Совсем не юбилейная статья

0
1573

В преддверии празднования 50-летнего юбилея школы я получила ответственное задание – написать о ней статью в газету. Дело мне показалось весьма простым: я с теплотой отношусь к своей работе и нашему педагогическому коллективу, неподдельно рада, что работаю именно в школе № 1 (да простят меня те, кто любит и знает её как 69 школу).

Пролистав все выпуски школьной газеты и несколько старых городских газет с юбилейными публикациями, вооружившись полученными в них знаниями, я села писать: «Школа № 1 города Лесного празднует свой юбилей!» – не то, «Наша школа за полвека выпустила…» – тоже не то. В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Нам не суждено выпускать медалистов, воспитывать светил педагогики и медицины, гордиться их спортивными рекордами. Пожалуй, нужно писать о другом. Вот, например: «У истоков основания школы стояли…» А где же брать эту информацию? Решила обратиться за советом к Елене Юрьевне Семениной, которая работает в школе уже 35 лет.

– Елена Юрьевна, выручайте. Пишу статью, мыслей – рой! А главного найти не могу. О чём следует сказать? Какая она, наша школа?
– Уютный дом, особые отношения… И теплота отношений не как педагога к ученику, а, скорее, как к собственному ребёнку…

Юбилей школа 69-03– Да, мать принимает своего ребёнка таким, какой он есть.
– Именно! А если учесть, что мы проводим около 10 часов в день вместе с детьми, на уроках и во время группы продлённого дня, то во многом берём на себя функции родителей. И они заключаются не в «сюсюканье» и всепрощении, а в требовательности, желании и готовности помочь человеку. С первой минуты появления ученика в школе мы не только обучаем и опекаем его, но и даём возможность самим мамам и папам спокойно работать, самореализовываться в жизни, даже имея особого ребёнка. Да и дети могут раскрыть свои возможности, и даже таланты. Вспомни наших лауреатов премии, основанной по Указу Президента, в области декоративно-прикладного творчества, награждение наших «звёздочек» в числе лучших школьников города на «Успехе года», яркие выступления на ежегодном городском фестивале «Мы всё можем!».

– А как Вы думаете, для этого обязательно нужна особенная школа? Ведь сейчас столько разговоров об инклюзивном образовании…
– Да, конечно! В коррекционных школах совершенно другие программы, темпы обучения. И на первое место я бы поставила не обучение, а воспитание, коррекцию, социализацию. Зачастую мы даже говорим об овладении детьми навыками элементарного самообслуживания. Разве это возможно в классе, где 25-30 учеников схватывают всё буквально с полуслова, где получение знаний основано на умении размышлять? А наши подопечные учатся по адаптированным программам, в классах, где не более 12, а в некоторых случаях не более 5 человек, так как у них изначально нарушено мышление. Столпами дефектологии испокон века были индивидуальный и дифференцированный подход. И пускай учитель массовой школы будет очень стараться, ориентированный всей системой образования на получение быстрого, явно ощутимого результата, он просто физически не сможет осуществить такой подход в процессе урока. Да и детское сообщество, вероятно, не готово безоговорочно принять и понять инакость, присущую ученикам нашей школы.

Юбилей школа 69-02– Вот Вы сказали об особенностях обучения детей, их социализации, а ведь многие не понимают, в чём они заключаются.
– Особенность, скорее, в организации образовательного процесса. В самой школе у нас созданы камерные, часто семейные отношения, которые способствуют душевному комфорту каждого подопечного. Конечно, это очень сложно, так как в последние годы увеличилось число воспитанников детского дома и детей со сложными дефектами, находящихся на надомном обучении. Хотя и для них педагоги создают условия, в которых обучающиеся могут показать положительную динамику своего развития. Но эти особые условия вовсе не изолируют учеников от общества: у нас около десятка социальных партнёров, на помощь которых мы можем всегда рассчитывать. Кружковая деятельность в ЦДТ, занятия на базе городского музейно-выставочного комплекса, детской библиотеки им. Гайдара, в экологическом центре, мероприятия, организованные спортивно-оздоровительным комплексом «Факел», и многие другие – всё это расширяет круг общения и интересов детей с интеллектуальными нарушениями.

– Об этом знаем мы, педагоги и родители, а ведь многим жителям нашего города даже не известно, что нас переименовали. Да что там! Я не раз наблюдала картину, когда прохожие поднимались на крыльцо школы, чтобы просто узнать, что это за здание такое, какая организация…
– А разве смена номера сделала наши достижения менее значимыми? Понимаю твоё огорчение – о нас мало кто знает, редко рассказывают о школе в местных СМИ. К великому сожалению, своими успехами мы можем поделиться с узким кругом заинтересованных лиц. Особое значение здесь имеет школьный сайт и наша газета «Здравствуй, школа!», которая уже несколько лет выходит 4 раза в год. Да, и мы всё-таки умеем напомнить о себе! За последние пять лет дважды выигрывали областные гранты, о нашем танцевальном коллективе сотрудников школы знает всё педагогическое сообщество города! И всё своими силами: работа над сайтом, выпуски газеты, сценические костюмы. Увы, нет у нас шефов, на которых мы могли бы хоть иногда рассчитывать. Так что почти вся эта работа, помимо организации самого образовательного процесса, держится на энтузиазме нашего педагогического коллектива, увлечённых, я бы сказала, уникальных людей, работающих в школе.

Юбилей школа 69-01– А в чём, по-вашему, особенность нашего коллектива?
– Сразу хочу уточнить, что, говоря о коллективе, имею в виду не только педагогов, а всех сотрудников. Ведь история любого учреждения – это в первую очередь люди. Ибо именно они своими делами создают имя и славу той организации, где трудятся. Как ни странно, за полвека в школе работало не так много сотрудников. Это говорит о том, что коллектив у нас стабильный, нет случайных людей. О каждом из коллег можно рассказать много и интересно. Но нас объединяет одно – это особый склад ума, свойство души, философия жизни, если хотите. И название ему – Милосердие, неотъемлемыми спутниками которого являются Добро и Уважение.

Наш разговор ещё продлился, но в тот момент я уже нашла для себя самое главное. Школа – дом, школа – семья, где только через общение, через доверительные отношения можно познать её важность и ценность. И, как видите, юбилейная статья по общепринятым канонам у меня совсем не получилась. Но ведь и мы совсем не обычная школа. А мои творческие терзания и мысли нашли своё отражение в этом незапланированном интервью и одном лишь четверостишии, записанном мною на уголке черновика:
И простым становится сложное
(Так во все времена, вновь и вновь),
Когда Милосердье – под кожею,
Когда пульсом бьётся Любовь.

ФотоЮлии Казимировой и из архива школы №69
Предыдущая статьяВсероссийский съезд учителей географии
Следующая статьяСоздатели живой истории

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя