В начале декабря исполнилось 150 лет судебной реформе в России. Эта реформа – пожалуй, наиболее удачная из всех когда-либо совершавшихся в правовой сфере, – в считанные годы поставила Россию вровень с передовыми государствами по качеству судопроизводства. Она опровергает мнение о невозможности в России быстрых успешных реформ.
До утверждения императором Александром II новых Судебных уставов судебные процессы в России могли затягиваться до бесконечности, дело проходило через множество стоящих друг над другом инстанций, что занимало по отдельным делам более 20 лет. Предусматривались различные судебные процедуры для госслужащих, дворян, лиц податных и неподатных сословий. Основная часть следственных действий по уголовным делам производилась полицией и в судебном процессе не проверялась. В большинстве случаев судьи вообще не видели подсудимых и обязаны были решать дело по документам, составленным судебной канцелярией. Адвокатура отсутствовала. Выборные судьи не имели элементарных юридических знаний, образования и были зависимы от губернского начальства.
В результате судебной реформы 1864 года были созданы две ветви судов – мировые и общие судебные и Кассационный департамент Сената как общая третья инстанция.
Судебная власть была отделена от административной. Судопроизводство приобрело гласность. Суд стал единым для всех сословий. Характер судопроизводства стал устным и состязательным, все доказательства для сторон и подсудимых приобрели открытость. Стороны и осуждённые могли теперь подавать кассационные жалобы. Менее значимые дела передавались мировым судам, а более значимые – судам общим, подсудность дел определялась суммой иска, а уголовных дел – тяжестью возможного наказания.
Следствие было отделено от полицейского дознания, обвинение в суде поддерживалось прокуратурой. Был введён суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести, упразднены приговоры «оставление в подозрении».
В судах общей юрисдикции судьи теперь назначались от правительства. Был введён образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов, несменяемость судей. Дела коллегий (либо судей, либо присяжных) решались теперь простым большинством голосов. В мировом суде, напротив, судьи выбирались на определённый срок, Было введено решение уголовных и гражданских дел в одном суде и единолично судьёй, суд стал доступным для неграмотных истцов. Судебная процедура была крайне упрощена, действия суда теперь были направлены на прекращение тяжб мировым соглашением. Срок для обжалования решений был сокращён до 2 недель.
Судебные слушания стали открытыми. Закрытый суд допускался только для дел о богохульстве и сексуальных преступлений. За неявку в суд лица подвергались штрафу. Реформа сопровождалась заменой персонала судебных учреждений, приведшей к существенному повышению квалификации судебных чинов и искоренению коррупции.
Император не имел судебной власти. Он сохранил за собой право на помилование, но не по всем прошениям, а только в отношении дворян, чиновников и офицеров, а также рассматривал приговоры судов, по которым судьи просили о назначении наказания ниже низшего предела. Император назначал всех судей, кроме выборных мировых.
Судебная реформа 1864 года не повлекла изменения законов, часть которых была пересмотрена значительно позже. Она не затронула военного и военно-морского судов, церковного и коммерческих судов, Межевого департамента Сената.
Реформа сохранила крестьянские суды (по мелким искам и проступкам), рассмотрение жалоб на действия и распоряжения правительства, государственных должностных лиц, полиции, органов земского и городского управления вне общих судов, отнеся их рассмотрение к полномочиям административной власти.
Если сравнить изменения, внесённые в судоустройство и судебный процесс реформой 1864 года, с законодательными актами России, действующими в настоящее время, то наглядно усматривается преемственность и внедрение в практику работы судов наиболее эффективных и отработанных многолетней, именно российской, практикой этапов судебной процедуры. Основополагающие нормы Конституции РФ в совокупности с федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами по судоустройству, в которых присутствуют элементы судебной реформы 1864 года, образуют строгую, упорядоченную систему и являются основой судопроизводства в настоящее время, что служит гарантом стабильности в Российской Федерации.
Наталья САВКИНА,
председатель городского суда
В статье использованы открытые публикации
по теме «судебная реформа 1864 года».