пути. Кладоискатели до сих пор ищут золото адмирала. Да только вот найти сокровища ещё никому не удавалось.

Сквозь воду и адреналин

В сооружение Сергей Комков и его супруга входили осторожно: «В последние годы своего функционирования туннель постоянно топили грунтовые воды, из-за чего внутри летом часто можно встретить «море», а зимой – соответственно, лёд. Вот по льду мы и двигались, освещая свой путь фонариками. Примерно в середине дороги лёд стал рыхлым, поскольку температура воздуха там близка к нулю, и наши ноги провалились под воду! Глубина была сантиметров 20-25. Помню, в тот момент мы с супругой пожалели, что не взяли с собой резиновые сапоги – они бы нам очень пригодились…»

Опытные путешественники быстро нашли выход из ситуации: надели на ноги полиэтиленовые мешки и проследовали дальше. Вдруг впереди, прямо под потолком, Сергей Борисович заметил какое-то бело-голубоватое облачко. «Неужели привидение инженера, строившего туннель?!» – пронеслось в его голове. Но мистики не случилось – оказалось, это всего лишь огромная сосулька, которая образовалась в результате подтекания воды сверху.

«Затуманщики» прошли сооружение насквозь. Когда добрались до другой стороны, ощутили тот самый изгиб (ошибку при строительстве): обернулись, а входа, через который они попали вовнутрь, не видно. Для этого необходимо было чуть сместиться в сторону.

Побывав в Дидинском туннеле, лесничане не спешили возвращаться домой. Они исследовали старую воинскую часть, которая когда-то занималась охраной сооружения и находилась прямо над туннелем, ведь через него проходил единственный железнодорожный путь, соединяющий Европу и Азию; сделали памятные фото.

«Сегодня туннель находится в аварийном состоянии, он не безопасен, – говорит Сергей Комков. – Местами осыпаются стены, с потолка падают каменные блоки. Вблизи сооружения можно провалиться в открытые колодцы. А в последнее время на него положили глаз любители быстрой езды. Они устраивают там гонки на внедорожниках. Но, несмотря ни на что, туннель сохраняет свою «изюминку» – он соединяет две исторические эпохи и по праву считается самым посещаемым местом любителей урбантрипа».

Фотопредоставлены Сергеем Комковым
Предыдущая статьяЛучшие муниципальные практики
Следующая статьяСудьба быть вместе

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя